Большинство исследователей акцентируют внимание на фазах синдрома сгорания, которые рассматриваются с позиций теории стресса Г. Селье.
I фаза — «Напряжение» — включает симптомы:
1) переживание психотравмирующих обстоятельств;
2) неудовлетворенность собой;
3) загнанность в клетку или неразрешимость ситуации;
4) тревога и депрессия.
II фаза — «Сопротивление» — включает симптомы:
1) неадекватное эмоциональное реагирование;
2) эмоционально-нравственная дезориентация;
3) расширение сферы экономии эмоций;
4) редукции профессиональных обязанностей.
III фаза — «Истощение» — включает симптомы:
1) эмоциональный дефицит;
2) эмоциональная отстраненность;
3) личностная отстраненность;
4) психосоматические и психовегетативные нарушения.
Существует ряд способов преградить путь «синдрому сгорания» (Кочюнас Р., 1999; Яковлева С.В., 1998; Мардахаев Л.В., 2001; Лотова И.П., 1999; Моховиков В.А., 1999):
— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций, стремление к тому, чего хочется, без надежды «выиграть», стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужного самоуничижения и агрессивности; способность к самооценке без упования только на уважение окружающих; открытость новому опыту;
|
|
— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации; удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких близких людей и друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует гармония;
— умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни; обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
— участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно; участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой; постоянное профессиональное самосовершенствование и соблюдение этических и иных профессиональных норм;
— развитие и культивирование других интересов, не связанных с консультированием; чтение не только профессиональной, но и другой литературы без ориентации на какую-то пользу; хобби, приносящее удовольствие и радость.
Итак, чтобы избежать «синдрома сгорания», специалист должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще — живет ли он так, как ему хочется. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным специалистом.
|
|
Пока специалист не проработает свои собственные конфликты, потребности, установки — помогающие встречи и посещения клиентов служат скорее и больше его целям, нежели целям клиентов. Здесь специалисту необходима определенная чувствительность: даже у него есть «слепые пятна». Если специалист проработает собственные проблемы, у него меньше вероятности формирования неосознаваемых проекций на клиента, затрудняющих создание собственно помогающих отношений.