Фикции и фиктивность в международном праве

 

Проблема фиктивного в праве, в том числе - в международном праве, занимает чрезвычайно важное место, поскольку здесь в большинстве случаев только с помощью создания юридических фикций и оперирования ими возможно строить правоотношения*(764).

То, что первоначально феномен фиктивного захватил умы виднейших философов, - факт общеизвестный. Исследованием фикций в праве занимались известные ученые-правоведы XVIII-XIX вв. К сожалению очень мало современных авторов рассматривают юридические фикции в своих трудах. Редкий современный юрист занимается исследованием феномена фикции в международном праве, хотя фикции здесь нашли довольно широкое применение.

Напомню некоторые теоретические положения, высказанные выше. Исследователи акцентируют внимание на таком качестве юридической фикции, как способность эффективно устранять пробелы в законодательстве и праве в целом*(765).

Это наблюдение верно по чисто формальным основаниям: закон, правовая норма существуют, и неважно, что они не соответствуют новой действительности, - правовая ниша заполнена. Эффективно ли это на самом деле? Ответ может быть разным.

Главное в правовой фикции другое - все законодательство и право (и не имеющее пробелов) основывается на юридических фикциях. Юридическая фикция по своей природе призвана не только устранять пробелы в законодательстве и праве. Роль ее значительно серьезнее и непосредственно связана с содержательной частью всего законодательного и правового процесса, в котором чрезвычайно редко удается "заморозить" правовую норму и регулируемые ею общественные отношения в состоянии полного соответствия. Следовательно, законодатель и другой нормоустанавливающий механизм вынуждены прибегать к фикции, чтобы в определенной правовой сфере правопорядок обладал системностью.

Почему же это происходит? Дело в том, что право, в отличие от регулируемых им общественных отношений, обладая значительной стабильностью (можно даже сказать - консервативностью), постоянно отстает от регулируемых им общественных отношений в очень многих областях. Это неизбежно, по-иному быть не может, иначе пришлось бы многие нормы заново принимать чуть ли не каждую неделю. Возникает необходимость в использовании института фикций, в одних случаях - на короткое время, в других - на длительный срок.

В силу сказанного, фикции свойственны всем правовым системам. Иногда их использование, с точки зрения обыденного сознания, находится на грани фальсификации понятий. Например, в США в начале XX в., при возникновении проблем в судопроизводстве в силу пробелов в законодательстве, но острой необходимости решить дело, американские суды обходили соответствующие препятствия путем условного приравнивания (отождествления) понятий "имущество" и "делать бизнес"*(766).

Столь же необычной (а по мнению ряда юристов, невозможной) выглядит постановка вопроса об административной и уголовной ответственности юридического лица. Но многие государства, столкнувшись с резким ростом правонарушений, совершаемых корпорациями, пошли по пути применения норм-фикций в данном случае. Ситуация в определенной мере облегчилась тем, что и само юридическое лицо представляет собой правовую фикцию. В результате в настоящее время уголовная ответственность юридических лиц установлена во Франции, Бельгии, Дании, Японии, Канаде, США, Южной Корее, Голландии, Норвегии, Австрии и некоторых других государствах. Административная ответственность юридических лиц установлена в Германии, Италии и Португалии.

Собственно, привлечение юридических лиц и к гражданско-правовой ответственности - чистая фикция. Но к этому давно уже все привыкли. Поэтому и дальнейшее развитие "фиктивной ответственности" вызывает все меньше споров.

Об ответственности юридических лиц (в том числе уголовной) говорится в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности, Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.), Палермской Конвенции ООН об ответственности транснациональных корпораций и др.*(767)

Интересен наиболее современный феномен ответственности юридических лиц за коррупцию, предусмотренной в Конвенции СЕ об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.*(768) и в Конвенции СЕ о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г.*(769)

На базе этих двух конвенций намечается универсальная тенденция к привлечению юридических лиц к ответственности, в том числе - уголовной.

Международное право включает в себя и другие виды правовых фикций, которые, кроме прочего, нашли свое применение в международных договорах*(770) и в решениях Европейского суда по правам человека*(771).

Большое количество фикций в международном праве применяется при защите прав детей. Например, в преамбуле Декларации прав ребенка не родившийся еще человек, по сути эмбрион, приравнивается к собственно ребенку: "...Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения"*(772).

Если рассматривать субъекты международного права (государства, международные организации, специфические субъекты и т.д.) с позиции конструкции юридического лица, то можно утверждать, что они тоже являются юридическими фикциями. Кроме того, определенную специфику имеет, например, вопрос о международной правосубъектности Мальтийского ордена, который в 1889 г. был признан суверенным образованием*(773). Место пребывания Ордена - Рим. Официальная цель - благотворительность. Орден имеет дипломатические отношения со многими государствами. Ни своей территории, ни населения у Ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность - правовая фикция. О населении Ватикана также можно говорить только условно.

Фикция нередко является средством юридической экономии, с помощью которого соответствующие цели достигаются легче. Вероятно, об этом пишет Г.П. Толстопятенко, утверждая, что "наиболее сложным с точки зрения юридической техники является комбинированное регулирование налоговых отношений, обусловленное, с одной стороны, сложившимся соотношением налоговой юрисдикции ЕС и государств-членов, а с другой стороны, неготовностью последних применять некоторые нормы интеграционного права". И далее: "Анализ показывает, что законодатели ЕС более склонны к гибким правовым формам, сочетающим в себе на постоянной основе национальное и интеграционное право"*(774). "Гибкие формы", о которых идет речь, есть не что иное, как применение юридических фикций.

Наконец, наиболее современные правовые (и иные) фикции действуют в информационном поле, виртуальном мире, который, как отмечается в Окинавской хартии глобального информационного общества, является одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. Рассмотрим некоторые юридические фикции в данной сфере.

Сам виртуальный мир в целом - своего рода фикция. И отношения, возникающие в этом фиктивном мире, даже "более естественно" регулировать, применяя юридические фикции информационного права.

Здесь действуют не реальные, а "виртуальные" личности, проявленные только некоторыми своими атрибутами, например, сетевым псевдонимом, персональным сертификатом, заверенным компанией, номерным банковским счетом в офшорном банке или регистрационным номером в какой-то зарубежной стране*(775).

В связи с этим возникает объективная необходимость формирования новационной отечественной концепции информационной безопасности современного демократического правового государства*(776). Полагаем возможным констатировать появление новой юридической фикции в информационном праве*(777), которую, по нашему мнению, целесообразно назвать "прорывные технологии", под которыми следует понимать такие информационные технологии, при которых "технический прогресс влияет на социально-поведенческие нормы"*(778) и, тем самым, оказывает различные, в том числе и негативные, воздействия на информационную безопасность.

Потребность в системном нормативном урегулировании отношений, связанных с Интернетом, нарастает*(779). Не случайно на парламентских слушаниях "О правовом регулировании использования сети Интернет", прошедших 18 мая 2000 г., был выдвинут (и поддержан большинством) тезис о том, что Интернет, по сути, является особым публичным пространством*(780).

Правильность такой позиции подтверждается и выводами, к которым пришли специалисты при изучении современного общества.

Информация, как интеллектуальный ресурс, затрагивает весьма тонкие струны социального организма, а следовательно, и те механизмы, с помощью которых возможно оказывать регулирующее воздействие на аккумуляцию и использование информационного ресурса, на состояние многих институтов социальной, политической и правовой жизни планеты*(781).

В связи с этим особое место в регулировании отношений в информационной сфере занимает информационное право, или международное информационное право, которое как отрасль права находится в стадии формирования.

В предыдущем параграфе нами были рассмотрены такие фикции, как электронный документ и электронная подпись. Международное сообщество уже сделало определенные шаги в развитии данных институтов информационного права. Так, Европейский парламент и Совет Европы приняли ряд директивных документов, в частности, Директиву 1999/19/31/ЕС для электронных подписей и Директиву 2000/31/ЕС по некоторым юридическим аспектам информационных услуг общества для электронной коммерции, на которых строится электронная коммерция*(782). Сегодня существуют различные определения электронной подписи (ЭП) и электронной цифровой подписи (ЭЦП)*(783).

При постановке и исследовании вопроса о правовом регулировании в сети Интернет возникает еще ряд специальных общетеоретических проблем. Среди них: юрисдикции Сети; правосубъектности лиц, представляющих, распространяющих и потребляющих информацию в Сети; определение времени и места действия в Сети.

При анализе механизмов действия сети Интернет и способов представления и распространения информации в ней также возникают уникальные и не имеющие аналогов в реальном мире специальные юридические проблемы.

Во-первых, это проблемы регулирования электронной коммерции: заключения контрактов посредством сети Интернет, недобросовестной рекламы, налогообложения предпринимательства в Сети и др.

Во-вторых, проблемы, связанные с идентификацией сетевых продавцов.

В-третьих, проблемы соблюдения авторских прав в Сети*(784).

Как отмечалось, фикции применяются только в таких ситуациях, в которых обычные нормы бессильны урегулировать отношения. Вместе с тем, п. 29 Руководства по принятию Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле рекомендует обеспечить применение Закона по возможности на максимально широкой основе, проявляя особую осторожность при ограничении сферы его действия международными видами использования сообщений данных, поскольку подобное ограничение может воспрепятствовать полному достижению целей Закона.

Поскольку Типовой закон содержит ряд статей (ст. 6, 7, 8, 11, 12, 15 и 17)*(785), позволяющих государствам по своему усмотрению ограничивать сферу применения конкретных аспектов Закона, сужать сферу применения его текста рамками международной торговли не обязательно. Кроме того, на практике может оказаться довольно сложно разграничить сообщения в международной торговле на сугубо внутренние и международные. Правовая определенность, которую должен обеспечить Типовой закон, необходима как для внутренней, так и для международной торговли, а двойственный характер режимов, регулирующих использование электронных средств записи и передачи данных, может создать серьезное препятствие для использования таких средств*(786).

Таким образом, Типовой закон, используя юридические фикции, может также способствовать устранению неблагоприятных факторов, возникающих в результате несовершенства законодательства на национальном уровне. Этот недостаток, в свою очередь, создает препятствия для международной торговли, осуществляющейся, в известной мере, с использованием современных средств передачи данных.

Одна из целей унифицированных норм заключается в том, чтобы дать пользователям, которые потенциально могут принять участие в электронной торговле, возможность устанавливать надежные юридические отношения по электронной торговле посредством заключения соглашения о передаче сообщений в рамках закрытой сети. Вторая цель таких норм состоит в содействии использованию электронной торговли за пределами такой закрытой сети, т.е. в открытой среде. Третья цель этих норм состоит в том, чтобы дать возможность использовать электронный обмен данными и соответствующие средства передачи данных, а не навязывать их применение. Кроме того, цель Закона заключается в создании правовых условий, которые были бы возможно более надежными, с тем чтобы облегчить использование электронной торговли сторонами, обменивающимися сообщениями*(787).

В п. 4 ст. 161 Таможенного кодекса Таможенного союза*(788) определяются правила исчисления размера ввозных таможенных пошлин, налогов в случае утраты товаров. Законодатель использует юридическую фикцию, определяя размер уплачиваемых платежей суммой ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов таможенной стоимости, их физической характеристики в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика) и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен - на день выявления факта недоставки товаров в место прибытия, утраты их в месте прибытия либо вывоза из места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза без размещения на временное хранение или помещения их под таможенную процедуру в месте прибытия.

Данный анализ подтверждает необходимость не только совершенствования норм традиционного права, но и создания новых механизмов, используя современные возможности юридических фикций.

В международном законодательстве юридические фикции играют довольно значительную роль в правовом регулировании. Здесь стоит упомянуть об оговорке Мартенса. Речь идет о положении, внесенном российским юристом Ф.Ф. Мартенсом в Преамбулу Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1899 г.*(789) Данная оговорка была внесена в ряд международных конвенций, в частности, в Конвенцию о запрещении некоторых видов обычного оружия 1980 г.*(790) Оговорка Мартенса гласит, что если какая-либо норма не указана в договорном праве, гражданские лица и комбатанты (лица, принимающие непосредственное участие в боевых действиях и имеющее в таком качестве особый юридический статус) остаются под защитой и действием обычного права, законов человечности и требований общественного сознания.

Смысл оговорки заключается в том, что даже в отсутствие прямого регулирования ситуации международными соглашениями гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, вытекающих из обычаев, принципов гуманности и требований общественного сознания*(791). В данном случае присутствует условное приравнивание нерегулируемой ситуации к как бы регулируемой. Из этого следует, что данная оговорка является фикцией, ведь она позволяет выйти за относительно жесткие правовые рамки, обратившись к требованиям гуманности и общественной совести, следовательно, позволяет переступить порог отсутствия закрепленных правом норм.

Международные документы исходят из примата интересов личности, так как выводят их из сферы государственного усмотрения: считается, что эти права существуют вне зависимости от их политического признания. Теперь настало время рассмотреть, как сформировавшиеся в рамках западной философской традиции представления о правах человека повлияли на фиктивный характер их юридического выражения в национальных правовых системах.

Практика показывает, что основополагающие понятия международного гуманитарного права, такие как комбатанты, гражданские лица, жертвы конфликта, вступают в явное противоречие с социально-психологическим восприятием и делением всех участников вооруженного конфликта на "виновных" и "невинных". Иными словами, в международном гуманитарном праве (далее - МГП) одна юридическая фикция - комбатант - цепляется за другую - гражданское лицо - и приводит к абсурдному с точки зрения МГП, но вполне реальному понятию "вооруженное гражданское лицо" (armedcivilian). Во многом устаревшие понятия и нормы МГП в условиях гражданской войны или современных конфликтов немеждународного характера косвенно способствуют идеологизации и легитимизации криминальной деятельности, так как их участники, совершая уголовно наказуемые деяния (убийства, грабежи, изнасилования), претендуют на статус комбатантов. В этом случае стирается грань между бандитизмом и военными действиями, между комбатантами и уголовниками, между комбатантами и активно помогающими им гражданскими лицами. Здесь проявляется фиктивно-негативный характер ситуации в целом, т.е. имеет место фикция - антипод закона.

Еще одним примером проявления позитивных фикций в международном праве является воздушная граница государства. Воздушные границы - условные вертикальные плоскости, проходящие по государственным границам, расположенным по сухопутной, водной и морской территории государств. Высотный предел воздушных границ международным воздушным правом не установлен, однако в соответствии с обычными нормами международного права предполагается, что он находится на высоте не более 100-110 км над уровнем Мирового океана. Значение высотного предела воздушной государственной границы состоит в разделении воздушного и космического пространства, которые имеют различный правовой режим. Мы можем полагать, что граница установлена "как бы", в связи с тем, что разные ученые имеют разные точки зрения на определение четких воздушных границ. Это и есть доказательство, что данное обстоятельство есть ничто иное, как фикция, причем фикция догматическая, а не определенная законом.

Конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. вообще не включает воздушное пространство в государственную территорию, а признает лишь полный и исключительный суверенитет каждого государства в отношении воздушного пространства над его территорией*(792).

Еще один пример фикций в международном праве - национальный режим иностранцев. Суть национального режима состоит в уравнивании иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства с отечественными (национальными) гражданами и юридическими лицами. Таким образом, не имея гражданства определенного государства, пользуется практически всеми (исключая некоторые, например, избирательное право) правами, которыми обладают граждане этого государства. В данном случае фикция очевидна в связи с тем, что принцип национального режима фактически приравнивает иностранцев к гражданам государства, хотя юридически они таковыми не являются. В России этот принцип в отношении иностранных граждан закреплен в Конституции. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ*(793) иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Ярким примером фикций в международном праве является само понятие бипатрида. Международно-правовое определение бипатрида - физическое лицо, имеющее одновременно гражданство двух или более государств. Фикция скрывается в самом названии "бипатрид", которое происходит от лат. bis - дважды и греч. латри; - отечество. Тем не менее, этим словом принято называть и лиц с тремя, четырьмя и более гражданствами. Таким образом, условно лицо "с двойным гражданством" может быть связано не только с двумя государствами. Здесь же присутствует еще одна фикция: имея гражданство определенного государства, т.е. устойчивую политико-правовую связь физического лица с государством, данное физическое лицо, проживающее фактически в государстве своего "второго" гражданства, отношений с данным государством может вообще не поддерживать.

Фикции являются мерами, обеспечивающими процессуальную экономию юридических средств и сил судей, а также лиц, участвующих при отправлении международного правосудия.

Поэтому нередко в судебных решениях используется фикция, но интересна она тем, что отражает не смысловую часть самого решения, а его процессуальное оформление. В делах "Де Вильде, Оомс и Версип против Бельгии" от 18 июня 1971 г. и "Голдер против Соединенного Королевства" от 21 февраля 1975 г. есть такое положение относительно того, как было составлено решение: "Совершено на французском и английском языках, причем французский текст считается аутентичным, и оглашено во Дворце прав человека в Страсбурге 18 июня 1971 года и, соответственно, 21 февраля 1975 года"*(794). Определение фикции здесь является немного затруднительным моментом. Во-первых, можно сослаться на пункт 1 правила 76 Регламента Европейского суда по правам человека, где сказано: "Все постановления выносятся на английском или французском языках, кроме случаев, когда Суд определяет, что постановление выносится на обоих официальных языках. Доступ к вынесенным постановлениям является открытым"*(795), - и сказать, что никакой фикции здесь нет, так как правило предусматривает написание решения на двух языках, а следовательно, у них одинаковое содержание. Однако такое суждение можно вынести, не вникая в суть с лингвистической точки зрения. Мы придерживаемся мнения, что признание текстов на разных языках аутентичными является фикцией, потому что согласно особенностям каждого языка одни и те же слова, которые определяют одно слово, означают для читающего разное. С учетом данной фикции, опускаются характерные черты языка и возможность различия тех или иных филологических единиц, и тексты признаются равнозначными.

Фикции свойственны всем правовым системам, и международному праву в том числе. Добавим, что фикции в международном праве применяются с древних времен. Примером тому является право международных договоров. Процедура заключения договоров была сложной и обставлялась строгими формальностями, особенно религиозного характера, без соблюдения которых договор считался (курсив мой - О.Т.) недействительным*(796).

В Древнем Риме ритуал заключения договоров выполняли особые духовные лица - фециалы. Старший фециал убивал камнем жертвенного поросенка и произносил клятвы верности договору. Этот момент отмечал заключение договора и одновременно вступление его в силу. Официальные лица ставили свои подписи, скреплявшиеся иногда печатью. В Греции печать применяли только независимые государства*(797).

В современной международно-правовой литературе и договорной практике употребляются различные термины: "субъект", "участник", "контрагент", "сторона международного договора". Три первых считаются равнозначными, хотя термин "контрагент" чаще применяется к торговым договорам, а "субъект" имеет более научное значение и употребляется чаще в отношении субъекта международного права вообще*(798). Таким образом, и современное право международных договоров не обходится без фикций, точно так же как дипломатическое право (принцип экстерриториальности*(799)), воздушное право (воздушное судно считается находящимся "в полете" в любое время с момента закрытия всех его внешних дверей*(800)) и ряд других отраслей системы международного права.

На сегодняшний день в сфере международного сообщества юридические фикции играют немаловажную роль, и игнорирование их недопустимо, учитывая, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Это говорит об универсальности применения фикций в праве. Логическим продолжением использования юридической фикции на современном этапе развития права является ее применение в новых, формирующихся отраслях, таких, например, как информационное право, право деятельности в киберпространстве (виртуальное право).

Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

1) международное право и законодательство в своем составе имеют целый комплекс юридических фикций;

2) юридическая фикция призвана обеспечить непрерывность функционирования правового процесса, стабильность правопорядка, в том числе - преодолевать состояния неопределенности и пробельность в правовом регулировании;

3) фикция ни в коем случае не представляет собой отказ от объективной истины. Она, как "умный" правовой инструмент, лишь призвана трансформировать уже установленный режим правового регулирования, а также сделать само толкование норм права более глубоким, многогранным и "гибким";

4) в международном праве выявляется очень малое количество фикций-антиподов;

5) тема фикций в международном праве является на сегодняшний день неизученной. Автор попытался сделать первые шаги в этой области.

 

Заключение

 

В представленном монографическом исследовании была предпринята попытка обобщить и аргументировать существование такого концептуального построения, как теория юридических фикций. В процессе выполнения исследования данная теория позиционировалась как комплексная система обобщенного знания о юридических фикциях.

Было установлено, что фикция представляет собой интеллектуальную находку человечества, используемую уже на протяжении многих тысячелетий. Это подчеркивает важность и перспективность исследования темы, связанной не только с теорией фикций в частности, но и с феноменом фикционализма в целом, обуславливает необходимость теоретического анализа специфических свойств фикции и обязывает представителей науки и практики использовать эти уникальные свойства.

Возможно, это прозвучит абсурдно, но чем больше познается многогранность необыкновенности фикции, тем более упрочивается мысль о ее вездесущности. Дело в том, что данное исследование подтвердило субстанционную универсальность фикции, охватывающую все сферы человеческой деятельности: научную, экономическую, социальную, культурную, духовную, религиозную, правовую, техническую и т.д.

В литературе примером фикции может служить аллегория, т.е. выражение отвлеченных идей (понятий) посредством конкретных художественных образов, основой которой служит условность - один из главных признаков фикции.

В экономике тривиальным примером фикции служат деньги, которые, по сути своей, являются мерой всему, определяя эквивалентную цену товаров.

В технике фикции также играют не последнюю роль. Впервые, наверное, приведу пример фикции, с которой сталкиваются десятки миллионов автолюбителей. Таким примером является лошадиная сила, условно символизирующая мощность двигателя автомобиля.

В XXI в. - веке высоких технологий, виртуального мира Интернета и социальных сетей - многие категории меняют свой смысл и свою сущность, теряя свое истинное значение. В этом немаловажную роль играют фикции.

В связи с многоликостью фикций можно констатировать, что точное определение фикции дать невозможно, так же как невозможно дать точное определение материи, энергии, информации. Сколько видов материи существует (системы неживой природы, биологические системы, социальные системы, ноосфера)? Как найти собирательную дефиницию всему этому? Сколько известно видов энергии (кинетическая, статическая, механическая, электрическая и пр.)? Каким образом все это отразить в одном определении? Видов и подвидов информации не меньше. Даже если разделить ее всего лишь на две группы: без ограничения доступа и с ограниченным доступом, то видов информации в них наберется не меньше десятка.

Точно так же обстоит дело и с фикциями. Если рассматривать только правовую сферу, не принимая во внимание иные области человеческой деятельности, то и здесь можно, мягко говоря, заблудиться. Приведенное в данном исследовании понятие юридической фикции, по своей сути, является семантическими определением, отражающим ее содержательный аспект.

Проблема многоликости фикций обуславливает и неоднозначность взглядов ученых на сущность и роль фикции. Более того, концепция фикций пережила как своих противников, так и своих последователей, подтвердив необходимость своего существования не только в праве и юридической науке, но и в иных сферах человеческого бытия.

В перспективе более глубокое изучение и развитие идей фикционализма принесет обществу огромную пользу, позволит ощутить высокую роль, ценностный контент, разносторонность и необходимость феномена фикции, и не только для права.

Фикция является одним из средств научного познания, благодаря использованию которого человечество не только шагнуло вперед в своем развитии, но и продолжает прогрессивно развиваться. Инструментальность фикции, ее теоретико-прикладное значение в сфере научного познания и мировоззрения приобретают все большую актуальность и значимость. Возможность совершенствовать общественные отношения - вот та цель, проводником которой и служит фикция.

Полагаю, что на сегодняшний день фикция как правовой феномен в данной работе изучена с максимальной полнотой. Однако, как все социальные явления, правовая фикция очень динамична, и возможно, в будущем, при накоплении новых научных данных о правовых фикциях, уже другим исследователям придется вновь вернуться и еще полнее раскрыть их потенциал, который, на мой взгляд, безграничен.

Та степень применения фикций в праве, которая существует сегодня, не допускает возможности уйти от их использования для регулирования ускоренно развивающихся общественных отношений в разных сферах. Теория правовых фикций, несомненно, будет развиваться и дальше, а фикции будут применяться гораздо шире.

Дело в том, что познание объективной действительности, хотя и осуществляется постоянно, имеет дискретный характер*(801). Фикция же - это своего рода способ фиксации достигнутого в познании на определенный момент. Она позволяет зафиксировать познанное и стабилизировать общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования, хотя бы на какой-то момент, по крайней мере до тех пор, пока наши знания об определенном фрагменте общественной жизни не увеличатся, и будет возможно его урегулировать более точно, нежели с помощью правовой фикции. Если же при этом учитывать то, что динамика общественной жизни с развитием общества идет все более ускоренными темпами, то получается, что фикции в праве в будущем будут применяться в гораздо большем масштабе. Это обусловлено, во-первых, их использованием не только в праве, но и в других науках; во-вторых, их универсальностью, позволяющей регулировать возникающие в ходе прогресса общества новые отношения и задействовать фикции не только при конструировании отдельной нормы права, но и при построении достаточно сложных и значимых для новых отраслей права институтов.

Выразим надежду на то, что законодатель обратит внимание на представленные идеи, выводы, рекомендации, предложения и в будущем будет учитывать их в правотворческой деятельности. Хочется также верить, что данное научное исследование будет способствовать выработке и осуществлению важнейших направлений правовой политики российского государства, привнесет ощутимый вклад в решение актуальных задач, возникающих перед нашей страной на современной исторической ступени ее развития.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Исаев И.А. Нормативность и авторитарность. Пересечения идей. М., 2014. С. 136.

*(2) См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

*(3) об этом также см.: Танимов О.В. К вопросу о теории федерализма: философия "как если бы" Г. Файхингера и его последователи // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2013. N 3 (7). С. 17-25.

*(4) См.: Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010.

*(5) Баренбойм П.Д. Библейское начало философии права // Законодательство и экономика. 2012. N 2. С. 9-17; Омаров Б.М. Структура религиозного сознания в философском учении Г. Гегеля // Общество и право. 2011. N 3. С. 306-310 и др.

*(6) Селиванов А.И. Введение в российскую философию государства и права // История государства и права. 2010. N 17. С. 8-15; Сухарев А.П. Джордано Бруно о непознаваемости Вселенной. Казнен за убеждения // История государства и права. 2012. N 23. С. 5-9; Филиппова С.Ю. Инструментальный подход в науке частного права. М., 2013 и др.

*(7) См.: Танимов О.В. О теории фикционализма Г. Файхингера // Научные труды (международный научно-теоретический журнал). 2014. N 2 (23). С. 118-122.

*(8) Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000. М., 1999. С. 647.

*(9) Льюис Д. Наука, вера и скептицизм. М., 1966. С. 87.

*(10) См.: Солонин Ю.Н. К проблеме европейского пессимизма как явления философии и культуры // Метафизические исследования. N 4. СПб., 1997.

*(11) См.: Солонин Ю.Н. К проблеме европейского пессимизма как явления философии и культуры // Метафизические исследования. N 4. СПб., 1997. С. 13.

*(12) См. Кант И. Соч. Т. 3. М., 1964. С. 571-572.

*(13) Философский энциклопедический словарь / под ред. С.С. Аверинцева, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичева и др. 2-е изд. М., 1989. С. 681. Подробнее об идеях Файхингера о фикционализме см.: Бакрадзе К.С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960.

*(14) Солонин Ю.Н. Указ. соч. С. 14.

*(15) Солонин Ю.Н. Указ. соч. С. 15.

*(16) Философский энциклопедический словарь / под ред. С.С. Аверинцева, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичева и др. 2-е изд. М., 1989. С. 694.

*(17) Adorno T. Zur Metakritik der Erkenntnistheorie. Studiember Husserl und die phanomenologischen Antinomien. Stuttgart, 1956. 207.

*(18) Рыков А.В. Физические фикции // Известия науки. 2011. 17 февр.

*(19) Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. Философский энциклопедический словарь. М., 1999. С. 33.

*(20) Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 2002. С. 314.

*(21) Подробнее см.: Эксле О.Г. Факты и фикции: о текущем кризисе исторической науки // Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории / под ред. Л.П. Репиной. Вып. 7. М., 2001.

*(22) Об этом подробнее см.: Будко В.В. Атрибуты, реальности и фикции науки. Харьков, 2008.

*(23) См.: Волков А.В. Принцип недопустимости злоупотребления гражданскими правами в законодательстве и судебной практике (анализ более 250 судебных дел о злоупотреблении правом). М., 2011; Ильина Е.В. Особенности конституционно-правовых фикций // Современные научные исследования и инновации. 2011 [Электронный ресурс]. http://web.snauka.ru/issues/2011/08/1758; Смирнов В.И. Об одной юридической фикции в четвертой части ГК РФ // Патенты и лицензии. 2009; Танимов О.В., Баршова О.А. Юридические фикции в древних источниках права (историко-теоретический аспект) // История государства и права. 2011. N 13 и др.

*(24) Фикция современной науки и знаний. http://forenable.com/bebl/fiction.html. Дата обращения: 24 августа 2011 г.

*(25) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (ред. от 7 мая 2013 г.) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

*(26) Подробнее об этом см.: Согрин В.В. Политическая история США. XVII-XX вв. М., 2001. С. 176-177.

*(27) См.: Hartmann G. Uber den rechtlichen Begriff des Geldes und den Inhalt von Geldschulden. 1868. S. 45-46.

*(28) См.: Капитан М. Безналичные деньги Древнего Египта // Инвестиции Плюс. 2000. N 7 (28). С. 14-15.

*(29) Банки: история и настоящее // Профиль. 2000. N 11. С. 35.

*(30) См.: Ротко С.В. Вексель, деньги и денежные обязательства: правовая регламентация в процессе развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. N 7. С. 27.

*(31) Подробнее об этом см.: Исмагилова О.Р. Предупреждение преступлений, связанных с изготовлением и сбытом фальшивых денежных знаков // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2008. N 2. С. 89-91.

*(32) См., например: Белов В.А. Денежные обязательства. М., 2001. С. 152-156; Лавров Д.Г. Денежные обязательства в российском гражданском праве. СПб., 2001. С. 30-31; Новоселова Л.А. Проблемы гражданско-правового регулирования расчетных отношений: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 13-20.

*(33) Белов В.А. Денежные обязательства. М., 2001. С. 152-156.

*(34) Подробнее см.: Лапач В.А. Деньги в системе объектов гражданских прав // Законодательство. 2004. N 9.

*(35) Мэн Г.С. Древнее право и его связь с древней историей общества и его отношение к новейшим идеям: пер. с англ. СПб., 1873.

*(36) Хайруллин В.И. Справедливое общество или утопизм Достоевского // Государство и право. 2004. N 8. С. 100.

*(37) Хайруллин В.И. Указ. соч. С. 104.

*(38) Начав свою научную деятельность этнографа с полевых исследований традиционных обществ Верхней Вольты и Берега Слоновой Кости, он переключился в последнее время на изучение современных "комплексных обществ". Автор целого ряда книг: "Символ, функция и история" (1983), "Этнолог в метро" (1992) и др.

*(39) См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., 2004. С. 140.

*(40) Однако на этом "фиктизация" мира не останавливается - она завоевывает новые рубежи. Посреди сельской местности возникают развлекательные парки. Их прообраз можно усмотреть в Диснейленде с его искусственными улицами, фиктивными американскими городами, фиктивными салунами, фиктивной Миссисипи, фиктивным замком Спящей красавицы. Среди этих фиктивных пейзажей снуют фиктивные персонажи, возводящие фиктивность окружения в квадрат. Фикция европейских сказок была перенесена на экран, а теперь с экрана входит в реальность. Образы, образы, образы... Как же ведут себя зрители? Разумеется, первое, что они делают - это снимают, заключая персонажей вновь в черные ящички видеокамеры, откуда они некогда вышли, с тем чтобы затем приобщить к ним своих родственников и знакомых. Жены и дети, дедушки и бабушки смогут вскоре вновь увидеться на экране телевизора с Микки-Маусом и Дональдом Даком.

*(41) Оже М. От города воображаемого к городу-фикции: выступление в рамках лекционного цикла "Город действия". Милан, 1996.

*(42) Саркисян Л.Р. Юридические фикции в правоприменительной практике // Юридическая техника. 2012. N 6. С. 459.

*(43) Милушин М.И. Формирование комплексных образований в системе законодательства Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 1.

*(44) Сухарев А.Я. Права человека и правозащитная деятельность государства // Права человека в России и правозащитная деятельность государства: сб. матер. Всеросс. научно-практич. конференции, 12 мая 2003 г. / под ред. В.Н. Лопатина. СПб., 2003. С. 9.

*(45) См.: Ведомости. 2013. 11 апр.

*(46) См.: Бабаев В.К. Презумпции в советском праве. Горький, 1974; Каминская В.И. Учение о правовых презумпциях в уголовном процессе. М.; Л., 1948 и др.

*(47) Savigny F. C. von. System des heutiganromischen Rechts. T. II. Berlin, 1840.

*(48) Дернбург Г. Пандекты. Т. I. Общая часть. М., 1906. С. 181.

*(49) См.: Гуляев А.М. Русское гражданское право. СПб., 1913. С. 74-75; Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. СПб., 1907. С. 118.

*(50) Александров В. Учение о лицах юридических, по началам науки. М., 1865; Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. СПб., 1888; Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 1900.

*(51) См.: Азаревич Д. Система римского права: в 2 т. СПб., 1887. Т. 1. С. 10-108; Александров В. Указ. соч. С. 7-16; Васьковский Е.В. Учебник гражданского права. М., 2003. С. 103-113; Гуляев А.М. Русское гражданское право. СПб., 1913. С. 73-81; Мейер Д.И. Русское гражданское право / под ред. А.И. Вицына. Пг., 1915. С. 76-79; Нефедьев Е.А. Учебник торгового права. М., 1904. С. 60-63; Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1914. С. 142-148.

*(52) В 20-е гг. прошлого века в СССР получила распространение "теория персонифицированного (целевого) имущества". Ее сторонники считали главной функцией юридического лица объединение различных имуществ в данный комплекс и управление этим имущественным комплексом. Следовательно, обособленное имущество является реальной основой юридического лица, его законодатель и персонифицирует, наделяя владельца имущества правами юридического лица. Эта теория приобрела специфическую актуальность благодаря появившейся в современном законодательстве возможности создания юридического лица единственным учредителем (см.: Мусин В.А. Одночленные корпорации в буржуазном праве // Правоведение. 1981. N 4).

*(53) См.: Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). М., 1996. С. 23.

*(54) См.: Planiol M. Traite elementaire de droit civil. T. 1. 1925.

*(55) См.: Алпатов А.А. О сущности юридического лица и предпосылках демократизации корпоративной собственности // Право и бизнес: сб. статей I Ежегодной междунар. научно-практич. конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора В.С. Мартемьянова / под ред. И.В. Ершовой. М., 2012. 770 с.

*(56) Там же.

*(57) См., например: Толстой Ю.К. О государственных юридических лицах в СССР // Вестник ЛГУ. 1955. N 3.

*(58) См.: Бабаев В.К. Презумпции в советском праве. Горький, 1974. С. 32; Горшенев В.М. Нетипичные нормативные предписания в праве // Советское государство и право. 1978. N 3. С. 117; Каминская В.И. Учение о правовых презумпциях в уголовном процессе. М.; Л.; 1948. С. 48; Черниловский З.М. Презумпции и фикции в истории права // Сов. государство и право. 1984. N 1. С. 98-106 и др.

*(59) Исаков В.Б. Вопросы теории юридических фактов // СПС "Гарант", 2014.

*(60) Там же.

*(61) См.: Fuller L.L. Legal fictions. Stanford University Press, 1967.

*(62) См.: Карасева М.В. Презумпции и фикции в части 1 Налогового кодекса РФ // Журнал российского права. 2002. N 9. С. 71-80.

*(63) См.: Зайцев И. Правовые фикции в гражданском процессе // Российская юстиция. 1997. N 1. С. 35-36; Панько К.К. Фикции в уголовном праве и правоприменении. Воронеж, 1998.

*(64) Панько К.К. Указ. соч. С. 28.

*(65) Баранов В.М., Курсова О.А. Запоздалые заметки о правовых фикциях: обзорная рецензия классических трудов Д.И. Мейера, Г.С. Мэна, Г.Ф. Дормидонтова // Проблемы юридической техники. Н. Новгород, 2000. С. 784.

*(66) Здесь необходимо отметить следующие исследования: Болтанова Е.С. Природные объекты: фикция в праве // Экологическое право. 2013. N 1; Демин А.В. Фикции в нормах налогового права // Финансовое право. 2013. N 4; Ишигилов И.Л. Юридические фикции и презумпции на разных стадиях правового регулирования // История государства и права. 2009. N 21; Кузнецова О.А. Фиктивные явления в праве. Пермь, 2004; Лотфуллин Р.К. Юридические фикции в гражданском праве. М., 2006; Маркин А.В. Фикции в римском праве: логическая природа и правовая целесообразность // Вектор науки ТГУ. 2011. N 2; Марохин Е.Ю. Юридическая фикция в современном российском законодательстве: дис.... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2004; Никиташина Н.А. Презумпции и фикции в механизме правового регулирования. Красноярск, 2007; Смирнов В.И. Об одной юридической фикции в четвертой части ГК РФ // Патенты и лицензии. 2009. N 7; Танимов О.В. Фикция как категория юридической науки. Саарбрюкен (Германия), 2012; Филимонова И.В. Юридические фикции в праве стран Запада и Востока: историческое наследие. М., 2012; Ширвиндт А.М. Значение фикции в римском праве: дис.... канд. юрид. наук. М., 2011; Яценко Т.С. Эволюция понятия фикции в цивилистической доктрине России и зарубежных стран // История государства и права. 2005. N 4 и др.

*(67) Марохин Е.Ю. Юридическая фикция в современном российском законодательстве: дис.... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2004; Никиташина Н.А. Презумпции и фикции в механизме правового регулирования. Красноярск, 2007; Танимов О.В. Фикция как категория юридической науки. Саарбрюккен (Германия), 2012; Филимонова И.В. Юридические фикции в праве стран Запада и Востока: историческое наследие. М., 2012; Ширвиндт А.М. Значение фикции в римском праве: дис.... канд. юрид. наук. М., 2011 и др.

*(68) Liebs D. Lateinishe Rechtsregeln und Rechtssprichworter (Юридические нормы и правовые притчи). Michen, 2007; Michaels R. Systemfragen des Schuldrechts / Historisch-kritischer Kommentar zum BGB. Bd. II. Schuldrecht: Allgemeiner Teil (Система обязательственного права / Историко-критический комментарий к обязательствам Гражданского кодекса: Общий раздел). TCbingen, 2007.

*(69) См.: Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника: учебник. М., 2014.

*(70) См.: Власенко Н.А. Теория государства и права: учеб. пособие. 2-е изд., перераб., доп. и испр. М., 2011.

*(71) Пяткин В.Н. Понятие и роль правовых фикций в праве Древнего Рима // История государства и права. 2014. N 7. С. 33-37; Филимонова И.В. Юридические фикции в праве стран Запада и Востока: историческое наследие. М., 2012. С. 5 и др.

*(72) Подробнее об этом см.: Абдуллахи Ахмед ан-Наим. На пути к исламской реформации. Гражданские свободы, права человека и международное право. М., 1999. С. 109-110; Ахмад аш-Шарбаси. Возмездие в исламе. Каир, 1954. С. 130 (с араб. яз.); Ахмад Фахти Бахнаси. Преступления в исламе. Каир, 1962. С. 39 (на араб. яз.); Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986; Колесников П.М. О таазире, или наказании по усмотрению, в мусульманском деликтном праве // Вопросы правоведения. 2010. 3 (7); Маргинани Бурхануддин. Хидоя. Комментарии мусульманского права. В 2 ч. Ч. 1. Т. I.

*(73) Дормидонтов Г.Ф. Классификация явлений юридического быта, относимых к случаям применения фикций. Часть первая. Юридические фикции и презумпции // Вестник гражданского права. 2011. N 1. С. 217-269; N 3. С. 168-240.

*(74) Аналогичная ситуация сложилась в праве и в настоящее время. О проблемах соотношения естественного и позитивного права см.: Козлов Ю.М. Правовой статус личности: гарантии реализации (историко-теоретический аспект): автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2000; Рябченко Н.Г. Проблемы естественного права в учениях немецких юристов: автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2002. О кризисе позитивизма более подробно говорится в последующих параграфах данной книги.

*(75) Рябченко Н.Г. Указ. соч. С. 10.

*(76) Ковлер А.И. Антропология права: учебник для вузов. М., 2002. С. 128.

*(77) Нерсесянц Н.С. Право и закон. М., 1983. С. 8.

*(78) Ковлер А.И. Указ. соч. С. 117, 139.

*(79) Малиновский Б. Миф в примитивной психологии // Магия, наука и религия, 1925. С. 98-99.

*(80) Арановский К.В. Мифология и мировоззрение в соотношении с государственно-правовым регулированием // Журнал российского права. 2002. N 9. С. 85.

*(81) Цит. по: Ковлер А.И. Указ. соч. С. 132.

*(82) Галкин В.Н., Майоров О.А., Ширшова Е.Н. Станьте донором, помогите людям! М., 2009. С. 10.

*(83) Современный словарь иностранных слов. М., 1999. С. 387.

*(84) Также см: Танимов О.В. Миф как нормативный регулятор жизни людей и как фикция // Вестник Московского университета МВД России. 2012. N 5. С. 35-37; Он же. Миф как правовая фикция // Научные труды Российской академии юридических наук. Вып. 14: в 2 т. Т. 1. М., 2014. С. 245-249.

*(85) Помимо многочисленных серийных изданий мифов народов мира издательства "Восточная литература", см.: Мифы народов мира. М., 1982 (с позднейшими переизданиями); Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.; Л., 1966; Арзуманова Т.В. Мифология. М., 2008; Беляков Б.Н. Структура человеческой жизнедеятельности и формы ее отражения. Челябинск, 1990; Елсуков А.Н. Познание и миф. Минск, 1984; Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964; Кессиди Ф.X. От мифа к Логосу: Становление греческой философии. М., 1972; Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. М., 2000; Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976; Серов Н.В. Хроматизм мифа. Л., 1990; Смит Р. Мифы и легенды австралийских аборигенов. М., 2008; Штоль Г.В. Мифы Древней Греции. М., 2008 и др.

*(86) Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. 1. Античный мир и восточные цивилизации. М., 1999. С. 13.

*(87) Канюкова Т.Е. Основные этапы становления и развития российского права: идейно-теоретические истоки и политико-юридическая практика IX-XIX вв.: автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 16.

*(88) См.: Денисов С.А. Источники реального государственного права // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 4. С. 4; Рафалюк Е.Е. Унификация международного частного права в странах Латинской Америки: история и современность // Журнал российского права. 2010. N 5. С. 1; Рулан Н. Юридическая антропология. М., 2000. С. 67 и др.

*(89) Запрет мукце - это запрет переносить с места на место в субботу целый ряд вещей из-за того, что накануне субботы их не подготовили к использованию в целях, разрешенных Галахой.

*(90) Рабби Йеошуа бен Хананья - еврейский мудрец. Он был знатоком магии и успешно противостоял оккультным силам, представляющим для людей опасность. Кроме того, рабби Йеошуа владел многими языками и обладал обширными знаниями в математике и астрономии.

*(91) Рабби объясняет: хозяин может оправдаться тем, что второе животное, возможно, жирнее.

*(92) Есть еще несколько похожих случаев. См. Шабат 117б: "Спасение имущества от пожара"; Бейца 11б: "Как солить мясо в Йом Тов"; Песахим 46а: "Отделение халы в состоянии ритуальной нечистоты".

*(93) Истоки Устного Закона. Юридические фикции. http://toldot.ru/tora/articles/articles_914. Дата обращения: 14 сентября 2011 г.

*(94) Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. С. 1067.

*(95) См.: там же. С. 1086.

*(96) Подробнее см.: Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986.

*(97) Дорская А.А. Место церковного права в системе права Российской империи // Правоведение. 2006. N 4. С. 237.

*(98) Варьяс М.Ю. Церковное право в романо-германской правовой системе: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1996. С. 3.

*(99) См.: Красножен М.Е. Краткий очерк церковного права. Юрьев, 1900. С. 9; Цыпин В.Л. Церковное право: учеб. пособие. [Б.и.], 1996. С. 8-9.

*(100) См.: Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. 1. Античный мир и восточные цивилизации. М., 1999. С. 13; Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: учеб. пособие. М., 1999. С. 30-32, 145, 213.

*(101) Подробнее см.: Дьяченко Г. Для говеющих с целью подготовления их к Великому Таинству Покаяния. Накануне исповеди. 1897. С. 138-139; Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия / авт.-сост.: В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, В.Л. Телицын; под общ. ред. В.Л. Телицына. 2-е изд. М., 2005; Успенский Б.А. Раскол и культурный конфликт XVII века // Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. С. 349.

*(102) См.: Соколов Н.Н. Некоторые особенности духовно-просветительной работы среди глухих и слабослышащих (миссионерский аспект православного просвещения людей с нарушениями слуха). http://www.pokrov.all-nsk.ru/com_deafs/conference/conferen_04.htm.

*(103) Подробнее см.: Альтернативные языки. http://slovari.yandex.ru/язык%20глухонемых/Символы,%20; Соколов Н.Н. Указ. соч.; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

*(104) Успенский Б.А. Раскол и культурный конфликт XVII века // Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. С. 349.

*(105) Тер-Акопов А. Законодательство Моисея // Российская юстиция. 2004. N 1. С. 37-39.

*(106) Александр Пелин - ректор Саранского православного духовного училища.

*(107) Пелин А. Мир Библии: православная экзегетика. Доклад на III Сретенских образовательных чтениях 19 февраля 1998 г. // Текст доклада опубликован не был.

*(108) Соловьев Вл. Чтения о Богочеловечестве. Чтение одиннадцатое и двенадцатое // Вехи. 2000. www/vehi.net/soloviev/chteniya/11-12.html.

*(109) См.: там же.

*(110) О проблемах, связанных с деятельностью религиозных организаций, см.: Афанасьев П.Б. Теоретико-правовые аспекты прекращения деятельности религиозной организации // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. N 2. 2008. С. 53-55.

*(111) А. Борисов - священник Русской православной церкви, протоиерей, кандидат богословия, кандидат биологических наук.

*(112) Борисов А. Десять заповедей - свод божественных законов для человека // Российская юстиция. 2002. N 3. С. 45.

*(113) Панько К.К. Фикции в уголовном праве и правоприменении. Воронеж, 1998. С. 28-44.

*(114) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 2004. С. 255.

*(115) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 2004. С. 255.

*(116) Ширвиндт А.М. Значение фикции в римском праве: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 3.

*(117) Публий Ювенций Цельс - выдающийся юрист 1-й пол. II в. Автор Дигест в 19 книгах. Это произведение, составленное из других сборников ответов и писем, впервые объединило в одной перспективе анализ преторского эдикта и цивильного права, основанного на законах.

*(118) Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. I. Античный мир и восточные цивилизации. М., 1999. С. 310.

*(119) Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. I. Античный мир и восточные цивилизации. М., 1999. С. 310-311.

*(120) Юлиан Сальвий - крупнейший римский юрист II в., создатель величайшего произведения римской юридической литературы - фундаментального обобщения в 90 книгах Digesta ("Собрания") по всем вопросам права, как цивильного, так и преторского.

*(121) Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. 1. Античный мир и восточные цивилизации. М., 1999. С. 314.

*(122) Павел Юлий - крупный римский юрист III в. Оставил более 300 сочинений по вопросам права.

*(123) Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. I. Античный мир и восточные цивилизации. М., 1999. С. 326.

*(124) Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима. М., 2003. С. 245.

*(125) Яценко Т.С. Эволюция понятия фикции в цивилистической доктрине России и зарубежных стран // История государства и права. 2005. N 4. С. 60.

*(126) Стипуляция (лат. stipulatio - выспрашивание) - в римском праве формальный, абстрактный устный контракт, устанавливающий обязательство, важнейший вид договора; заключался посредством строгой словесной формулы, которой спрошенный отвечает, что даст или сделает то, о чем его просили. Стипуляцией именовалось также обеспечение, которое выплачивал истец для поддержания иска и покрытия издержек в случае проигрыша дела. См. в: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. support@academic.ru".

*(127) Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима. М., 2003. С. 246.

*(128) Горбунов М.А. Система римского частного права I-III веков нашей эры. М., 2010. С. 27-28.

*(129) Римское частное право: учебник / под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М., 2000. С. 32.

*(130) Подробнее см.: Санфилиппо Ч. Курс римского частного права: учебник / под ред. Д.В. Дождева. М., 2000.

*(131) Хвостов В.М. Система римского права: учебник. М., 1996. С. 95.

*(132) Кузнецова О.А. Фиктивные явления в праве. Пермь, 2004. С. 15.

*(133) Цит. по: Горбунов М.А. Система римского частного права I-III веков нашей эры. М., 2010. С. 65.

*(134) Институции Гая / пер. с лат. В.А. Томсинова // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / сост.: В.А. Томсинов. М., 2004. С. 134.

*(135) Институции Гая. Титул 129. Т. 1.

*(136) Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000.

*(137) С конца республики установилось воззрение, что право собственности на землю в провинциях принадлежит римскому народу. Во время империи земля в императорских провинциях была объявлена собственностью императора. Но фактически, конечно, большая часть земли этой находилась в индивидуальном обладании провинциалов, которое пользовалось защитой, аналогичной с защитой права собственности. Собственность императора или римского народа на такую землю, в сущности, была фикцией без больших практических последствий. Иногда этой фикцией пользовались для произвольной конфискации земли за ничтожное вознаграждение (см.: Хвостов В.М. Указ. соч. С. 229).

*(138) Подробнее см.: Суворов Н.С. Указ. соч. С. 189-219.

*(139) См.: там же. С. 48-50, 282.

*(140) Подробнее см.: Вильнянский С.И. Лекции по советскому гражданскому праву. Харьков, 1958. С. 108; Генкин Д.М. Юридические лица в советском гражданском праве // Проблемы социалистического права. 1939. N 1. С. 93 и др.

*(141) Медведев В.Г. Уголовный суд и процесс в Древнем Риме в период поздней республики // Вопросы правоведения. 2010. N 3 (7). С. 266.

*(142) Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. М., 1975. С. 92, 97, 116, 119, 120.

*(143) См., например: Лопатин В.Н. Права и свободы человека как источник права в современной России // Права человека в России и правозащитная деятельность государства: сб. матер. Всеросс. научно-практич. конференции / под ред. В.Н. Лопатина. СПб., 2003. С. 79; Рекомендации участников Всероссийской научно-практической конференции "Права человека в России и правозащитная деятельность государства", проходившей 12 мая 2003 г., Верховному Суду РФ // Там же. С. 399.

*(144) Кудрявцев В.Н. Введение // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. I. Античный мир и восточные цивилизации. М., 1999. С. 9.

*(145) Ковлер А.И. Указ. соч. С. 129.

*(146) Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. Т. 1. Древний мир и Средние века / сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. М., 2003. С. 17.

*(147) Дигесты Юстиниана: в 8 т. / отв. ред. Л.Л. Кофанов; пер. с лат. М., 2002-2006.

*(148) Подробнее см.: Лотфуллин Р.К. Юридические фикции в римском гражданском праве // Бюллетень нотариальной практики. 2006. N 2.

*(149) Горбунов М.А. Система римского частного права I-III веков нашей эры. М., 2010. С. 33.

*(150) Вызывает особый интерес тот факт, что какого-либо общего понятия вещи в римском праве не существовало. Более того, сам этот термин не обладал смысловой однозначностью, подвергаясь в силу этого многочисленным юридическим интерпретациям. Так, говоря о вещах (res), римские юристы в качестве синонима этого слова часто использовали термины bona (имущество), familia и pecunia (имущество, деньги), bonorum (нажитое добро). Однако полностью эти понятия они не отождествляли. Если быть точным, то термином Jamilia издревле обозначалась та часть семейного имущества, которая состояла из манципируемых вещей (res mancipi), т.е. земля, сельские сервитуты, рабы и четвероногие домашние животные, приручаемые под седлом). Термином pecunia обозначалось то имущество, которое в конкретный момент было предметом имущественного оборота. Например, кобыла, которая пашет в поле, считалась familia, но если ее ведут на рынок для продажи, она становится pecunia (см.: Горбунов М.А. Указ. соч. С. 38).

*(151) См.: Лотфуллин Р.К. Указ. соч.

*(152) Подробнее см.: Лотфуллин Р.К. Указ соч.

*(153) Об этом также см.: Танимов О.В. Фикции в древнеримском праве // История государства и права. N 12. С. 21-26.

*(154) Отто фон Гирке (1841-1921) - немецкий юрист, профессор права университетов в Бреславле, Гейдельберге, Берлине.

*(155) Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 30.

*(156) Об этом также см.: Танимов О.В. Юридические фикции в Средневековье // История государства и права. 2013. N 22. С. 43-47.

*(157) Подробнее см.: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. М.,1996.

*(158) Подробнее см.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., 2004. С. 783.

*(159) Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Указ. соч. С. 784.

*(160) В этом проявляется один из признаков фикции - способность вызывать друг друга. Чаще всего этот признак проявляется в семейном праве. О запрещении в византийском праве браков в духовном родстве, усыновлении и т.д. посредством введения фикции пишет Г.Ф. Дормидонтов (см.: Дормидонтов Г.Ф. Классификация явлений юридического быта, относимых к случаям применения фикций. Часть 1. Юридические фикции и презумпции // Вестник гражданского права. 2011. N 1, 3).

*(161) См.: Белгородский М.H. Статьи к разделу "Средневековая западная философия" // Андреевская энциклопедия / Д.Л. Андреев: Энциклопедия с обширной библиографией. 2004. С. 1360-1549. http://ae.rozamira.org/enc.htm#brief.

*(162) Подробнее о законе и грехе см.: Исаев И.А. Грех и закон: тайные связи // История государства и права. N 12. С. 2-7.

*(163) Костин Ю.В. Идеи соотношения права и справедливости в истории политико-правовой мысли Древней Руси // История государства и права. 2010. N 18. С. 8.

*(164) См.: Иларион. Слово о законе и благодати // Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. III. Политическая мысль России: X - первая половина XIX в. М., 1997. С. 27-32.

*(165) Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. М., 1995. С. 12.

*(166) Таазир именуется наказанием условно, так как это не тождественные понятия: степень и вид хадда (или наказания) определяется законом, в то время как таазир предоставлен усмотрению судьи. Поэтому термин "таазир" можно перевести с арабского языка как "наказание, назначаемое по усмотрению". Кроме того, таазир можно перевести словами "запрещение" или "наставление" (подробнее см.: Колесников П.М. О таазире, или наказании по усмотрению, в мусульманском деликтном праве // Вопросы правоведения. 2010. N 3 (7). С. 272).

*(167) Колесников П.М. Указ. соч. С. 272.

*(168) См.: Ахмад аш-Шарбаси. Возмездие в исламе. Каир, 1954. С. 130 (с араб. яз.)

*(169) Колесников П.М. Указ. соч. С. 277-278.

*(170) Как считает П.М. Колесников, видимо, имеется в виду публичное выставление правонарушителя перед дверями мечети или дворцом халифа (см.: Колесников П.М. Указ. соч. С. 278).

*(171) Цит. по: Колесников П.М. Указ. соч. С. 278.

*(172) Философский энциклопедический словарь. М., 2005. С. 223.

*(173) Подробнее см.: Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986.

*(174) Стратагема - ухищрение, уловка, военная хитрость.

*(175) Минькова А.М. Междисциплинарные исследования в юриспруденции: литературный обзор для слушателей программы "Междисциплинарное индивидуальное гуманитарное образование". migo.sfedu.ru/lit_ur.doc. С. 19.

*(176) См.: Ахмад Фатхи Бахн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: