Коммуникативное пространство и его структурные элементы

Конец 20-го столетия ознаменовался бурным ростом информационных технологий, интенсивным развитием средств массовой информации и коммуникации (не даром современное общество называют информационным, технотронным и пр.).

Информационные и коммуникационные технологии оказывают решающее воздействие на изменения, происходящие в социальной структуре общества, экономике, развитии социальных институтов. Подвергается существенным изменениям благодаря электронной почте и мобильному телефону межличностная коммуникация и повседневная речь, на макроуровне – усложняется характер социальных взаимосвязей.

Современные экономические процессы характеризуются смещением сферы материального производства на производство образов. Основным экономическим ресурсом в современном социокультурном контексте являются информация и знания. Функциональные параметры вещей престают быть довлеющим мотивом в производстве и потреблении. Для производителей главным становится не процесс создания, а процесс продажи товара (услуги, информации и т.д.). Следовательно, повышается роль коммуникации в реализации этой задачи. Немаловажным фактором обеспечения эффективности коммуникативной деятельности предприятия (фирмы, государственного учреждения и т.п.) становится построение и контроль результативных коммуникаций. В этой связи решающее значение приобретают такие направления коммуникативной деятельности организации как реклама, маркетинг и Public Relations. В этом случае на первый план выдвигается управленческая деятельность, предполагающая создание специфических условий протекания коммуникативных процессов и выражающаяся в грамотной организации так называемого коммуникативного пространства.

Технология организации коммуникативного пространства может быть применена в сфере политики, экономики, государственного управления, коммерческой деятельности и т.д.).

В самом общем виде коммуникативное пространство можно определить как систему отношений, возникающих между людьми в процессе коммуникации. Однако такое определение не соответствует всей сложности и многогранности феномена коммуникации. Тем более это очевидно в условиях современной ситуации общественного развития. В условиях современного информационного общества взаимодействия субъектов всех уровней (от личности до государства) усложняются. Всѐ более важным становится поиск путей и принципов построения коммуникативного пространства (во всей его многоплановости и многоуровневости) как в огромной степени определяющего возможности и тенденции развития личности и организации, исторического движения всего социума. Пространство коммуникации, еѐ содержание, коммуникаторы и их действия неодинаковы для каждого конкретного случая. Однако ясно одно: от качеств коммуникативного пространства будет зависеть эффективность самой коммуникации, достижение целей, которые ставят перед собой те или иные авторы информационно-коммуникационого процесса.

Специфику коммуникативного пространства обуславливают такие факторы как:

- сфера общения;

- место, в котором происходит коммуникация (социальный статус места);

- вид практической деятельности, частью которой является данная коммуникация;

- характеристика коммуникаторов и их взаимоотношений (сюда входят социально-психологический тип каждого коммуниканта, социальные отношения между ними, степень знакомства и опыт предшествующего взаимодействия, степень активности, еѐ характер, эмоциональный настрой;

- хронологический период, к которому относится данная коммуникация;

- тип стратегической и практической цели каждого коммуниканта. Важно, чтобы эта цель была общей для партнѐров;

- тип стратегической коммуникативной цели каждого коммуниканта (информирование, разъяснение, проверка знаний, спор и т.д.);

- предмет коммуникации, еѐ тема;

- характер передаваемой информации.

- ситуация общения: отношения коммуникаторов, вероятные практические цели, планы партнѐров; и др.

Можно выделить также и некоторые структурные элементы КП:

- обстоятельства коммуникативного акта (общий деятельностный контекст, включающий непосредственный акт совместной деятельности, и привходящие, фоновые обстоятельства);

- с убъекты коммуникации (адресат и адресант, между которыми в процессе коммуникации происходит обмен сообщениями; ими могут быть как отдельные индивиды, так и сложные социальные институты);

- п редмет коммуникации и отражающее его сообщение;

- эффект коммуникации (выраженные в поведении, внутреннем состоянии или отношениях субъектов последствия коммуникативной деятельности);

- к оммуникативные действия (символически опосредованные действия, регулируемые нормами и направленными на достижение целей коммуникации);

- к оммуникативные интенции (субъективные мотивы, побуждающие индивида вступать в процесс коммуникации, и обусловленные интересом либо к партнѐру по общению, либо к теме);

- п рограмма коммуникации (план последовательных операций, определяющий, какой информацией необходимо обмениваться для решения конкретной задачи);

- к оммуникативная ситуация (совокупность специфических условий и обстоятельств осуществления определѐнной коммуникации);

- код (система условных знаков, символов, сокращѐнных обозначений и названий, применяемых для передачи, обработки, хранения различной информации);

- коммуникативный шлюз – понятие теории информации, обозначающее специфическую информацию (отличную от сообщения), цель которой – акцентировать внимание адресата;

- т екст (единица сообщения, представляющая собой совокупность информационно насыщенных элементов, функционально объединѐнных содержательно-смысловую структуру на основе концепции или замыслов партнѐров по общению);

- барьеры коммуникации (препятствия, вызванные естественными, социальными, психологическими факторами, возникающими в процессе коммуникации);

- модель коммуникации – абстрактное, речевое или графическое изображение процессов коммуникации, выражающих взаимосвязь между адресантом (коммуникатором), сообщением, каналами, средствами коммуникации и адресатом (коммуникантом);

- коммуникационная сеть (сеть коммуникации) – система социальных или технических коммуникационных каналов (в виде цепи, звезды, круга и др.), построенная в соответствии с целями и условиями общения;

- коммуникативный стиль (способ коммуникации, обусловленный индивидуальностью коммуникатора и выражающийся в предпочтении определѐнных кодов, каналов и средств коммуникации, степени соблюдения правил того или иного языка);

- коммуникативная цепь – совокупность звеньев коммуникационного процесса, по которым передаѐтся информация. В теории информации под цепью коммуникации понимается множество участников процесса коммуникации как единой функциональной системы. Графическая структура системы изображается в виде блок-схемы, в которой каждое звено представлено одним блоком;

- каналы коммуникации (способы и средства распространения информации);

- коммуникационный контроль – систематическая проверка и управление процессом коммуникации между индивидами, социальными группами, системами как изнутри (например, самоцензура), так и со стороны специальных институтов (цензура);

- коммуникативные потоки (циркулирующая информация).

Таким образом, сущность понятия «коммуникативное пространство заключается в «протяжѐнности» коммуникации, еѐ структурности, сосуществовании и взаимодействии еѐ элементов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: