На различных уровнях образования

Коррупция ― явление достаточно сложное. Его нельзя считать только правовым. В понятие коррупции входят две составляющие: правовая и этическая. Будучи антиобщественным явлением, коррупция безнравственна по своей сути, т. к. благополучие одних (и тех, кто берет деньги, подношения с целью получения тех или иных преференций (выгод) и тех, кто их дает) строится на ущемлении материальных, хозяйственных, финансовых и социальных интересов большинства населения страны. Коррупция разъедает общественную мораль, девальвирует содержание труда, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие.

В этой связи возникает ряд объективных сложностей при выстраивании антикоррупционной работы.

Первая проблема заключается в принятии в российском обществе коррупционного поведения как нормы.

Сегодня в России бытует устойчивое мнение граждан о том, что коррупция в нашем государстве непобедима. Многие граждане убеждены в том, что коррупционное поведение заложено в основе нашей экономики. Существует убеждение в том, что если бы власти необходимо было бы преодолеть коррупцию, то власть могла бы справиться с ней в течение двух-трёх лет, а раз этого не происходит, то власти коррупция необходима, следовательно, с ней бесполезно бороться. Сегодня можно говорить о низкой эффективности работы государственных органов в данном направлении. Результаты социологических исследований показывают, что проблема коррупции прочно укоренилась в общественном сознании и воспринимается уже как естественная составляющая российского общества.

Общественные деятели и преподаватели образовательных организаций считают антикоррупционную работу в образовательных организациях неэффективной в силу того, что, к сожалению, в обществе существуют двойные стандарты, которые обучаемые постоянно наблюдают вполне наглядно. Группа проблем связана с влиянием средств массовой информации, которые формируют у граждан позицию о России как о коррумпированной стране. Поэтому у учащихся, особенно старшей школы и студентов формируется негативное отношение к традиционным мероприятиям, направленным на воспитание антикоррупционного сознания. Расхождение теории и существующих реалий современной жизни, несоответствие теоретического материала практической реальности существенно затрудняет антикоррупционную работу на всех уровнях образования. При просмотре телевизионных передач, интернет ресурсов, учащиеся, студенты, взрослые люди ежедневно сталкиваются с фактами порой не наказуемой коррупции. СМИ далеко не всегда являются союзником образовательных организаций в формировании антикоррупционного мировоззрения граждан.

             
 

 

 

 

 

 

 


Родителей обучающихся (школьников, студентов) тоже нельзя считать союзниками и партнёрами в антикоррупционном воспитании и просвещении. Родительская общественность предпочитает, чтобы дети, подростки, молодые люди больше занимались теми дисциплинами, которые традиционно преподаются в образовательных организациях. По их мнению, образовательные организации должны прежде всего учить, а заниматься вопросами коррупции могли бы и соответствующие органы. Кроме того, в семьях нередко обсуждаются вопросы, связанные с коррупцией, отнюдь не с позиции антикоррупционного поведения. Практически каждый педагог может привести факты различия между официально заявляемыми и реально существующими в обществе ценностями.

Педагоги[10] считают, что формирование антикоррупционных установок у учащихся, студентов, слушателей системы профессионального образования невозможно (или крайне затруднительно) в среде, где прочно бытует мнение о состоянии коррупции в России и уровне борьбы с ней. Им не хочется противопоставлять себя всем названным институтам.

С другой стороны, можно наблюдать недостаточно глубокое понимание педагогическими работниками своей роли в формировании антикоррупционного мировоззрения учащихся, студентов, слушателей системы профессионального образования.

Вторая проблема заключается в отсутствии единого понимания феномена «коррупция» и понятий «антикоррупционное воспитание» и «антикоррупционное просвещение».

Отсутствие в обществе терминологической договорённости, значительно затрудняет антикоррупционную работу. Во-первых, как мы уже определились во втором разделе, названные понятия не являются тождественными. Каждое направление антикоррупционной работы подразумевает под собой различные формы и технологии работы. Следовательно, методика антикоррупционной работы не может быть универсальной ни для разных направлений антикоррупционной работы, ни для различных уровней образования. Недостаточность методик антикоррупционной работы является препятствием в подготовке специалистов в области антикоррупционного воспитания и просвещения[11].

 

             
 

 

 

 

 

 


Педагоги, которые проводят антикоррупционные мероприятия, не имеют достаточной профессиональной подготовки в данном вопросе. Помимо этого, необходимо обратить внимание на то, что в действующих образовательных стандартах отсутствуют такие понятия и вопросы, как «коррупция», «меры противодействия коррупции», «антикоррупционное воспитание», «образование», «просвещение», «пропаганда» и т. п.

В сознании значительной группы преподавателей любых уровней образования коррупция есть один из видов преступной деятельности, который должен изучаться и анализироваться на уроках права и обществоведения в старших классах или в юридических дисциплинах высшей школы и системы профессионального образования. В рамках такой позиции разговор о коррупции с обучающимися разных образовательных уровней должны вести профессиональные юристы, преподаватели права и обществоведения. Антикоррупционное обучение, воспитание и просвещение не рассматривается как отдельный вид обучения. Антикоррупционная работа, как правило, мыслится как часть правового образования. В свою очередь, в системе правового образования, антикоррупционному образованию отводится очень маленькая и незначительная роль.

В действительности, каждый учитель, преподаватель, просветитель независимо от своей специализации может быть подготовленным с педагогической и методической точки зрения для осуществления антикоррупционной работы. Необходимы методики переподготовки и повышения квалификации кадрового состава преподавателей, воспитателей, просветителей, которые помогут рассмотреть коррупцию как особый тип взаимодействия человека с окружающим миром и, прежде всего государством, построенный на основе сговора с представителями власти и направленный на получение выгоды в обход закона. Такой тип взаимодействия может ситуативно встречаться в поведении каждого человека. Причем, подобные ситуации возникают в жизни детей достаточно юного возраста[12].

Рассмотрение коррупции только как юридического понятия, фактически лишает смысла само понятие антикоррупционной работы. 

Третья проблема заключается в отсутствии антикоррупционного воспитания в традиционной системе воспитания. Это касается не только общеобразовательной школы, но и всех остальных уровней образования.

Одной из проблем является определение возраста, в котором можно начинать формирование антикоррупционное мышление.  В котором возрасте детей нужно знакомить с понятием «коррупция»? Каким образом знакомить учащихся, студентов, слушателей, а возможно даже воспитанников детских садов, с понятием «коррупция»? На каких жизненных и производственных ситуациях (= кейсах) следует говорить с обучающимися о коррупции?

 

 

           
 

 

 

 


Все это важные вопросы, которые должны быть осмыслены педагогическим сообществом.

Выделить тему коррупции из контекста жизни в стране в детской молодёжной, взрослой аудитории очень затруднительно. Педагогические сложности при выборе материала состоят в недостаточности методической оснащенности этой работы. Преподавателям любых ступеней образования сложно подготовить мероприятия антикоррупционного содержания в силу отсутствия методических рекомендаций и консервативности педагогической деятельности. Ощущается острая нехватка электронных пособий по данной теме, которые позволят многократно обращаться к антикоррупционному контенту.

Еще один аспект названной проблемы заключается в том, что образовательным организациям любых уровней образования достаточно сложно сделать выбор приоритета: антикоррупционное образование, просвещение или воспитание. Увеличение числа лекций и бесед по проблемам коррупции будет способствовать знанию о данном явлении, но не отказу от коррупционных действий в будущем.

Четвёртую проблему можно обозначить как низкий уровень организации социального партнерства в решении проблем антикоррупционного воспитания. Достаточно сложно организовать лекции специалистов (сотрудников правоохранительных органов) для учащихся по антикоррупционному воспитанию, в силу их занятости и в силу того, что в настоящее время это не входит в круг их обязанностей. Сложность вовлечения в антикоррупционную работу членов семей воспитанников. Не меньшие сложности связаны с вовлечением некоммерческих организаций в партнёрские отношения по антикоррупционной работе.

Таким образом, в основе трудностей антикоррупционной работы лежит не только желание чиновников обогатиться за счёт государства, недостаточно эффективная правовая основа государства и механизмы выполнения антикоррупционных законов, но также психологический и моральный факторы. Имея информацию о названных реально существующих сложностях, образовательным организациям будет проще выстраивать антикоррупционную работу.

 

 

             
 

 

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: