Каковы особенности развития речи и общения при нарушениях зрени

       Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое наруше­ ние изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит пере­ стройка связей, и речь при формировании включается в несколько иную систе­ му связей, чем у зрячих.

       Речь слепого и слабовидящего, как и в норме, развивается в ходе специ­ фически человеческой деятельности общения, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантиче­ская сторона речи, появляется «формализм» в использовании лексики: накап­ ливается значительное количество слов, не имеющих конкретного содержания.

       Своеобразие развития речи у детей с нарушениями зрения породило це­ лый ряд теорий, построенных на понимании речи слепых как результата инди­ видуального опыта, в котором отражается значительный разрыв между пред­ ставлениями и словом. Наличие формальных слов отмечается также и у нормально видящих де­ тей. И отличие в соотношении слов и образов у слепых и зрячих скорее количе­ ственное, чем качественное (А. Г. Литвак, 1985).

       Проводя сравнительные исследования словарного запаса у слепых и зря­ чих младших школьников, Н. С. Костючек (1955) выявила, что у зрячих реже на­ блюдалось несоответствие слова и образа. Однако объем активного словаря у них был меньше по сравнению со слепыми учащимися, у которых обнаружено преобладание запаса слов над запасом представлений.

       Особенности формирования речи у слепых ярче проявляются в раннем до­ школьном и младшем школьном возрасте.

       В первый год жизни слепых детей развитие сохранных сенсорных функций происходит в менее благоприятных условиях, чем у зрячих, поскольку из их взаимодействия исключен зрительный компонент.

       Ведущая деятельность в этом возрасте – общение – играет активную роль в развитии слепого и в усвоении им общественного опыта.

       Возникшее дифференцированное слуховое восприятие и самостоятельные вокализации (голосовые реакции), появляющиеся при осязательном знаком­стве с предметами, начинают играть у слепого как средство общения с окружа­ ющими людьми все более важную роль. Слепой ребенок использует речевые звуки и слова для привлечения к себе внимания, для достижения определен­ ных предметов. Отклик взрослых и их эмоциональное отношение к этому сти­ мулируют как произнесение звуков и слов, так и слуховое восприятие слепого.   Он начинает узнавать по голосам своих родных и близких, отличать их от чу­ жих. Гуление слепых не отличается от гуления зрячих хотя у некоторых слепых отмечается более длительный период гуления.

       Привлечение слепого ребенка к участию в различных предметных действи­ ях, побуждение его через речь к действию с ними, называние предметов разви­ вают понимание речи, активизируют его ответные реакции, т.е. формируют по­ требности соучастия в специфически человеческих, необходимых действиях с предметами.

       Речь взрослого, обращенная к ребенку, не просто сопровождает действие, она привлекает внимание слепого к обследованию предметов, вызывает у него интерес к нему; таким образом соз-даютсяпрочные связи между словом и ося­ заемым предметом, расширяется круг понимаемых слепым речевых ситуаций, развивается смысловая сторона речи слепого ребенка. Он начинает искать ис­ точник звука, тянет к нему руки. В такой поисковой ситуации употребленное несколько раз слово (название попадающего в руки ребенка предмета) стано­ вится сигналом к поискам того же предмета в следующий раз. Свой поиск сле­ пой, как и зрячий, сопровождает вокализацией (голосовыми реакциями) или звуками речи. На этой основе начинается интенсивное развитие речи слепого: углубляется ее понимание и активное самостоятельное использование.

       Понимание слепым ребенком смысла слова, как и у зрячего, проходит це­ лый ряд ступеней. На ранних этапах значение слова в понимании ребенка свя­ зывается с эмоциональным переживанием целой ситуации. Это приводит к тому, что слова соотносятся с широким кругом различных предметов и дей­ ствий, входящих в эту ситуацию.

       Вдальнейшем слово начинает связываться с воспринимаемым конкрет­ ным предметом и лишь значительно позже – с формирующимся представлени­ ем: ребенок становится способным понять слово без наличия предмета.

       В1,5 года значение слова становится более стойким и появляются первые обобщения: ребенок знает названия ограниченного круга окружающих предме­ тов, действия с ними и названия отдельных качеств предметов, может их оце­ нить (хороший–плохой,большой–маленький).

       Развитие речевого общения слепого ребенка, как и зрячего, опирается на развитие фонематического слуха.

       Примерно после полутора лет происходит скачок в развитии речи ребенка,

иона начинает развиваться ускоренными темпами.

       Именно в это время ребенок начинает требовать предметы, называя их,

т.е. использует речь для общения. К 2 годам у ребенка возникает описательная речь. В ответах на вопросы взрослого ребенок начинает употреблять описа­ тельное констатирующее предложение.

       В1,5–2года он начинает также использовать свою развивающуюся речь в качестве основного средства общения со взрослыми. Быстро растет активный словарь, совершенствуется грамматический строй речи. Общение слепого ре­ бенка в этот период направлено на взрослого, поэтому по подражанию он овла­ девает большим запасом слов и целых предложений, непонятных ему по со­ держанию. Повторение и употребление слов с пока непонятными значениями не смущает слепого ребенка, так как в ответ на их употребление он получает отклик и радость со стороны взрослого. Это служит стимулом дальнейшего на­ копления формального словаря, который он может употреблять в определен­ ной ситуации и который становится для него средством активного общения со взрослым.

       Активное общение слепого со взрослым в совместной предметной дея­ тельности обеспечивает образование связи слова с обозначаемым им предме­ том. Поэтому опора на активное речевое общение и есть тот обходной путь, ко­ торый обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий и обусловливает продвижение в психическом развитии слепого ре­ бенка. Образование системы связей речевой деятельности со всей системой сохранившихся анализаторов, с развивающейся двигатель-но-мышечнойси­ стемой обеспечивает основу для компенсации слепоты в этом возрасте.

Всвязи с этим огромный скачок в развитии слепого происходит именно в тот момент, когда речевое общение включается во взаимодействие с предме­ тами и когда действия с предметами соответствуют их прямому назначению и оказываются в центре активности слепого. Опыт речевого общения слепого ре­ бенка со взрослым неминуемо приводит ребенка к необходимости использо­ вать речь для все более правильного отражения объективных свойств предме­ та, так как это позволяет ребенку достигать большего эффекта в общении со взрослым в ходе совместной предметной деятельности. Использование взрос­ лым совместных предметных действий с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулирует со­ отнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой – является условием лучшего познания предметного мира в про­ цессе активного оперирования с предметами.

 

ВОПРОС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: