Взаимодействие органов государственного управления и местного самоуправления

 

Взаимодействие властей представляет собой форму усиления системы разделения властей. В настоящее время схема взаимодействия властей определяется единой целью всех уровней и всех ветвей власти и осуществляется в нескольких направлениях:

- взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации с федеральными органами государственной власти;

- взаимодействие органов государственной власти между субъектами Российской Федерации;

- взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в субъекте Российской Федерации;

- взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления;

- взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами государственной власти других стран.

Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации с федеральными органами государственной власти. Отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации строятся в настоящее время не только на основе Конституции Российской Федерации, но и на основе конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, на принципах взаимоуважения и взаимной ответственности.

Статья 5 Конституции Российской Федерации гласит: "Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны"*(27).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 1995 года "О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации" (пункт 3) образована Комиссия при Президенте Российской Федерации по взаимодействию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации. На Комиссию возложены следующие задачи:

- "обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе разработки и принятия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, при решении других вопросов конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации;

- выработка мер по обеспечению соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

- устранение возможных разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- подготовка предложений о применении Президентом Российской Федерации согласительных процедур для разрешения таких разногласий в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации"*(28).

Вопросам взаимоотношения Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации посвящена глава VIII Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1997 года) "О Правительстве Российской Федерации"*(29).

В соответствии с данным Федеральным законом законодательный (представительный) орган и исполнительный орган субъекта Российской Федерации:

- направляет предложения по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- получает от Правительства Российской Федерации сообщения о результатах рассмотрения внесенных предложений;

- получает проекты решений Правительства Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- вносит предложения по таким проектам.

Исполнительный орган субъекта Российской Федерации подконтролен Правительству Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Проблемы взаимоотношений между ветвями государственной власти субъекта Российской Федерации. За шесть лет в субъектах Российской Федерации сложились принципиально новые органы государственной власти. Взаимодействие между ветвями государственной власти в субъектах Российской Федерации тем более эффективно, чем более четко разграничены их полномочия. Каждая из трех ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) имеет свою компетенцию в реализации функций государственного органа власти и систему полномочий, определенных конституциями (уставами), законами.

Правовой основой полномочий законодательной власти Хабаровского края являются:

- Конституция Российской Федерации;

- федеральные законы;

- Устав Хабаровского края;

- законы Хабаровского края.

Правовой основой полномочий исполнительной власти Хабаровского края являются:

- Конституция Российской Федерации;

- федеральные законы;

- Устав Хабаровского края;

- Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Хабаровского края, а также соглашения с федеральными органами исполнительной власти;

- Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В качестве примера разграничения полномочий между законодательной (представительной) и исполнительной ветвями государственной власти Хабаровского края приводится нижеследующая таблица, составленная автором на основании Закона Российской Федерации "О милиции" от 18 апреля 1991 года (с изменениями и дополнениями от 18 февраля 1993 года, 1 июля 1993 года, 15 июня 1996 года, 31 марта 1999 года, 6 декабря 1999 года)*(30), а также Закона Хабаровского края "О краевых целевых программах" от 27 июня 1996 года (с дополнениями от 2 октября 1997 года)*(31).

Примером неурегулированных полномочий между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти Хабаровского края можно считать полномочия по согласованию с министром внутренних дел назначение и освобождение от должности начальника УВД края (пункт 5). В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О милиции" от 18 апреля 1991 года (в редакции Федерального закона от 31 марта 1999 года) установлено, что руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: