Характеристика мышления как познавательного процесса.виды и формы мышления. Основные мыслительные операции.
Мышление-это социально-обусловленный,неразрывно связанный с речью психологический процесспоиской и открытий существенно нового,т.е.процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе его анализа и синтеза.
Виды мышления.
- Наглядно-действенное- вид мышления,опирающийся на непосредственное восприятия предмета в процессе действий с ними.Является более элементарной формой мышления,возникающей в практической деятельности и являющаяся основой формирования более сложных форм мышления.
-Наглядно-образное мышление - вид мышления,характеризующийся опорой на представление и образы.
- Словесно-логическое - вид мышления,основанный на выделении существенных связей предмета и его свойств. Оно выступает в форме отвлеченных понятий и рассуждений.
Формы мышления:
1) Понятие (отражает существенные свойства,связи и отношения предметов и явлений,выраженное словом или группой слов)
|
|
2) Суждение (отражает связи между предметами и явлениями,утверждение или отрицание чего-либо)
3) Умозаключения (форма мышления,при которой на основе небольших суждений делается определенный вывод. Мокут быть индуктивными и дедуктивными)
Основные мыслительные операции:
- Обобщение - мыслительное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.Обобщенности способствует то,что мышление носит знаком характер,выражается словом.
- Опосредствование - это познание,использование вспомогательных средств.Благодаря опосредованности оказывается возможным то,что невозможно воспринять.
- Анализ - связан с расчленением сложного объекта,на составляющие его части или характеристики.
- Синтез - это соединение частей в единое целое.
- Сравнение - установление сходства и различия между объектами.
- Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам.
- абстакция - основано на выделении ТОЛЬКО существенных свойств и связей предмета.
Ответ на вопрос номер 12.
Речь и ее функции. Речь как средство общения и инструмент мышления.
Речь-это важный фактор психического развития человека и становление его как личности.
Речевая деятельность связана со всеми сторонами псих.сознания. При помощи речи все псих.процессы становятся произвольными.
Функции речи:
-Сигнификативная- функция называния,т.е. каждое слово дает название объектам или группе объектов.
- Обобщение- заключается в выделении существенных сторон предметов и объединении их в группы.
- Коммуникативная -обеспечивает передачу знаний,отношений чувств и подразделяется на:
|
|
* информативную
*болеизъявительную
*экспрессивную
Виды речи:
1.Речь внутренняя: беззвучная речь,близкая к мыслительному процессу:
* собственно внутренняя речь
* внутреннее проговаривание
2. Внешняя речь:
А) устная:
Монологическая речь
Диалогическая
Б) письменная речь:
Чтение
письмо
Ответ на вопрос номер 13.
Понятие и строение человеческой деятельности.Виды и развитие человеческой деятельности.
Деятельность- это активное взаимодей1ствие человека со средой в которой он достигает сознательно поставленной цели,возникшей в результате появления у него определенной потребности или мотивов.
Мотив-это то,что побуждает человека к деятельности.
Деятельность побуждается мотивами,направлена на достижение цели и состоит из действий-относительно законченных элементов,напарвленных на достижение промежуточных целей подчиненных общему замыслу.
Деятельность является соц. категорией.
Для человека характерна сознательное выделение себя из природы,познание ее закономерностей и осознаное воздействие на нее. Неприменными компонентами его являются:
НАВЫКИ- автоматизированный способ выполнения действий.
УМЕНИЯ-это самый элементарный уровень выполнения действий и мастерство человека в данном виде действий.
ПРИВЫЧКИ- потребность совершать действия,можети орбразоваться без особых усилий со стороны человека.
Она формируется на 21 день.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Игра- воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними,направленных на познание окружающей действительности.
Учение- усвоение определенной программы,дейцствий и форм поведения.
Труд- деятельность,направленная на удовлетворение потребностей человека,созданием материалоьных и духовных ценностей.
Дополнительный вид-общение.
Ответ на вопрос номер 14.
Умения,навыки и привычки.
Для человека характерна сознательное выделение себя из природы,познание ее закономерностей и осознаное воздействие на нее. Неприменными компонентами деятельности являются:
НАВЫКИ- автоматизированный способ выполнения действий.
УМЕНИЯ-это самый элементарный уровень выполнения действий и мастерство человека в данном виде действий.
ПРИВЫЧКИ- потребность совершать действия,можети орбразоваться без особых усилий со стороны человека.
Она формируется на 21 день.
Согласование навыков происходит тогда,когда:
1)один из навыков служит средством лучшегго усвоения другогго,
2) система движений обоих навыков соответствует,
3) когда конец одного навыка является началом другого.
Умения в отличии от навыков образуются в результате координации движений(навыков из объединения в системы с помощью действий,находящихся под сознательным контролем) Основное качество умений заключается в том,что человек в состоянии изменять структуру умений,сохраняя при этом неизмененный конечный результат.
Умения и навыки делятся на типы:
-двигательные
-познавательные
-теоретические
-практические
Привычка отличается от умений и навыков тем,чтио представляет собой непродуктивный инструмент деятельности чкеловека,негибкая,часто неразумная \деятельность.
От навыка отличается тем,что может иногда сознательно контролироваться,от умения тем,что не всегда является разумной и полезной.
Ответ на вопрос номер 15.