Правовое регулирование негосударственного пенсионного обеспечения россиян

Динамичный рост финансового рынка обуславливает формирование и развитие процесса финансового посредничества как комплексного явления в связи с усложнением инвестиционной составляющей большинства секторов экономики. Одной из форм финансового посредничества является деятельность институциональных инвесторов, функциональной задачей которых является, прежде всего, обеспечение клиентов финансовыми продуктами и услугами с большей степенью эффективности, нежели непосредственное участие таких клиентов в операциях финансового рынка без привлечения услуг финансовых посредников. Современная отечественная нормативно-правовая база законодательно не закрепляет определение понятия институциональных инвесторов в силу отсутствия единого универсального подхода к содержанию вопроса об институциональных инвесторах.

В то время как система институциональных инвесторов, включающая формы и виды финансовых взаимосвязей, а также принципы и механизм их взаимодействия, клиентов институциональных инвесторов и государственных структур, органически вливается в существующее рыночное пространство, способствуя развитию коллективных инвестиций. Ряд исследователей рассматривают систему институциональных инвесторов как совокупность финансовых институтов различного назначения, общей чертой которых является инвестирование средств от лица данного института в различные активы с целью получения доходов по этим средствам.

Согласно Указу Президента РФ «Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров» развитие системы форм коллективного инвестирования предполагает активное участие таких институциональных инвесторов как:

· паевые инвестиционные фонды (открытые и интервальные, а также закрытые срочные);

· кредитные союзы;

· акционерные инвестиционные фонды;

· инвестиционные банки;

· негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Обезличенные денежные средства, аккумулированные в фондах институциональных инвесторов и предназначенные для целей инвестирования, вверяются в доверительное управление управляющих компаний с целью минимизации риска обесценения инвестиционных вложений и получения дохода по ним. Все большую актуальность на сегодняшний день в сфере коллективного инвестирования приобретают негосударственные пенсионные фонды (НПФ), дуалистическая природа которых, с одной стороны, усложняет разрешение задач по формированию фондами финансовых ресурсов, предназначенных по существу для реализации обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению с возложением части ответственности государства за социально-экономический баланс поколений, с другой стороны, накладывает отпечаток рыночного характера финансово-экономических связей по инвестированию средств активов.

Дуализм института негосударственных пенсионных фондов определен целями и задачами деятельности НПФ, статусная позиция которых носит некоммерческий характер, в то время как сам процесс инвестирования активов посредством управляющих компаний подразумевает эффективное использование инструментов рыночного механизма хозяйствования.

Специфические особенности деятельности НПФ обусловлены одновременным участием фондов в двух полярных сферах пенсионного обеспечения: обязательном пенсионном страховании и негосударственном пенсионном обеспечении (добровольном, дополнительном). Согласно ст. 5 федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщиками в системе обязательного пенсионного страхования наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды, пределы осуществления полномочий страховщика которыми устанавливаются федеральным законом. В частности, пределы осуществления полномочий НПФ в качестве страховщика законодатель устанавливает нормами ст. 13 федерального закона, в которой изложены права и обязанности страховщика в лице Пенсионного фонда Российской Федерации.

Особая организационно-правовая форма НПФ закрепляется за фондами положениями федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», в соответствии с которыми НПФ признаются некоммерческими организациями социального обеспечения, исключительными видами деятельности которых является деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда, а также деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельность страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. В соответствии со ст. 118 части I ГК РФ фондами признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Так, имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд, в свою очередь, не отвечает по обязательствам своих учредителей. Также нормами ГК РФ не запрещается фондам осуществлять предпринимательскую деятельность, доходы от которой служат для целей, ради которых создан фонд. Долгосрочный характер инвестирования средств НПФ и социальная нагрузка, возложенная на фонды, предопределяют неотъемлемую составляющую их деятельности такую, как надежность.

Надежность заключается в сохранность вверенных средств вкладчиков и страхователей фонда, и их прирост в процессе капитализации пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Вкладчиками выступают физические или юридические лица, производящие уплату пенсионных взносов по пенсионным договорам в системе негосударственного пенсионного обеспечения.

Таким образом, совокупность пенсионных взносов формирует целевые фонды денежных средств в части размещения пенсионных резервов, система пенсионных взносов, тем самым, является правоприменительной исключительно в отношении механизма реализации негосударственного пенсионного обеспечения. Объем страховых взносов, аккумулированных в НПФ, формирует пенсионные накопления, функциональным назначением которых является формирование накопительной части трудовой пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Пенсионные накопления включают также средства взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Средства фонда, полученные в соответствии с договорами о создании профессиональной пенсионной системы, входят в состав пенсионных накоплений, находящихся в собственности НПФ для целей их инвестирования посредством привлечения услуг управляющих компаний. К сожалению, действующим законодательством на сегодняшний день не предусмотрена отдельная правовая база, посвященная особенностям организации профессиональной пенсионной системы, а отдельные нормы лишь отражены в Федеральном законе «О негосударственных пенсионных фондах». В законе отсутствует характеристика субъектов отношений системы профессионального пенсионного страхования, название платежей, вносимых страхователями (именно так будем именовать клиентов НПФ в силу формирования последними пенсионных накоплений за счет аккумулированных денежных средств, в состав которых включаются взносы по профессиональному пенсионному страхованию).

Таким образом, при анализе объемов изменения пенсионных накоплений необходимо помнить о включенных в их состав средствах, полученных по договорам о создании профессиональной пенсионной системы. Помимо всего прочего, надежность НПФ должна обеспечиваться и в отношении выплат участникам и застрахованным лицам. Участниками выступают физические лица, в пользу которого должны производиться выплаты негосударственной пенсии в соответствии с условиями пенсионного договора, заключенного между НПФ и вкладчиком.

Надежность (гарантия выплат) в краткосрочной перспективе для НПФ выступает показателем его способности отвечать по своим текущим обязательствам, что предопределяется его платежеспособностью как самостоятельного юридического лица за счет собственных средств (части дохода от размещения пенсионных резервов и пенсионных накоплений) либо за счет средств учредителей. В более отдаленной перспективе, носящей долгосрочный характер, надежность НПФ определяется финансовой устойчивостью фонда.

Под финансовой устойчивостью НПФ понимается такое соотношение источников финансирования собственного имущества фонда и их использование, при котором фонд в достаточной степени гарантирует выполнение своих обязательств перед участниками и застрахованными лицами, а также имеет возможность развиваться и финансировать собственную уставную деятельность в долгосрочной перспективе.

Успешное функционирование НПФ напрямую зависит от дохода, получаемого в результате размещения пенсионных резервов и пенсионных накоплений, в то время как наличие этого дохода отнюдь не гарантируется в связи с сопровождающимися финансовыми рисками. Таким образом, представляется весьма сложным обеспечить надежность НПФ в силу объективных условий функционирования рынка и изменяющейся демографической структуры общества.

Динамичное развитие накопительной системы в идеологическом плане возможно лишь при непрерывном воспроизводственном процессе в рамках перманентного социально-экономического роста, развития финансового и фондового рынков страны. Надежность системы негосударственного пенсионного обеспечения, обеспечивается, с одной стороны, принятием мер государственного регулятора в отношении деятельности НПФ, с другой стороны, стратегии пруденциального инвестора НПФ, способного к качественному осмыслению и применению инструментов финансового рынка.

При этом негарантированный рост экономики, и тем более негарантированная стабильность индикаторов фондового рынка, находящихся в тесной зависимости от национального и международного рынков, усиливают роль государственного регулятора в урегулировании вопросов дальнейшего формирования и развития накопительной системы страны.

Однако, как показывает практика прошлых лет, регулятивная функция государственных органов на сегодняшний день сведена к ограничительной политике в сфере инвестирования пенсионных резервов и пенсионных накоплений.

Государственное регулирование деятельности НПФ на сегодняшний день сводится к соблюдению требований негосударственными пенсионными фондами, предъявляемыми макрорегулятором в лице Банка России.

Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется Банком России без ограничения срока ее действия. Одним из первоочередных требований к осуществлению деятельности фондом является минимальный размер собственных средств, который должен составлять не менее 150 миллионов рублей, а с 1 января 2020 года - не менее 200 миллионов рублей. Установление подобного требования со стороны государственного регулятора должно обеспечить исключение из системы небольших фондов, не способных осуществлять эффективно свои функции и, напротив, возложение за - дач по инвестированию средств на крупные НПФ, с достаточным объемом собственных средств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: