Антикоррупционная работа – это достаточно гибкая и неформальная работа. Она будет результативной только в том случае, если информация и идеи, положенные в её основу, будут восприняты аудиторией. Воспринятыми они станут только тогда, когда эти сюжеты будут близки и понятны участникам мероприятий, когда они непосредственно касаются или могут коснуться участника мероприятия. В этой связи необходимо грамотно подбирать сюжеты, которые будут положены в основу антикоррупционных мероприятий.
Например, старшеклассникам будет более интересно рассмотреть сюжеты, связанные с коррупцией при поступлении в учебные заведения следующего уровня, получении водительских прав или отсрочки от армии. Студентам вузов интересными могут оказаться сюжеты, связанные с трудоустройством на престижную работу. Работникам органов государственной власти интересны сюжеты, связанные с проведением закупок, заполнением деклараций и др.
Принцип преемственности
В дидактике преемственность трактуется как принцип, требующий формирования знаний, умений и навыков в определенном порядке с тем, чтобы каждый элемент учебного, просветительского или воспитательного материала логически связывался с другими, а последующее опиралось на предыдущее и готовило к усвоению нового.
|
|
Более широкое понимание преемственности требует рассмотрения ряда ее особенностей, а именно:
- динамики изменения всех основных компонентов методической системы (целей, содержания, форм, методов, средств относительно антикоррупционной работы);
- логической связи теоретического и практического материала и др.[7]
Принцип преемственности выражает идею конструктивного отрицания. Суть реализации этого принципа в том, чтобы предшествующее развивалось, обогащалось и «сбывалось» в последующем. [8]
Таким образом преемственность, как принцип, является проявлением закона отрицания. Однако отрицание, не разрушающее прежние связи, а отрицание, ведущее к переосмыслению, к сохранению всего положительного в старом, отрицание, ведущее к гармонии старого и нового в непрерывном процессе развития[9].
Задание
Следуя принципу связи антикоррупционной работы с жизнью и деятельностью целевых групп, напишите сюжеты для антикоррупционных мероприятий:
№ п/п | Целевая группа | Сюжет антикоррупционных мероприятий |
1. | Школьники старших классов | |
2. | Студенты средних специальных учебных заведений | |
3. | Студенты высших учебных заведений | |
4. | Слушатели программы повышения квалификации - предприниматели | |
5. | Слушатели программы повышения квалификации – чиновники |
|
|
Принцип преемственности очень важен еще и потому, что антикоррупционная работа потеряет смысл, если она будет фрагментарной и не последовательной. Не может быть аниткоррупционой работы только в младших классах или только в старших классах. Просвещение и воспитание личности и гражданина продолжается непрерывно весь процесс обучения. Поэтому, антикоррупционная работа должна продолжаться на всех уровнях образования, но в разных формах и с использованием различных методов.
Принцип системности
Принцип системности можно воспринимать не только в качестве педагогического принципа, но и в качестве философского принципа, выполняющего две функции: мировоззренческую и методологическую. Мировоззренческая функция принципа системности проявляется в представлении любого объекта как совокупности элементов, находящихся в определённом взаимодействии межу собой с окружающим миром, а также в понимании системной природы знаний. Методологическая функция принципа системности проявляется в совокупности познавательных средств, методов и приёмов, которые являются общей методологией системных исследований.
Принцип системности выдвигает требование смотреть на любой предмет познания как на систему, функционирование которой подчиняется общим закономерностям существования и эволюции любых систем.
Исходя из данного посыла, антикоррупционную работу следует рассматривать как целостную систему, состоящую из определённых элементов (например, из воспитания и просвещения или из образования и просвещения), наличия устойчивых связей между ними, совокупности форм и методов работы, имеющих свои определённые функции, направленную на такой результат, как формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Эта система должна быть управляема. Управление системой должно быть направлено на достижение поставленных целей. Она должна быть стабильной, то есть находиться в равновесии, без резких колебаний, спадов и отклонений. Система антикоррупционной работы должна быть постоянно развивающейся (необходимо актуализировать сюжеты, положенные в основу работы, форм и методы работы, расширять аудиторию и т. д.). Очень важно, чтобы система антикоррупционной работы обладала свойством открытости (мероприятия получали публичность, широкий охват, сопровождались информацией в СМИ и т. д.). Немаловажным свойством системы антикоррупционной работы должно быть такое свойство, как активность, поскольку именно в активности содержится большой созидательный потенциал. Без системности нет единого целого, это давно доказано в научной среде.
.
Задание:
Согласно принципу системности включите в систему антикоррупционного воспитания (на рисунке помечено, как АВ) недостающие элементы. Если четырёх элементов будет недостаточно, добавьте столько, сколько сочтёте нужным.