Фазы синдрома сгорания

Большинство исследователей акцентируют внимание на фазах синдрома сгорания, которые рассматриваются с по­зиций теории стресса Г. Селье.

I фаза — «Напряжение» — включает симптомы:

1) переживание психотравмирующих обстоятельств;

2) неудовлетворенность собой;

3) загнанность в клетку или неразрешимость си­туации;

4) тревога и депрессия.

II фаза — «Сопротивление» — включает симптомы:

1) неадекватное эмоциональное реагирование;

2) эмоционально-нравственная дезориентация;

3) расширение сферы экономии эмоций;

4) редукции профессиональных обязанностей.

III фаза — «Истощение» — включает симптомы:

1) эмоциональный дефицит;

2) эмоциональная отстраненность;

3) личностная отстраненность;

4) психосоматические и психовегетативные на­рушения.

 

Существует ряд способов преградить путь «синдрому сго­рания» (Кочюнас Р., 1999; Яковлева С.В., 1998; Мардахаев Л.В., 2001; Лотова И.П., 1999; Моховиков В.А., 1999):

— внесение разнообразия в свою работу, создание но­вых проектов и их реализация без ожидания санкциони­рования со стороны официальных инстанций, стремление к тому, чего хочется, без надежды «выиграть», стать по­бедителем во всех случаях и умение проигрывать без не­нужного самоуничижения и агрессивности; способность к самооценке без упования только на уважение окружаю­щих; открытость новому опыту;

— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации; удовлетворяю­щая социальная жизнь; наличие нескольких близких людей и друзей (желательно других профессий), во взаимоот­ношениях с которыми существует гармония;

— умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни; обду­манные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

— участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опы­том; периодическая совместная работа с коллегами, значитель­но отличающимися профессионально и личностно; участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсу­дить возникшие личные проблемы, связанные с консультатив­ной работой; постоянное профессиональное самосовершенство­вание и соблюдение этических и иных профессиональных норм;

— развитие и культивирование других интересов, не свя­занных с консультированием; чтение не только профессио­нальной, но и другой литературы без ориентации на какую-то пользу; хобби, приносящее удовольствие и радость.

Итак, чтобы избежать «синдрома сгорания», специалист должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь во­обще — живет ли он так, как ему хочется. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным специалистом.

Пока специалист не проработает свои собственные кон­фликты, потребности, установки — помогающие встречи и посещения клиентов служат скорее и больше его целям, нежели целям клиентов. Здесь специалисту необходима определенная чувствительность: даже у него есть «слепые пятна». Если специалист проработает собственные пробле­мы, у него меньше вероятности формирования неосознава­емых проекций на клиента, затрудняющих создание соб­ственно помогающих отношений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: