Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое наруше ние изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит пере стройка связей, и речь при формировании включается в несколько иную систе му связей, чем у зрячих.
Речь слепого и слабовидящего, как и в норме, развивается в ходе специ фически человеческой деятельности общения, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм» в использовании лексики: накап ливается значительное количество слов, не имеющих конкретного содержания.
Своеобразие развития речи у детей с нарушениями зрения породило це лый ряд теорий, построенных на понимании речи слепых как результата инди видуального опыта, в котором отражается значительный разрыв между пред ставлениями и словом. Наличие формальных слов отмечается также и у нормально видящих де тей. И отличие в соотношении слов и образов у слепых и зрячих скорее количе ственное, чем качественное (А. Г. Литвак, 1985).
Проводя сравнительные исследования словарного запаса у слепых и зря чих младших школьников, Н. С. Костючек (1955) выявила, что у зрячих реже на блюдалось несоответствие слова и образа. Однако объем активного словаря у них был меньше по сравнению со слепыми учащимися, у которых обнаружено преобладание запаса слов над запасом представлений.
Особенности формирования речи у слепых ярче проявляются в раннем до школьном и младшем школьном возрасте.
В первый год жизни слепых детей развитие сохранных сенсорных функций происходит в менее благоприятных условиях, чем у зрячих, поскольку из их взаимодействия исключен зрительный компонент.
Ведущая деятельность в этом возрасте – общение – играет активную роль в развитии слепого и в усвоении им общественного опыта.
Возникшее дифференцированное слуховое восприятие и самостоятельные вокализации (голосовые реакции), появляющиеся при осязательном знакомстве с предметами, начинают играть у слепого как средство общения с окружа ющими людьми все более важную роль. Слепой ребенок использует речевые звуки и слова для привлечения к себе внимания, для достижения определен ных предметов. Отклик взрослых и их эмоциональное отношение к этому сти мулируют как произнесение звуков и слов, так и слуховое восприятие слепого. Он начинает узнавать по голосам своих родных и близких, отличать их от чу жих. Гуление слепых не отличается от гуления зрячих хотя у некоторых слепых отмечается более длительный период гуления.
Привлечение слепого ребенка к участию в различных предметных действи ях, побуждение его через речь к действию с ними, называние предметов разви вают понимание речи, активизируют его ответные реакции, т.е. формируют по требности соучастия в специфически человеческих, необходимых действиях с предметами.
Речь взрослого, обращенная к ребенку, не просто сопровождает действие, она привлекает внимание слепого к обследованию предметов, вызывает у него интерес к нему; таким образом соз-даютсяпрочные связи между словом и ося заемым предметом, расширяется круг понимаемых слепым речевых ситуаций, развивается смысловая сторона речи слепого ребенка. Он начинает искать ис точник звука, тянет к нему руки. В такой поисковой ситуации употребленное несколько раз слово (название попадающего в руки ребенка предмета) стано вится сигналом к поискам того же предмета в следующий раз. Свой поиск сле пой, как и зрячий, сопровождает вокализацией (голосовыми реакциями) или звуками речи. На этой основе начинается интенсивное развитие речи слепого: углубляется ее понимание и активное самостоятельное использование.
Понимание слепым ребенком смысла слова, как и у зрячего, проходит це лый ряд ступеней. На ранних этапах значение слова в понимании ребенка свя зывается с эмоциональным переживанием целой ситуации. Это приводит к тому, что слова соотносятся с широким кругом различных предметов и дей ствий, входящих в эту ситуацию.
Вдальнейшем слово начинает связываться с воспринимаемым конкрет ным предметом и лишь значительно позже – с формирующимся представлени ем: ребенок становится способным понять слово без наличия предмета.
В1,5 года значение слова становится более стойким и появляются первые обобщения: ребенок знает названия ограниченного круга окружающих предме тов, действия с ними и названия отдельных качеств предметов, может их оце нить (хороший–плохой,большой–маленький).
Развитие речевого общения слепого ребенка, как и зрячего, опирается на развитие фонематического слуха.
Примерно после полутора лет происходит скачок в развитии речи ребенка,
иона начинает развиваться ускоренными темпами.
Именно в это время ребенок начинает требовать предметы, называя их,
т.е. использует речь для общения. К 2 годам у ребенка возникает описательная речь. В ответах на вопросы взрослого ребенок начинает употреблять описа тельное констатирующее предложение.
В1,5–2года он начинает также использовать свою развивающуюся речь в качестве основного средства общения со взрослыми. Быстро растет активный словарь, совершенствуется грамматический строй речи. Общение слепого ре бенка в этот период направлено на взрослого, поэтому по подражанию он овла девает большим запасом слов и целых предложений, непонятных ему по со держанию. Повторение и употребление слов с пока непонятными значениями не смущает слепого ребенка, так как в ответ на их употребление он получает отклик и радость со стороны взрослого. Это служит стимулом дальнейшего на копления формального словаря, который он может употреблять в определен ной ситуации и который становится для него средством активного общения со взрослым.
Активное общение слепого со взрослым в совместной предметной дея тельности обеспечивает образование связи слова с обозначаемым им предме том. Поэтому опора на активное речевое общение и есть тот обходной путь, ко торый обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий и обусловливает продвижение в психическом развитии слепого ре бенка. Образование системы связей речевой деятельности со всей системой сохранившихся анализаторов, с развивающейся двигатель-но-мышечнойси стемой обеспечивает основу для компенсации слепоты в этом возрасте.
Всвязи с этим огромный скачок в развитии слепого происходит именно в тот момент, когда речевое общение включается во взаимодействие с предме тами и когда действия с предметами соответствуют их прямому назначению и оказываются в центре активности слепого. Опыт речевого общения слепого ре бенка со взрослым неминуемо приводит ребенка к необходимости использо вать речь для все более правильного отражения объективных свойств предме та, так как это позволяет ребенку достигать большего эффекта в общении со взрослым в ходе совместной предметной деятельности. Использование взрос лым совместных предметных действий с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулирует со отнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой – является условием лучшего познания предметного мира в про цессе активного оперирования с предметами.
ВОПРОС