Организационные основы управления в экономической сфере

 

В настоящей главе речь пойдет о режимах, объединяющих нормы административного права Российской Федерации об организационных основах управления в сфере экономики. Часть режимов созданы по экономическому признаку принадлежности тех или иных регулируемых правом общественных отношений к той или иной отрасли экономики. В самом общем смысле эти режимы формируются в связи с экономической спецификой управления соответствующей областью экономической деятельности и связаны с функционированием специальных управленческих структур, как на уровне Российской Федерации, так и на уровнях ее субъектов и муниципальных образований. Это не всегда единый орган, но в свете новейшей административной реформы управленческие структуры стали менее разноплановы, а их функции более конкретны. Как известно, функции нормативно-правового регулирования в сфере соответствующей компетенции получили только федеральные министерства, в то время, как контрольно-надзорные и правоприменительные функции переданы подведомственным данным министерствам федеральным службам и федеральным агентствам. Субъектами таких отраслевых режимов являются в целом хозяйствующие субъекты отдельной отрасли экономики, с одной стороны, и указанные выше управленческие структуры, с другой.

Традиционно в экономической географии принято выделять такие отрасли экономики, как сельское хозяйство, промышленность и строительство, топливно-энергетический комплекс, транспорт и связь, торговлю и финансы.

Не следует, однако, забывать о том, что подразделение на отрасли применительно к структуре органов государственного управления и, в частности, органов исполнительной власти гораздо более условно, нежели подразделение на отрасли в экономическом и географическом контекстах. В данном случае подразделение на отрасли управления основано не столько на объективных критериях экономического характера, сколько на соображениях более эффективной организации управления, приоритетности тех или иных областей хозяйствования перед остальными, пусть и временное, но необходимое повышенное внимание государства к потребностям той или иной сферы общественного производства. В результате этого иногда непоследовательным кажется отнесение той или иной группы управленческих функций к ведению одного органа управления, а не другого (например, подведомственность Федерального агентства по тарифам не Министерству промышленности и энергетики, а Министерству экономического развития и торговли, несмотря на то, что основная масса тарифов утверждается именно применительно к энергетическим ресурсам). В связи с этим, с другой стороны, часть организационных режимов в экономической сфере функционирует на основе межотраслевого принципа, т.е. совмещает в себе функции управленческого воздействия не на одну отрасль, а их совокупность (как вышеуказанное Министерство экономического развития и торговли).

Таким образом, можно констатировать, что в Российской Федерации (впрочем, не в ней одной) управление экономикой основано на сочетании отраслевого и межотраслевого принципов организации управленческих структур. В целях оптимизации изложения представленного материала мы будем следовать логике действующего административного законодательства, то есть представим и отраслевые и межотраслевые организационные институты в нормативно установленной последовательности.

В связи с общими изменениями структуры органов исполнительной власти Российской Федерации в настоящий момент различными экономикой управляют несколько федеральных министерств, включая Министерство финансов, которое включает Федеральную налоговую службу. Кроме указанных органов, в управлении экономическими отраслями участвуют Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам, находящиеся непосредственно в ведении Правительства РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: