Каковы особенности мышления детей с недостатками зрения

       Мышление, являясь обобщенным и опосредованным отражением существенных признаков, связей и отношений объективного мира, будучи высшей ступенью познавательной деятельности, возникает и развивается на основе чувственного отражения. Полная или частичная утрата функций зрения, ограничивая количественно ощущения и восприятия, снижая полноту, точность и дифференцированность чувственного отражения внешнего мира, в той или иной степени сказывается на процессе интеллектуального развития. Однако отсутствие или неполноценность зрительных впечатлений не может остановить или исказить до неузнаваемости общий ход развития мышления, так как основные физические, пространственные и временные свойства и отношения движущейся материи с достаточной полнотой отражаются сохранными чувствующими системами.

       Мыслительная деятельность осуществляется с помощью следующих мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации, абстракции и конкретизации.

       Глубокие нарушения функций зрения, влекущие за собой затруднения в сфере восприятия, затрудняют операции анализа и синтеза отражаемых и являющихся объектом познания различных сторон действительности. Это объясняется, с одной стороны, недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов, а с другой - относительной сукцессивностью осязательного и нарушенного зрительного восприятий, препятствующих формированию целостного образа.

       Затруднения слепых в операциях анализа - синтеза проявляются во всех видах психической деятельности. Примером является характерное для слепых неспецифическое узнавание (узнавание по несущественным признакам)[28].

       В операции сравнения при наличии серьезных дефектов зрения также наблюдаются определенные затруднения, особенно на уровне чувственного познания. Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных при полной или частичной утрате зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а, следовательно, и их сравнению[21].

       Выделение несущественных или чрезмерно общих признаков препятствует правильной классификации и обобщению. Классифицируя понятия, дети с нарушениями зрения часто не могут выделить родовые признаки и дают неверные ответы. Для них характерны трудности в образовании групп предметов, потеря единого основания при организации групп, переход к объединению по функциональному или внешнему сходству предметов.

       Отражение существенных свойств и связей окружающего мира при помощи мышления совершается опосредованно в понятиях, суждениях (установление связей различной степени сложности между объектами) и умозаключениях (выводы из имеющихся знаний) - основных формах мыслительной деятельности. Правильность суждений и умозаключений зависит от степени овладения понятиями, которыми оперируют, устанавливая те или иные связи, делая определенные выводы.

       Сужение сферы чувственного познания, возникающее при глубоких нарушениях зрения, отражается в области мышления, в первую очередь, именно на формировании понятий и последующем оперировании ими. Усваивая исторически сложившиеся понятия, существующие в словесной форме, и не получая в то же время в индивидуальном опыте соответствующих чувственных, конкретных знаний, слепые приобретают формальные, оторванные от жизни знания.

       Наиболее характерной особенностью мышления слепых является расхождение между двумя сторонами отражения действительности - чувственной и логической. Дивергенция чувственного и логического в понятиях слепых приводит к тому, что у них часто можно наблюдать неверные либо формальные суждения и умозаключения. Но в процессе обучения и развития понятий у учащихся эти расхождения сглаживаются и нивелируются.

       Мыслительная деятельность слепых подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих.        Сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие, но оно не может принципиально изменить его сущности. Отмеченные отклонения в развитии мышления от нормы могут быть в значительной степени преодолены в результате обучения, направленного на формирование полноценных знаний, в которых чувственное и понятийное представлены в единстве.

 

ВОПРОС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: