Внимание-это направленность и сосредоточенность песих.деятельности человека,выражающая активность личности в данный момент и при данных условиях.Это организация форм псих.отражения,включающая в себя их реализацию и контроль.
Направленность внимания носит избирательный характер,касающийся выбора объекта сохранения и поддержание этого выбора.
Выделяют критерии внимания:
-внешние реакции(моторные реакции)
-сосредоточенность на выполнении определенной деятельности.
-увеличение продуктивности исполнительной деятельности
-избирательность информации
-ясность и отчетливость
Виды внимания:
1) непроизвольное (сосредоточенность на объекте в силу свойств самого объекта)
факторы привлечения внимания:
* характер раздражителя: сила,новизна,контраст
*структурная организация деятельности: объединенные предметы превлекают нас целостно
*отношение раздражителя к потребностям
2) произвольное внимание
3) послепроизвольное внимание
Свойства внимания:
1) Концентрация (интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего,что не входит в поле внимание)
|
|
2)Распределение (организация психологической деятельности при которой одновременно выполняется 2 или более действия)
3) Объем внимания (кол-во связанных объектов,которые могут одновременно восприниматься ясно и отчетливо 7 +- 2)
4) Устойчивость (длительность в тенчении которой возрастает концентрация,регулируется характером самого человека)
Развитие внимания:
Развивать внимание важно в любом возрасте.Внимание является отражением интереса к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. У ребенка сосредотиоченность внимания имеет временный характер, и он привязан к предмету до тех пор,пока не появится новый.
Если человек не развивает свое внимание,он становится рассеянным.
Упражнения по развитию внимания:
1) Игра в "съедобное несъедобное"
2) Найди отличие
3)Акцентирование внимания на ярких образах.
4)выявление новых деталей в предметах (интерьере например,или одежде)
Ответ на вопрос номер 9.
Общее понятие о памяти. Представления. Основные мнемические процессы.Классификация видов памяти.
Память -это процесс организации и сохранения прошлого опыта,делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания.Это важнейшая психическая функция являющаяся объединяющим звеном в организации психики.она обеспечивает целостность и единство личности.
Представление -это образ предмета,основанный на прошлом восприятии.Этот психический пироцесс тесно связан с памятью. образы представлений значительно богаче
|
|
по содержанию наглядных образов восприятий,т.к.они:
1) Предполагают интеллектуальную разработку,выделение в предмете наиболее существенных признаков,отнесение его к определенной категории;
2) являются следствием не только восприятия,а результатом сложной практической деятельности.
образы представлений являются основой памяти.
Основные мнемические процессы:
1)Запоминание -псих.деятельность,направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с приобретенными ранне знаниями.
2)Сохранение- динамический процесс,совершающийся в условиях определенным образом организованного усвоения,включающего переработку материала.
3) Воспроизведение-актуализация закрепленного раннее содержания психики.Может быть произвольным и непроизвольным.
4) Забывание- процесс,приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала.
Классификация видов памяти:
1) По времени сохранения материала:
а) сенсорная (чувствительная) от 3/10 до 1 секунды:
-эконическая (зрительная)
-эхоическая (слуховая)
б) кратковременная (20 секунд)
в) долговременная (не зависит от объема материала и времени)
г)оперативная (сохранение материала в течении заранее отведенного времени)
2) По характеру цели деятельности:
а) непроизвольное
б) произвольное
3) По использованным для запоминания средствам:
1) непосредственная,натуральная память.
2) внешне опосредованная память
3) внутренне опосредованная память
4) По характеру психической активности:
а) двигательная
б)механическая
в) когнитивная (процесс сохранения знаний)
г) личностная (сохранение образа самого себя)
д)эмоциональная
е)словесно-логическая
ж)образная:
*зрительная
*слуховая
*обонятельная
*осязательная
*вкусовая
Ответ на вопрос номер 10.
Характеристика воображения как познавательного процесса.Определение и виды воображения. Функции воображения,его развитие.
Воображение — это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.
Функции воображения
Выделяют следующие функции воображения:
□ представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами;
□ формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности;
□ участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями);
□ регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.);
□ основа для творчества — как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство);
□ создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал);
□ продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, что они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.
|
|
Галлюцинации относятся к типу пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.
Грезы, в отличие от галлюцинаций, являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.
Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична, в большей степени осуществима и относится к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Среди особенностей мечты выделяют следующие:
□ мечтая, человек всегда создает образ желаемого;
□ она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов;
□ мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым;
□ образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером и в то же время — отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.
Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивност
Вид воображения | Его характеристики | ||
По степени активности и волевых усилий | |||
Активное воображение (преднамеренное) | Создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.) | ||
Пассивное воображение (непреднамеренное) | При этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя) | ||
По степени преобразования действительности
| |||
Продуктивное (творческое) воображение | Создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается | ||
Репродуктивное (воссоздающее) воображение | Создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть |
Развитие воображения идет по пути от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. Оно опирается на развитие способности представления. Представления, как было отмечено, отличаются от восприятий меньшей ясностью и отчетливостью. Однако эти особенности представлений могут быть развиты. Основным условием развития способности к ясным и отчетливым представлениям является систематическое упражнение этой способности. В процессе практической деятельности благодаря соответствующей направленности внимания может быть развита не только яркость, но и устойчивость представлений.
Важную роль в развитии воображения играют следующие приемы:
а) всемерное увеличение запаса представлений, так как деятельность воображения может успешно протекать только на основе многочисленных и разнообразных представлений. В любой области практической деятельности малый запас представлений приводит к бедности воображения. Наоборот, богатство представлений открывает широкие возможности для плодотворной деятельности воображения;
б) развитие способности мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слышать его внутренним зрением и слухом, представлять его себе не как-нибудь, не вообще, не приблизительно, а во всех деталях и подробностях, которые его характеризуют: «воображаемые объекты и образы рисуются нам хотя и вне нас, но все же они предварительно возникают внутри нас, в нашем воображении и памяти», — говорит Станиславский;
в) развитие способности инициативного воображения. Необходимо руководить развитием воображения так, чтобы в процессе воображения всегда стояла определенная и ясная цель, чтобы результаты процесса воображения всегда проверялись практикой и контролировались постановкой вопросов — где, как, когда, почему, для чего и т. д.;
г) активная помощь со стороны, когда воображение иссякает и больше не дает результатов.
д) систематическое упражнение способности воображения в процессе активной творческой работы. Не следует упускать ни одного случая, в котором могли бы с пользой применить свое творческое воображение. В результате такой активной работы воображение будет все более и более совершенствоваться. Пример людей, занятых творческими профессиями (художники, писатели, конструкторы и др.), показывает, как крепнет и развивается способность воображения в процессе активного его применения в той или другой практической деятельности.