Талисманы Константинополя

 

Площади византийской столицы были украшены обелисками и изваяниями, привезенными в город в течение тысячи лет. При основании Константинополя в нем освятили статую Судьбы города. Она имела тайное жреческое имя и была призвана была охранять город{127}. Позже христианский писатель Георгий Амартол полагал, что при возведении статуи император Константин принес благочестивую строительную жертву: он «поставил столп цельнокаменный, багряный, весьма до-стохвальный, который был привезен из Рима. И установил на нем кумир с семью лучами на голове, доставленный из Солнечного града Фригийской страны. Столп же тот везли по морю три года, так как был очень велик и тяжел. От моря же до торжища несли его год; и царь часто приходил и золото без счета раздавал людям. Потом он положил в основание 12 корзин, которые благословил Христос, и деревья ценные, и мощи святых — для укрепления и сохранения удивительного цельнокаменного столпа» (Временник.  Х.42.5). Величественные древние скульптуры воспринимались жителями города и сторонними наблюдателями как талисманы. Перекодировка языческих охранных символов в христианские сути не меняет.

По иронии судьбы в апреле 1204 г. город был захвачен и разграблен собратьями по вере: венецианцами и воинством Четвертого крестового похода. Талисманы не спасли Константинополь. Более того, в небесах не было ни одного знака, предвещавшего беду. Некоторым наблюдателям это обстоятельство показалось удивительным.

Византийский историк, свидетель бедствий, Никита Хониат пишет:

 

«Прекрасный город Константина, предмет всеобщих похвал и повсюдных разговоров, был истреблен огнем, унижен, разграблен и лишен всего имущества, как общественного, так и принадлежавшего частным лицам и посвященного Богу, бродяжническими западными племенами, большей частью мелкими и безвестными, соединившимися между собой для разбойнических морских наездов… О всех этих событиях с царственным городом не было предуказано никакими знамением, ни небесным, ни земным, какие прежде во множестве являлись, предвещая людям бедствия и смертоносные наваждения зол. Ни кровавый дождь не шел с неба, ни солнце не обагрялось кровью, ни огненные камни не падали из воздуха, ни другого чего-либо необыкновенного в каком-нибудь отношении не было заметно»

 

 

(Никита Хониат.  История. I. 1–2).

 

Презрение греческого историка к западным рыцарям, забывшим истинные цели крестового похода, сочетается со списком так и не случившихся знамений. Ни небеса, ни талисманы не спасли город. Рискну предположить, что сообщения хроник, где катастрофам предшествуют знамения, написаны после событий. В реальности бедствия приходят внезапно и неотвратимо.

Спустя восемьдесят лет итальянский хронист Салимбене, никогда не видевший красот Константинополя, пишет, что по взятии города латинянами «греки наконец поняли, что свершилось наконец то пророчество, что запечатлено на вратах (ибо много там изображено пророчеств и на самих вратах, и на привратных столбах, и смысл их понять можно не раньше, чем они исполнятся)». Видимо, такова судьба всех пророчеств, ибо неисполнившиеся пророчества подлежат забвению. «В городе Константинополе в храме Святой Софии есть некая колонна и некие врата, украшенные барельефами на исторический сюжет, смысл которых нельзя постичь, если разглядывать каждый в отдельности. Сказано о мудрости, что она “знает давно прошедшее и угадывает будущее”, Прем. 8,8. В Послании же апостола Павла к Евреям, 4,13, говорится о премудрости Божией, что “все обнажено и открыто перед очами Его”» (Салимбене де Адам.  Хроника, с. 595, 667).

Пикардийский рыцарь Робер де Клари был вовлечен в круговорот событий 1204 г. На его глазах пророчество, о котором пишет Салимбене, было признано свершившимся. Дело происходило так:

 

«А еще в другом месте в городе было величайшее чудо: ибо там были два столпа, и в высоту каждый имел с добрых 50 туаз; и на каждом из этих столпов, наверху, в маленьком укрытии пребывал какой-нибудь отшельник; а внутри столпов была лестница, по которой они туда взбирались. Снаружи этих столпов были нарисованы и вещим образом записаны все происшествия и все завоевания, которые случились в Константинополе или которым суждено было случиться в будущем. А ведь никому не дано было знать о происшествии до того, как оно произошло; когда же оно происходило, то народ шел туда из ротозейства, и потом они разглядывали, словно в зеркальце, и подмечали первые признаки происшествия; даже это завоевание, которое произвели французы, было там записано и изображено, и корабли, с которых вели приступ, благодаря чему город и был взят; а греки ведь не могли знать заранее, что это произойдет. И когда это случилось, они отправились поглазеть на столпы и там обнаружили, что письмена, которые были начертаны на нарисованных кораблях, гласили, что с Запада придет народ с коротко остриженными головами, в железных кольчугах, который завоюет Константинополь»

 

 

(Робер де Клари.  ХСII).

 

Колонны, украшенные великолепной резьбой, представляли свободное поле символов, позволяющих читать знаки Судьбы. Настаивая на предопределении событий, латиняне находили оправдание своим кощунствам. Существует точка зрения, что никаких кощунств и не было.

 

«Воспоминания самих участников этого целенаправленного опустошения Константинополя показывают, что они вовсе не считали свое поведение преступным, — при том условии, что добыча не утаивалась, а поступала в распоряжение руководству»{128}. Прежде чем добыча стала достоянием руководителей крестового похода, нужно было отнять ее у прежних владельцев. Взятие и разграбление чужого города — это всегда время эксцесса, насилия, нарушения запретов, причем эксцессам предавались обе стороны. В таких случаях все предписания, систематически преступаются. Однако такие нарушения по-прежнему представляют собой оскорбление святынь. В них заключено посягательство на законы, которые были вчера и вновь станут завтра самыми святыми и нерушимыми законами на свете. Не стоит сомневаться в разграблении крестоносцами алтаря Св. Софии. Отмена порядка на несколько дней сродни архаическому празднику смены времен года. Так, в 1258 г. взяв приступом Багдад, монголы неделю предавались грабежу; затем «вышел указ, чтобы впредь резню и грабеж приостановили, потому-де, что Багдадское царство наше»

 

 

(Рашид-ад-дин.  Т. III. С. 45).

 

Косвенным свидетельством, указывающим на стремление венецианцев оправдать свои кощунства при разграблении Константинополя, являются пророчества, которые сочинялись по мере удаления события. Так, в польской хронике XV в. Изложено очень странное пророчество:

 

«Греческий город Константинополь, в котором тогда правил Аскарий, захватывают венецианцы и франки. Долгое время в его захват не верили, потому что существовало пророчество, что его не сможет взять никто, кроме ангела; но когда враги вошли в город через стену, на которой был изображен ангел — тогда только обнаружились истинный смысл предсказания и сходство [с ним] заблуждения»

 

 

(Ян Длугош.  Польская история, с. 343).

 

Перейдем к талисманам. В Константинополе XIII в. было несколько старинных памятников, с судьбой которых жители связывали судьбу самого города и даже всей империи. Памятники обрели мистическое значение талисманов, которые будто бы при самом основании города поставлены были по указаниям сивилл во охранение его от варварских нашествий и действительно оберегали надежнее всех стен и рвов. Жители были убеждены, что пока эти памятники целы, до тех пор торжество их над врагами будет несомненно, и что все изображенное на барельефах памятников с течением времени должно непременно исполниться. Поэтому эти памятники считались не только оборонительными, но и пророчественными талисманами города.

О том, что произошло со знаменитыми конными статуями, рассказывает Никита Хониат. Жажда разрушений, охватившая западных рыцарей, не поддается уразумению. Медные скульптуры они переплавляли в жалкие монеты. В первую очередь завоевателей заинтересовали талисманы, чья сила была направлена против самих завоевателей.

«Латиняне решились разрушить старинные пророчественные талисманы города Константинополя, изобретенные в древности (правда ли это, не могу верно сказать) для ограждения и обороны его от всяких явных и тайных вражеских нападений, и преимущественно те из них, которые, по народной молве, были воздвигнуты против их племени. Таким образом, низринув с пьедесталов и растопив на огне несколько других медных статуй, они обратили внимание также на переднее левое копыто медного коня, который стоял посреди Таврской площади на четырехугольном пьедестале из белого мрамора, держа на своем хребте какого-то необыкновенной силы и поразительной наружности всадника. Впрочем, и сам конь, покрытый весь чешуйчатой сбруей и представленный изгибающимся, с поднятыми вверх, как бы при звуке трубы, ушами, изумлял не менее всадника тщательностью художественной отделки во всех подробностях. Одни говорят, что это был Пегас, а всадник — Веллерофонт; другие, напротив, думают, что группа изображала Иисуса Навина верхом на каком-нибудь коне, и точно — поза всадника представляла человека, который правую руку простирал к течению Солнца и движению Луны, как бы повелевая им остановиться, а в ладони левой руки держал медный круглый шар. Отбив молотками копыто коня, латиняне нашли под ним пробитую насквозь гвоздем и облитую свинцом со всех сторон статую человека, похожего более на какого-нибудь болгара, чем на латинянина, как прежде все думали. Найденная статуя была немедленно отдана литейным мастерам на расплавку, и латиняне сделали все это совсем не из робости, как может кто-нибудь подумать в упрек им, но потому что, употребляя все средства и пробуя все способы никогда не выпускать из своих рук раз завоеванного города, они не хотели оставить без внимания даже толков в подобном роде, которые, конечно, недаром всеми повторялись, — мало того, они придали этим толкам серьезное значение и, не пренебрегая для своей цели ничем, нашли нужным уничтожить их в самом основании» (Никита Хониат.  История. 16).

Известно, что вскрытый талисман перестает действовать. Византийцы своими пересудами спровоцировали рыцарей на уничтожение охранных символов. В ситуации неопределенности первые питали пустые надежды, вторые пытались устранить воображаемые угрозы.

 

 

Жест императора

 

Византийская столица — Константинополь — вызывала у мусульман восхищение. Арабский космограф ал-Бакуви (XIV в.) излагает сообщения своих ранних предшественников и, видимо, не знает о том, какое предназначение имела конная статуя императора, хранившая тайну города. Расхождения в источниках связаны с жестом правой руки императора. Если мусульмане видели в нем приглашение, то христианский мир был убежден в обратном: жест предостерегал мусульман от вторжения.

«Кустантинийа, долгота — 59°50', широта — 45°05’ — столица ар-Рума. Между ней и [страной) мусульман находится море ал-Мухит. Город заложил Кустантин сын Сивариуса — владетель Румии. И это было в правление Шабура Зу-л-Актафа. Между ними были войны. Расположение города было определено мудрецами, и такого города не строили ни до него, ни после него. Там находится дворец царя, наружные стеньг которого окружностью в один фарсах. Во дворце триста железных дверей. Там есть церковь царя с золотым куполом, в ней десять дверей, из которых четыре — серебряные… Близ церкви есть колонна длиной в триста локтей и толщиной в десять локтей; на ее верху — гробница Кустантина, царя, который заложил церковь, а наверху [гробницы] — конь из меди, а на коне — идол в образе Кустантина. На его голове — корона, усыпанная жемчугом. Ноги лошади прикреплены свинцом к скале, за исключением правой передней ноги, которая поднята. Правая рука идола протянута в воздухе, как бы приглашая людей в Кустантинию. В левой руке — шар. Эту колонну видно с моря на расстоянии дня пути» (ал-Бакуви.  VI. 32). Представление о том, что на колонне укреплена гробница, недоразумение. В первоначальном варианте речь шла о золотом обелиске, возведенном в церкви. Обелиск был украшен мраморной статуей юноши, под статуей сделана скала, а сам памятник воздвигнут над могилой человека, который построил церковь (Чудеса мира.  107).

Сведения о знаменитой статуе ал-Бакуви заимствовал из географии Закарии ал-Казвини, при этом он опустил важные интерпретации. Восполним пробел, тем более что в новых сведениях говорится о талисмане, а это, в свою очередь, оправдывает включение сюжета в книгу катастроф. «Об этом изваянии ходят разные разговоры: одни говорят, что в руках идола талисман, оберегающий страну от врагов; другие же говорят, что на шаре, который он держит в руке, написано: “Я овладевал миром, пока он не стал таким, как этот в моей руке”. Это значит: как этот шар. “Я прошел с ним невредимым, сжимая в своей руке”»{129}. Таинственным образом неясная фраза мусульманского ученого находит объяснение в католическом трактате, где излагается апокрифическая легенда о золотом шаре Александра.

Западный взгляд на символику статуи представлен мнением немецкого теолога Иоанна Хильдесхаймского (†1375): «В храме Святой Софии стоит мраморный столп, на который водружена конная статуя императора, обильно позолоченная; в левой руке, как приличествует, имеет она яблоко, в правой — скипетр, указующий на восток, как бы угрожая супротивным сарацинам» (Иоанн Кильдесхаймский.  XLI). Шар или яблоко в руке императора — это увенчанная крестом держава. Речь идет о конной бронзовой статуе Юстиниана I (воздвигнута в 543–544 гг.), находившейся на форуме Августеон, между храмом Св. Софии и воротами Большого дворца. Император был представлен в костюме Ахиллеса.

Иоанн Хильдесхаймский предлагает религиозно-мифологическую трактовку яблока.

 

«Золотое же яблоко, которое Мельхиор, царь Нубии и Аравии, поднес Христу вместе с золотыми монетами, прежде принадлежало великому царю Александру и величиной было не больше, чем можно охватить рукой, знаменовало же собою Землю; ибо Александр приказал отлить его из золотых монет, собранных со всего света, и носил его с собою повсюду; и как он силою покорил всю землю, так же держал он, обхватив, то яблоко в своей ладони. И оное яблоко, вместе с другими сокровищами, осталось в Индии, когда Александр покинул сей земной рай…. Что знаменуют собою дары сих трех царей, на разные лады толкуется во многих книгах. Но почему Мельхиор поднес Господу яблоко, о том ведут много споров, знают же не все. Толк же в том, что яблоко кругло, и сия округлость означает бесконечность, ибо, не имея ни начала ни конца, она заключает в себе всю мировую сферу: высоту небес и глубину земли до самой преисподней, молнией обегая все земные пределы. И с той поры, как родилась христианская вера на Востоке, пошел обычай, чтобы кесарям и царям держать в руке золотое яблоко, и так ведется по сей день»

 

 

(Иоанн Хильдесхаймский.  XIX–XXIII).

 

В 1204 г. статуя Юстиниана не погибла, «избежав неистовства пожаров и жадности латинян», что отметил византийский ученый Никифор Григора. Один из латинян, рыцарь Робер де Клари, описал свои впечатления от этого сооружения. У крестоносцев был свой ответ на вопрос, что означает жест императора. Мифология крестоносцев предписывала видеть в мусульманах вечных врагов, поединок с которыми длился бесконечно.

 

«Перед монастырем Св. Софии был толстый столп, толщиной в три обхвата и с добрых 50 туаз в высоту; и сделан он был из мрамора, а потом поверх мрамора покрыт медью, и он был опоясан крепкими железными обручами. Наверху, на конце этого столпа, лежала плоская каменная глыба, которая имела добрых 50 стоп в длину и столько же в ширину. На этом камне на большом медном коне восседал император, отлитый из меди, который протягивал свою руку к языческим странам, и на статуе были начертаны письмена, которые гласили, что он клянется, что никогда сарацины не получат у него мира, а в другой руке он держал золотой шар и на шаре был крест. И греки говорили, что это был император Ираклий, а на крупе коня и на его голове — вокруг нее было 10 гнезд, где каждый год гнездились цапли»

 

 

(Робер де Клари.  LXXXVI).

 

В 1317 г. произошло любопытное происшествие, заставившее византийского императора приступить к реставрации древнего монумента: под напором северного ветра упал крест, располагавшийся на шаре, в левой руке статуи. Срочный характер работ указывает на символическую значимость цельной конструкции. И хотя историк Никифор Григора не говорит об охранительной функции жеста конного императора, значимого для сторонних наблюдателей, он был последним, кто видел статую на расстоянии вытянутой руки. Вопреки слухам, которые передает Робер де Клари, никаких мистических надписей на статуе не было. На всаднике был плащ, усеянный звездами и листьями, фигуры которых вызвали у Никифора Григора ассоциацию с рисунками на китайских шелках. Вот результаты его экскурсии:

 

«Во втором году патриаршества Иоанна Гликиса и в 6825 году от сотворения мира случилось, что от сильных порывов северного ветра упал медный крест, находившийся в руке статуи, утвержденной на колонне, которая стояла на площади великого храма Святой Софии. Царь приказал со всей поспешностью поставить крест на прежнее место. Окружив вплоть всю колонну деревянными подмостками, достигли самого изваяния. Мастера, поднявшись по этим подмосткам, нашли, что все железо, поддерживавшее с той и другой стороны лошадь статуи, глубоко переедено ржавчиной; так что нужно было опасаться, чтобы когда-нибудь не упали подставки, а вместе с ними не погибла и статуя, это диво столицы, которое только и осталось из множества подобных ему и равных, избежав неистовства пожаров и жадности латинян. Итак, вместо прежних подставок под конем статуи утвердили другие, лучшие и более крепкие, на которых статуя и оперлась прочно и твердо. Потом, сняв с головы статуи символ царского величия и еще шар, находившийся в руке, покрыли их более прочной позолотой и придали более блеска. Затем и всю колонну, которая сверху донизу имела поверхность изрытую по отсутствию в своих местах гвоздей, выдранных латинянами вместе с медью, ее покрывавшей, покрыли крепкой штукатуркой и все ее углубления закрыли и сгладили. Я счел непростительным упустить такой необычайно редкий случай подняться к статуе и вместе с другими насладиться таким удивительным зрелищем полнее; поднявшись туда я высмотрел и вычислил все во всех подробностях. Говорить о высоте колонны, которую желающий всегда может вымерить по ее тени, я считаю лишним. О том же, о чем едва ли кто может сказать, мы, как очевидцы, скажем обстоятельно. Окружность головы статуи равняется шести футам. Так же велико пространство и от плечей ее до самого верха царской короны на голове. Длина каждого пальца на руках пядень; длина ступней — три и две трети пядени, или четыре пядени без одной трети. Длина креста на шаре — четыре пядени, а ширина — три пядени; вместимость сферы — три городских метра, от груди коня до хвоста — три обхвата. Окружность шеи его также около трех обхватов; от края морды до ушей — один обхват, голень ноги в окружности пять пяденей. Плащ на всаднике усеян звездами, испещрен листьями и ветками и очень похож на те одежды, какие привозили некогда из Сира»[72] 

 

 

(Никифор Григора.  7.12).

 

В заключение еще одно свидетельство, принадлежащее перу испанских послов, осматривавших памятники Константинополя в 1403 г. «На площади перед церковью высилась удивительно высокая каменная колонна, а сверху на ней — медный конь, огромный и высокий, как бы увеличенный по сравнению с обычным вчетверо. На нем фигура вооруженного всадника, также из меди, с очень большим султаном на голове, напоминающим павлиний хвост. Через [фигуру] коня продеты железные цепи, крепящие ее к колонне и держащие на месте, чтобы она не упала и чтобы ее не опрокинул ветер. Этот конь, очень хорошей работы, сделан [в позе] готовности к прыжку вниз, с передней и задней поднятыми ногами. Всадник, сидящий на нем, держит правую руку высоко поднятой вверх, с открытой ладонью, а в левой у него поводья коня и круглый позолоченный шар. Этот конь и этот всадник так велики, а колонна так высока, что [на них] нельзя смотреть без удивления. И эта удивительная фигура всадника, поставленного на колонну, говорят, изображает императора Юстиниана, который построил этот монумент и эту церковь и совершил в свое время великие и замечательные подвиги против турок» (Руи Гонсалес де Клавихо,  с. 38).

Статуя императора Юстиниана не сохранилась. Она была разбита ударом молнии в 1492 г., спустя сорок лет после падения Константинополя под натиском турок.

 

 

Медный скорпион

 

Летом 1046 г. паломник Насир-и Хусрау прибыл в Сирию с намерением проследовать далее в Мекку. На его пути в двенадцати фарсахах от Алеппо находился небольшой город Ма-аррат-ан-Ну'ман, окруженный каменной стеной. Внимание путешественника привлек столб, стоящий у городских ворот. Оказалось, что это талисман[73]. «У ворот я увидел каменный столб, — сообщает Насир-и Хусрау, — на нем было что-то написано другим, не арабским шрифтом. Я спросил у кого-то, что это такое. “Это талисман против скорпионов, — ответил он, — в этом городе никогда не бывает скорпионов и они не заходят сюда; если же их привезут откуда-нибудь и пустят, они тотчас же убегают и не входят в город”. Высоту этого столба я определил приблизительно в десять араш [74]» (Насир-и Хусрау.  Сафар-наме, с. 47).

Итак, талисман против скорпионов выглядел как каменный столб, покрытый древними письменами. Он был установлен на границе городской черты, у ворот. На первый взгляд, неясно, почему именно столб выступает в роли талисмана против скорпионов. Может быть, случайный собеседник Насир-и Хусрау ошибся? Ошибки в этих сведениях нет. Следует лишь уточнить, что истинный или мнимый талисман был зарыт глубоко в землю и над ним возвышался столб. По этой причине в большинстве сообщений вообще не говорится о том, как выглядит талисман. Считалось, что талисманы «сделаны из небесных и земных тел в особые моменты» (ал-Бакуви.  V. 71).

Рассказы поздних космографии о талисмане против скорпионов в Каркане, небольшом селении близ Кармисина, восходят к «Книге стран» Ибн ал-Факиха (903 г.). «В этом селении было много скорпионов. Каждый год в Каркане проводились большие ярмарки, и многие люди гибли от укусов скорпионов. Тогда один из хосроев попросил Аполлония Мудрого поставить в селении талисман от скорпионов. После того как тот поставил талисман, скорпионы в этих местах полностью исчезли. Если кто-нибудь в наше время возьмет песок или глину из стен, окружающих селение, то никогда не увидит у себя дома скорпиона. Если же кого-то укусит скорпион, то нужно песок, взятый из этого селения, бросить в воду и выпить, после чего человек сразу же выздоравливает. Даже если взять немного пыли в руки и потом скорпиона, то он не будет опасным»{130}.

«[Кирмисин] — богатый город, основал его Кубад, а Балинас с помощью талисмана избавил город от змей и скорпионов» (Чудеса мира.  607). Рассказ о селении Каркан вблизи Кирмисина повторяется в книге ал-Бакуви (ал-Бакуви.  IV. 96).

Скорпионы были проклятием Хузистана. «В здешних домах водятся желтые скорпионы, [укус] которых смертелен. Благовония и всякие ароматические [вещества] после двух месяцев тут изменяют свой запах, так же как и в Антакийе» (Ибн Хордадбех.  78а). В книге ал-Бакуви имеется выписка из неизвестного сочинения, где речь идет о древнем талисмане, защищавшем город Тиб. «Тиб — городок между Васитом и Хузистаном, из построек Сита сына Адама — да будет мир над ним! Там есть талисман для отвращения скорпионов и змей. В числе чудес его то, что туда никогда не влетает ни оса, — а если она влетит туда, она умирает, — ни пестрый ворон» (ал-Бакуви.  III. 80). В следующем сюжете уже и память о талисмане стерта, хотя сам талисман не утратил своего действия. «Туртуша — древний город в ал-Андалусе, близ Балансии, расположенный на реке Абру. Часть города на суше, часть на море — один город входит в другой. Среди его особенностей — в него никогда не вступали войска. Говорят также, что в него никогда не залетают комары. Однако если стоящий на городской стене протянет руку за пределы стены, то на нее сразу же устремятся комары, а если он опустит ее, они улетят» (ал-Бакуви.  V. 47).

Главная мечеть Дамаска поражала воображение паломников не только красотой золотых мозаик и совершенством построек. По словам паломника Ибн Джубайра, «одно из чудесных явлений, там наблюдаемых, — то, что паук не ткёт там [своей паутины], а птица ласточка не проникает туда и не вьет гнезда» (Ион Джубайр,  с. 186). Чудо дамасской мечети вызывает в памяти историю о том, как в древности жители Пергама[75] защитили городской храм от пауков и птиц с помощью шкуры сверхъядовитой змеи. В книге римского писателя Солина (III в.) говорится: «Мертвый василиск остается ядовитым. Поэтому жители Пергама покупали их за большие деньги, чтобы в храм, украшенный славным Апеллесом[76], не проникали ни пауки, ни птицы» (Солин.  27. 53). Царство пресвитера Иоанна, где «никакой яд не вредит, не квакает крикливая лягушка; здесь нет скорпиона и змей не пресмыкается в траве, и ядовитые животные не могут здесь обитать или причинять кому-либо вред», видимо, защищено талисманом необыкновенной силы.

В арабских космографиях сохранились сведения о каменных или медных изваяниях, которые воспринимались арабами как обереги. Согласно сведениям Закарийи ал-Казвини, в Риме имелся удивительный талисман. «К одной из церквей подходит река с внешней стороны города, в которой в изобилии водятся лягушки, черепахи и прочие твари. У самого входа воды в эту церковь стоит фигура каменного идола, в руках которого старый железный черпак, которым он будто хочет выловить что-то из воды. Как только эти твари подходят близко к идолу, сразу же поворачивают вспять и не проникают в церковь»{131}.

С древних времен жители городов и селений Востока против скорпионов, а также комаров, мух и саранчи использовали талисманы в виде медных изображений этих пауков и насекомых. Сила талисмана была такова, что он защищал окружность города или селения до определенной границы: скорпион, вынесенный за пределы действия талисмана, вновь обретал способность убивать. Обряд изгнания пауков выглядел следующим образом: медного скорпиона зарывали в землю на границе города, над ним ставили столп (либо это была часть городской стены), затем люди, вооружившись палками, обходили город по кругу, выкрикивая заклинания. Считалось, что до тех пор. пока талисман останется непотревоженным, вреда от пауков и насекомых не будет. Закапывание талисмана в землю связано с тем, что вредоносные насекомые соотносились в мифах с нижним миром.

Аполлоний Тианский, греческий философ пифагорейской школы I в., при жизни не занимался ни изгнанием скорпионов и змей из городов, ни предсказаниями землетрясений. Подобные функции были под силу лишь магам. В христианской же традиции языческому философу и мудрецу была придана роль чародея, творившего бесовские чудеса{132}. Осуждая проведение магических обрядов, обвинитель допускает любопытную оговорку, мол, чудеса Аполлонию следовало творить словом, но не действием. Получается, что чудеса не отрицаются, отвергается техника исполнения. Во «Временнике» Георгия Амартола эти события относятся ко времени правления римского императора Домициана (81–96 гг. н.э.).

«При нем, во-первых, Тимофей апостол и Онисим мучены были, и Иоанн Богословец евангелист на остров Патмос (ок. 95 г.) изгнан был, и известен был Аполлоний Тианский, ходящий по городам и странам и творящий повсюду бесовские чудеса. Придя из Рима в Византии, упрошенный жителями сделать это, изгнал из города множество змей и скорпионов, чтобы не вредили людям, и ярость конскую обуздал перед собранием бояр. Так же и в Антиохию пришел и упрошен был то же самое сделать, так как антиохийцы страдали от скорпионов и комаров. Он сделал медных скорпионов и, закопав их в землю и поставив сверху маленький мраморный столп, повелел людям ходить по городу, держа трости, и кричать, потрясая тростями: “Без комаров городу!”. И так исчезли из города и скорпионы и комары. Спросили его также об угрожающем городу землетрясении. Вздохнув, он написал на дощечке следующее: “Увы тебе, злополучный город, ибо много будет землетрясений и огнем одержим будешь. И оплачет тебя Оронт[77] на морском берегу”. О нем и великий Анастасий Иерусалимский сказал: “Творимое Аполлонием действует в некоторых местах и доныне; одно установлено для отпугивания четвероногих животных и птиц, могущих вредить людям, другое же — для удержания безмерного разлива, речных потоков; иное — для другого, приносящего погибель и вред. Ибо не только при жизни его творили бесы такое и подобное через него, но и после смерти его, пребывая у гроба его, творили его именем [какие-то] знамения для обмана несчастных людей, которых на таковое легко похищает дьявол”. Что можно сказать о творящих дела волхвования [по Манефону]? Он так горазд был в обмане волхвования, что всегда [открыто] высмеивал Аполлония, как не обладающего в совершенстве философской мудростью и опытностью [в их деле]. Ведь ему подобало бы, говорит он, как и я, словом только совершать то, что он хотел, а не творить это с помощью действий. А все это совершается бесовскими силами попущением Божиим, чтобы таковыми вещами испытать, тверда ли наша православная вера, и пребывает ли подле Господа, и не увлекается ли врагом с помощью призрачных чудес и сатанинских дел, совершаемых рабами и слугами зла» (Временник.  9.12). В христианском универсуме не было места для истинных чудес. Чудеса святых предсказуемы и скучны, все остальные чудеса творятся врагом рода человеческого.

Сведения персидской космографии подтверждают существование медных талисманов в виде фигурок различных насекомых: «В Нисибине[78] изготовили талисман, чтобы в городе не было мух, саранчи, комаров и муравьев. За пределами города насекомых было великое множество. И вот однажды упала одна из башен городской стены [Жители] нашли медный котел, в котором было много мух, саранчи, комаров и муравьев, [сделанных] из меди. Когда содержимое вынули из котла, город наводнили муравьи, мухи, саранча и комары. Тогда они поняли, что это и был талисман. [Всех насекомых из меди) вложили в котел, но талисман утратил свою силу и не помогал» (Чудеса мира.  247). Нисибин в течение веков был яблоком раздора между Персидской державой, Арменией и Римом, между Византией и арабами. Сохранилось предание о событиях 337–338 гг., которое, возможно, указывает на действие талисмана. «Великий Иаков, стоявший у кормила епископии, сдержал некогда натиск персов, подошедших к городу с большим войском, — он напустил на них рой мух и комаров, тотчас же обратил их в бегство и таким образом победил врагов» (Лев Диакон.  X. 1). Превращение христианского епископа в мага, скорее всего, было защитной реакций на обвинения философов в том, что нечестие людей, одетых в черное (христиан), было причиной всех бед (Евнапий.  476).

По сведениям византийского историка Никиты Хониата (1,1213), Аполлоний Тианский защитил Константинополь от змей. И на этот раз не обошлось без магии. «Был еще на Ипподроме медный орел — создание Аполлония Тианского, великолепный памятник его волшебства. Некогда жители Византия, пользуясь приездом к ним этого волшебника, обратились к нему с просьбой унять змей, от укусов которых они жестоко страдали. Тогда он, совершив разные заклинания, придуманные демонами и нечестивыми служителями их, поставил на столпе изображение орла — восхитительное произведение художественного искусства, любуясь которым нельзя было оторвать глаз, и поневоле приходилось остаться прикованным к месту, подобно тому, кто, начав слушать пение сирен, хотел бы уйти от них прочь. Орел расширил крылья, как будто желая взлететь, между тем под его ногами лежал свившийся в кольца змей, который не давал ему воспарить и, подняв голову, по-видимому, пытался ужалить крылья. Но усилия ядовитого животного были напрасны Стиснутый острыми когтями, змей потерял свою мощь и, казалось, скорее готов был заснуть или испустить дух, чем впиться жалом в крыло победоносной птицы. Таким образом, умирая, он уносил с собою и свой смертоносный яд. Орел же, гордо глядя на него и только что не издавая победного клика, решился поднять его и вместе с ним унестись в воздушное пространство, как это легко было заметить по его торжествующему взгляду. Невольно представлялось затем само собой, что омертвевший в его когтях змей, лишившись сокрушительной силы своих колец и своего губительного жала, словно хотел своим безнадежным положением внушить всем прочим змеям Византия, чтобы они ужаснулись его примера, собрались вместе и скрылись в норах» (Никита Хониат.  Книга о статуях. § 11). Разумеется, эта пышная речь лишь попытка выдать желаемое за действительное. Медный орел со змеей в когтях никакого отношения к талисманам не имел.

В 1403 г. испанский посол Руи Гонсалес де Клавихо, осматривая памятники Константинополя, обратил внимание на медный талисман. Около городского ипподрома возвышался ряд мемориальных колонн. «Среди этих колонн стоит скульптурное изображение из меди и других металлов трех змей, сплетенных между собой в жгут, с тремя торчащими в разные стороны головами и открытыми пастями. Говорили, что это изображение змей было установлено здесь для заговора. Когда-то в городе водилось много змей и иных вредных животных, умерщвлявших и жалящих людей. Царствовавший в то время император велел заколдовать их этим изваянием, и с тех пор никогда змеи не причиняли вред людям в городе» (Руи Гонсалес де Клавихо,  с. 37). «Змеиная колонна» первоначально была установлена в общегреческом святилище Дельфы в честь победы греков над персами при Платеях (479 г. до н.э.). Император Константин 1 (324–337) перевез ее в Константинополь{133}.

В заключение приведем историю о талисмане в армянском городе Битлис из исторического сочинения Шереф-хана Битлиси (1596). «Из-за благоприятности климата тех 1мест] Искандеру пришло на ум устроить [здесь] город и крепость, о которых рассказывали веками, из поколения в поколение. Он велел своему гуляму, по имени Битлис, построить в этой местности крепость и город, чтобы они имели такую прочность и недоступность, о которые разбилось бы желание подобного ему государя захватить ее…. Ог заслуживающих доверия рассказчиков известно, что в прошлые времена в крепости было много змей. Из-за обилия змей местные жители и поселенцы жили плохо. В конце концов, мудрецы поместили на воротах талисман, для того чтобы змеи, которых теперь станет меньше, не были бы затруднением для людей. И теперь на поверхности стены видно вытесанное из камня изображение человека, который держит в руке змею. Оно известно как талисман ворот»{134}.

Истинные талисманы для защиты от скорпионов, змей, комаров, мух, муравьев сохраняли свою силу, пока они находились в заветном месте под землей. Как правило, это были городские ворота. Сила талисмана заключалась не в медных фигурках пауков и насекомых, а в заклинаниях, наделявших изображения волшебным могуществом. Поздние сообщения о том, что талисман был доступен для обозрения, свидетельствуют о забвении традиции.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 

Источники

Абу Дулаф  — Вторая записка Абу Дулафа / Изд. текста, пер., введ. и коммент. П. Г. Булгакова и А. Б. Халидова. М., I960. (Памятники литературы народов Востока. Тексты. Малая серия. V)

Абу Хамид ал-Гарнати  — Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153 гг.). Публикация О. Г. Большакова, А. Л. Монгайта. М., 1971.

Абу-л-Фазл Бейхаки  — Абу-л-Фазл Бейхаки. История Мас'уда (1030–1041) / Пер. с перс, введ., коммент. и прил. А. К. Арен-дса. М., 1969.

Алишер Навои. Язык птиц  — Алишер Навои.  Избранное / Пер. С. Иванова. СПб.. 1996.

Аммиан Мариеллин —  Аммиан Марцеллин. Римская история / Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского, А. Сонни; науч. ред. Л. Ю. Лукомский. СПб., 1994.

Анания Ширакаци  — Анания Ширакаци. Космография / Пер. с древнеармян., пред. и коммент. К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатян. Ереван, 1962.

Арабские источники VII–X вв.  — Арабские источники VII–X веков по этнографии и истории Африки южнее Сахары / Подготовка текстов и пер. Л. Е. Куббсля и В. В. Матвеева. М.; Л., 1960. Т. 1.

Арабские источники XIII–XIV вв.  — Арабские источники XIII–XIV вв. по этнографии и истории Африки южнее Сахары / Пер. с араб. Л. Е. Куббеля, В. В. Матвеева, М. А. Толмачевой при участии Н. А. Добронравина. М., 2002. Т. 4.

Армянские источники  — Армянские источники о монголах. Извлечения из рукописей XIII–XIV вв. / Пер. с древнеарм., предисл. и примеч. А. Г. Галстяна. М., 1962.

ал-'Ауфи  — Садид ад-дин Мухаммад ал-'Ауфи. Джавами' ал-хикайат ва лавами ар-ривайат («Собрание рассказов и блестящие истории»). Сокровищница восточной мудрости / Под. изд., пер. с персид., коммент. Тимура К. Бейсембиева. Алма-Ата, 2005.

Ахмед ибн Фадлан  — Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956.

Бабур-наме  — Бабур-наме. Записки Бабура / Пер. М. Салье. Ташкент, 1958.

ал-Бакуви  — 'Абд ар-Рашид ал-Бакуви. Китаб Талхис ал-асар ва'аджа'иб ал-малик ал-каххар. («Сокращение книги о “памятниках” и чудеса царя могучего») / Изд. текста, пер., предисл., прим. и прил. 3. М. Буниятова. М., 1971.

ал-Бируни. Хронология  — Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения. Т. I: Памятники минувших поколений / Пер. с араб. и прим. А. М. Салье. Ташкент, 1957.

ал-Бируни. Индия —  Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения. Т. II: Индия. / Пер. с араб. А. Б. Халидова и Ю. Н. Завадовского. Ташкент, 1963.

ал-Бируни. Книга о лечебных веществах  — Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения. Т. IV: Фармакогнозия в медицине (Китаб ас-сайдана фи-т-тибб) / Исслед., перевод, прим. и указ. У. И. Каримова. Ташкент, 1973.

ал-Бируни. Астрономия  — Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения. Т. VI: Книга вразумления начаткам науки о звездах / Вступ. ст., пер. и прим. Б. А. Розенфельда и А. Ахмедова. Ташкент, 1975.

ал-Бируни. Минералогия  — Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия) / Пер. с араб. А. М. Беленицкого. [Л.]. 1963.

Бузург ибн Шахрияр  — Бузург ибн Шахрияр. Чудеса Индии / Пер. с араб. Р. Л. Эрлих; Под ред. И. Ю. Крачковского. М., 1959.

Вардан Аревелци  — История монголов по армянским источникам / Пер. и объяснения К. П. Патканова. СПб., 1873. Вып. I. (Извлечения из трудов Вардана, Стефана Орбелиана и конетабля Смоата).

Временник  — Временник Георгия Монаха (Хроника Георгия Амартола) / Русский текст, коммент., указ. В. А. Матвиенко, Л. И. Щеголева. М., 2000.

ал-Газали. Ниша света  — Абу Хамил ал-Газали. «Наставление правителям» и другие сочинения / Пер. с араб. М., 2004.

ал-Газали. Возрождение наук о вере  — Абу Хамид ал-Газали. «Наставление правителям» и другие сочинения / Пер. с араб. М., 2004.

Геопоники  — Геопоники. Византийская сельскохозяйственная энциклопедия X века / Введ., пер с греч. и коммент. Е. Э. Липшиц. М.; Л.. 1960.

Георгий Пакимер  — Георгий Пахимер История о Михаиле и Андронике Палеологах. Патриарх Фотий. Сокращение церковной истории Филосторгия. Рязань. 2004.

Геродот —  Геродот. История в девяти книгах / Пер. Г. А. Стратановского. Л., 1972.

Григор Акнерци  — История монголов инока Магакии, XIII в. / Пер. и объяснения К. П. Патканова. СПб., 1871.

Григорий Турский  — Григорий Турский. История франков / Изд. подготовила В. Д. Савукова. М., 1987.

Джамал ал-Карши  — Джамал ал-Карши. Ал-Мулхакаг би-с-сурах / Введение, пер. с арабо-персидского, коммент., текст, факсимиле III. X. Вохидова, Б. Б. Аминова // История Казахстана в персидских источниках. Т. I. Алматы, 2005.

Джувайни  — Чингис-хан. История завоевателя мира, записанная Ала ад-дином Ата-Меликом Джувайни / Пер. с англ. Е. Е. Харитоновой. М., 2004.

Евнапий.  Жизни философов и софистов // Римские историки IV века. М., 1997.

Еврейские путешественники  — Три еврейских путешественника / Пер. и прим. П. В. Марголина. Иерусалим; М., 2004.

Евсевий Памфил. Церковная история  — Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993.

Езник  — [Езник Кохбани]. Об учении персидских магов / Предисл. и пер. Г. Эзова //ЖМНП. 1858, январь, с. 247–287; апрель, с. 15–32.

Жан де Жуанвиль  — Joinville. Histoire de Saint Louis. Texte original par Natalis de Wailly. Paris, 1906. (Пер. со старофранц. Ю. П. Ма-линина и Г. Ф. Цибулько)

Закарий Канакерци. Хроника  — Закарий Канакерци. Хроника / Пер. с арм.г предисл. и коммент. М. О. Дарбинян-Меликян. М., I960.

Ибн ал-Асир  — Ибн ал-Асир. Ал-Камил фи-т-та'рих. (Полный свод истории) / Пер. араб., примеч. и коммент. П. Г. Булгакова; дополнения, примеч. и коммент. Ш. С. Камолиддина. Ташкент, 2006.

Ибн ал-Араби. Путы для готовящегося вскочить  — Ибн ал-Ара-би. Мекканские откровения (ал-Футухат ал-маккийа) / Введ., пер. с араб., прим. и библиограф. А. Д. Кныша. СПб.. 1995.

Ибн Баттута  — Путешествия Ибн Баттуты. Арабский мир и Центральная Азия / Пер. с араб., введение, историко-лингвистический коммент. Н. Ибрагимова, Т. Мухтарова. Ташкент, 1996.

Ибн Джубайр  — Ибн Джубайр. Путешествие / Пер. с араб., вступит, ст. и прим. Л. А. Семеновой. М.. 1984.

Ибн ал-Факих  — Ибн ал-Факих. Акбар ал-булдан (Известия о странах) / Введ., пер. с араб., издание текста и коммент. А. С. Жам-кочяна. Ереван, 1979.

Ибн ал-Факих. Главы о тюрках  — Ибн ал-Факих ал-Хамадани. Известия о странах. Главы о тюрках / Пер. с араб. Ф. М. Асадова // Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. Баку, 1993.

Ибн Хордадбех  — Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. с араб., коммент., исслед. Н. Велихановой. Баку, 1986.

Иоанн Хильдесхаймский  — Иоанн Хильдесхаймский. Легенда о трех святых царях / Пер. с нем. А. Ярина. М., 1998.

Иордан де Северак  — После Марко Поло: Путешествия западных чужеземцев в страны Трех Индий / Пер. с лат. и староитал. яз., вступит, статья и прим. Я. М. Света. М., 1968. (Путешествия по странам Востока).

Иосиф Флавий. Иудейская война  — Иосиф Флавий. Иудейская война / Пер. с древ.-греч. М. Финкельберг и А. Вдовиченко под ред. А. Ковельмана. М.; Иерусалим, 1996.

История мар Ябалахи  — История мар Ябалахи III и раббан Саумы / Пер., предисл. и коммент. Н. В. Пигулевской. М., 1958.

История Систана  — Та'рих-и Систан («История Систана») / Пер., введен, и коммент. Л. П. Смирновой. М., 1974.

Пакут ал-Хамави. Словарь стран  — Йакут ал-Хамави. Му'джам ал-Булдан (Словарь стран) / Пер. с араб., прим. О. Б. Фроловой // Материалы по истории Средней и Центральной Азии X–XIX вв. Ташкент, 1988.

Ким Бусик  — Ким Бусик. Самгук саги. Летописи Когурё. Летописи Пэкче. Хронологические таблицы / Изд. текста, пер., вступ. ст. и коммент. М. Н. Пака. М.. 1995.

Киракос Гандзакеци  — Кира кос Гандзгкеци. История Армении / Пер. с др.-арм., предисл. и коммент. Л. А. Ханларян. М., 1976.

Книга чудес  — Марко Поло. Книга чудес: Отрывок из «Книги чудес света» из Нац. библиотеки Франции (MS fr. 2810) / Ст. Ф. Ави-ля. М., 2О03. (факсимиле)

Коран  — Коран / Пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. Изд. 2-е. М., 1986.

ал-Куфи  — Абу Мухачмад; Ахмад v.6h  А'сам ал-Куфи. Книга завоеваний: Извлечения по истории Азербайджана VII–IX вв. / Пер. с араб. 3. М. Буниятова. Баку,.981.

Кятиб Челеби  — «Джихан-нюма» и «Фезлеке» Кятиба Челеби как источник по истории Армении (XVII в.) / Предисл., пер. и коммент. А. А. Папазяна. Ереван, 1973.

Лев Диакон —  Лев Диакон. История / Пер. М. М. Копыленко. М., 1988.

Марбод Реннский. Лапидарий  — Минералы в медицине античности и средних веков / Сб. науч. трудов под ред. Ю. Ф. Шульца. М., 1985.

Марко Поло  — Книга Марко Поло / Пер. старофр. текста И. П. Минаева; ред. и вступ. ст. И. П. Магидовича. M.F 1956.

ал-Масуди  — Ал-Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов. (История Аббасичской династии: 749–947 гг.) / Составление, пер. с араб., прим., коммент и указ. Д. В. Микульского. М., 2002.

Материалы  — Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху  / Введение, пер. с кит. и коммент. В. С. Таскина. М.. 1984.

Махмуд ибн Вали  — Махмуд ибн Вали. Море тайн относительно доблестей благородных. (География) / Введ.. пер., прим., указ. Б. А. Ахмедова. Ташкент, 1977.

Мухаммад ал-Хорезми. Книга историй  — Мухаммад ал-Хорезми. Книга историй //Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми. К 1200-летию со дня рождения. [Сб. ст.[М.. 1983.

ан-Насави  — Шихаб ад-дин Мухаммад ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-дин Манкбурны (Жизнеописание султана Джалал ад-дина Манкбурны) / Изд. критич. текста, пер. с араб., предисл., коммент., прим. и указатели 3. М. Буниятова. М.. 1996.

Насир-и Хусрау. Сафар-наме  — Насир-и Хусрау. Сафар-наме. Книга путешествия / Пер. и вступ. статья Е. Э. Бертельса. М.; Л.. 1933.

Никита Хониат  — Никита Хониат. История со времени царствования Иоанна Комнина (1186–1206) / Пер. с греч. Н. В. Чельцова. Рязань, 2003. Т. 2.

Никифор Григора  — Никифор Григора. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1 (1204–1341). Рязань, 2004.

Никифор. Краткая история  — Никифора патриарха Константинопольского краткая история, со времени после царствования Маврикия//ВВ. 1950. Т. III.

Низами Гянджеви —  Низами Гянджеви. Искандер-наме: [Поэма об Александре Македонском] / Пер. с фарси и коммент. Е. Э. Бертельса, А. К. Арендса. Баку, 1983.

Одорик де Порденоне  — Sinica Franciscana, vol. I: Itinera et rela-tiones Fratrum Minorum saeculi ХIII et XIV. Collegit, ad lidem codi-cum redegit et adnotavit P. Anastasius Van Den Wyngaert O.F.M. Quaracchi — Firenze, 1929. P. 413–495.

ПВЛ — Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г. / Подготовка текста, пер., статьи и коммент. Д. С. Лихачева. СПб., 1996.

ПЛДР. XIII в. — Памятники литературы Древней Руси. XIII в. М., 1981.

Прокопий Кесарийский. История войн Юстиниана  — Прокопий Кесарийский. Война с персами / Пер. С. П. Кондратьева. М., 1993.

Пьетро Помпонацци О причинах естественных явлений  — Пьетро Помпонацци. Трактаты «О бессмертии души», «О причинах естественных явлений или о чародействе» / Пер. А. X. Горфун-келя. М., 1990.

Рашид-ад-дин  — Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 2 / Пер. с перс. О. И. Смирновой. Прим. Б. И. Панкратова и О. И. Смирновой. Ред. А. А. Семенова. М.; Л., 1952; Т. II / Пер. с перс. Ю. П. Верховского, прим. Ю. П. Верховского и Б. И. Панкратова, ред. И. П. Петрушевского. М.; Л., 1960; Т. III / Пер. с перс. А. К. Арендса под ред. А. А. Ромаскевича, Е. Э. Бертельса и А. Ю. Якубовского. М.; Л., 1946.

Робер де Клари  — Робер де Клари. Завоевание Константинополя / Пер., статья и коммент. М. А. Заборова. М., 1986.

Роджер Бэкон. О тайных деяниях  — Роджер Бэкон. Избранное / Пер. с лат. М., 2005 (Францисканское наследие. Т. IV).

Руи Гонсалес де Клавихо  — Руи Гонсалес де Клавихо. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403–1406) / Пер. со староиспан., предисл. и коммент. И. С. Мироковой. М., 1990.

Салимбене де Адам. Хроника  — Салимбене де Адам. Хроника. М., 2004.

Сборник материалов  — Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. Извлечения из сочинений арабских собранные В. Г. Тизенгаузеном. СПб., 1884; Т. II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном и обработанные А. А. Ромаскевичем и С. Л. Волиным. М.; Л., 1941.

Сводка  — Стихийные бедствия и экстремальные явления на Ближнем и Среднем Востоке (VII–XVII вв.) / Составитель 3. М. Буниятов. Баку, 1990.

Сейфи Челеби  — Султанов Т. И. Известия османского историка XVI в. Сейфи Челеби о народах Центральной Азии //Тюркологический сборник 2003–2004. Тюркские народы в древности и средневековье. М., 2005.

Сенека. О природе  — Луций Анней Сенека. Философские трактаты / Пеэ. с лат., вступ. ст. и коммент. Т. Ю. Борэдай. СПб., 2000.

Си ю цзи  — Палладий [Кафаров П. И.]. Си ю цзи, или описание путешествия на Запад //ТЧРДМ. СПб., 1866. Т. IV.

Сказание об Индийском царстве  — Баталии Н. Сказание об Индийском царстве. Воронеж, 1876. (Филологические записки. Приложения)

Сказание о Чингис-хане  — Старинное китайское сказание о Чингисхане / Пер. с предисл. и прим. архим. Палладия // Восточный сборник. СПб., 1877. Т. I.

Солин  — Гай Юлий Солин. Собрание достопамятных сведений / Пер. с лат. И. И. Маханькова//Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия в интеллектуальных традициях I–XIV веков. М., 1996. Лат. текст: Solinus Caius Julius. Collectanea rerum memorabilium / Ed. Th. Mommsen. Berlin, 1895.

Страбон  — Страбон. География в 17 книгах / Пер., ст. и коммент. Г. А. Стратановского; Под общ. ред. С. Л. Утченко; Ред. перевода О. О. Крюгер; Репр. воспроизведение изд. 1964 г. М., 1984.

ас-Суйути  — Джалал ад-Дин Абд ар-Рахман ас-Суйути.  Кашф ас-салсала' ан васф аз-залзала (Трактат о землетрясениях) / Пер. с араб., коммент. и прим. 3. М. Буниятова, Д. А. Искандеро-ва. Баку, 1983.

Сыма Цянь. Трактат о небесных явлениях  — Сыма Цянь. Исторические записки («Ши Цзи»). Т. IV / Пер. с кит., вступ. ст., коммент. и прилож. Р. В. Вяткина. М., 1986 (Памятники письменности Востока. XXXII, 4).

Танские хроники  — Малявкии А. Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск, 1989.

am-Танухи  — Абу Али аль-Мухассин ат-Танухи. Занимательные истории и примечательные события из рассказов собеседников / Пер с араб., пред. и прим. И. М. Фильштинского. М., 1985.

Тацит. История  — Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т. 2. История / Изд. подгот. Г. С. Кнабе, М. Е. Грабарь-Пассек, И. М. Тройский, А. С. Бобович. Л., 1969.

Тимофей. О животных  — Юрченко А. Г. Тигрица и грифон. Сакральные символы животного мира. СПб., 2002.

Усама ибн Мункыз —  Усама ибн Мункыз. Книга назидания / Пер. с арабского М. А. Салье, под ред. и с прим. И. Ю. Крачковского. М., 1958.

Филосторгий  — Сокращение «Церковной истории» Филосторгия / Пер. с древнегреч. В. А. Дорофеевой // Церковные историки IV–V веков. М., 2007.

Фирдоуси  — Фирдоуси. Шахнаме / Пер. Ц. Б. Бану-Лахути и В. Г Берзнева. М., 1984. Т. 4–5.

Хэй-да ши-люе  — «Краткие сведения о черных татарах» Пэн Да-я и Сюй-Тина / Публ. и коммент. Линь Кюн-и и Н. Ц. Мункуева // Проблемы востоковедения. М., 1960. № 5.

Хубайш Тифлиси  — Абу-л-Фазл Хубайш Тифлиси. Описание ремесел (Байан ан-саиа'ат) / Пер. с перс, введ. и коммент. Г. П. Михалевич. М., 1976. (Памятники письменности Востока. LIII)

Цицерон. О природе богов; О дивинации  — Цицерон. Философские трактаты / Пер. с лат. И. М. Рижского. М., 1985.

Чжан Дэ Хой  — [О. Палладий) Путевые записки китайца Чжан Дэ Хой во время путешествия его в Монголию в первой половине XIII столетия //  Записки Сибирского отдела ИРГО. Иркутск, 1867. Кн. IX–X.

Чжоу Цюй-фэй  — Чжоу Цюй-фэй. За хребтами. Вместо ответов (Лин вай дай да) / Пер. с кит., введение, коммент. и прил. М. Ю. Ульянова. М., 2001. (Памятники письменности Востока)

Чудеса мира  — 'Аджа'иб ад-дунйа (чудеса мира) / Критический текст, пер. с перс, введение, коммент. и указ. Л. П. Смирновой. М., 1993. (Памятники письменности Востока. LXXXIII).

Чэнь Чэн. Описание иностранных государств на Западе  — Ю. Л. Кроль. «Си юй фань го чжи» в переводе Б. И. Панкратова // Страны и народы Востока. СПб., 1998. Вып. XXIX.

Шильтбергер  — Иоганн Шильтбергер. Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 год / Пер. со старонем. Ф. К. Бруна. Издание, редакция и прим. 3. М. Буниятова. Баку, 1984.

Ян Длугош. Польская история  — Щавелева Н. И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша (книги I–VI). Текст, перевод, комментарий. Под ред. А. В. Назаренко. М., 2004.

 

* * *

 

Itinerarium  — Sinica Franciscana, vol. I: Itinera et relationes Fratrum Minorum saeculi XIII et XIV. Collegit, ad fidem codicum redegit et adnotavit P. Anastasius Van Den Wyngaert O.F.M Quaracchi -Firenze, 1929. P. 164–332.

LT (Liber Tartarorum)  — Giovanni ci Pian di Carpine. Storia dei Mongoli / Ed. critica del testo latino a cura di E. Menesto; trad. italiana a cura di M. С Lungarotti e note di P. Daffina; introduzione di L. Petech; studi storico-filologici di С Leonardi, M. С Lungarotti, E. Menestd. Spoleto. 1989.

HT (Hystoria Tartarorum)  — Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 года. «История Тартар» брата Ц. де Бридиа / Критический текст, перевод с латыни С. В. Аксенова и А. Г. Юрченко. Экспозиция, исследование и указатели А. Г. Юрченко. СПб., 2002.

Zakariyya al-Qazwini  — Zakarija Ben Mahmud el-Cazwini's Kosmographie. Die Wunder der Schopfund / Hrsg. von F. Wus-tenfeld. Gottingen, 1848. (Пер. с араб. Ю. Б. Гавриловой).

 

Литература

Абдуллаева Ф. И.  Персидская кораническая экзегетика. Тексты, переводы, комментарии. СПб., 2000.

Авакян С. В., Коваленок В. В.  Неопознанные явления — «проделки» плазмы? //  Природа. 1992. № 6.

Агрикультура в памятниках западного средневековья / Пер. и ком-мент, под ред. О. А. Добиаш-Рождественской. М.; Л., 1936.

Акишев А. К.  О культе «дождевого» камня (джада.яда)  //Проблемы изучения и охраны памятников культуры Казахстана. Алма-Ата, 1980.

Александров А. Г.  Астрология и космические циклы западноевропейской истории: опыт культурологического моделирования эпохи Возрождения // Вестник Челябин. гос. ун-та. Сер. 1. История. Челябинск, 2005.  1.

Андреев М. С.  Краткие сведения о верованиях в божество-демона ал-Албасты в Средней Азии //Андреев М. С. Таджики долины Хуф (верховья Аму-Дарьи). [Душанбе). 1953. Вып. 1.

Аникеева Т. А.  Волшебный камень «яда» и обряд вызывания дождя у тюрков Центральной Азии // Мир Центральной Азии. Археология. Этнология. Т. 1. Матер-лы междунар. науч. конф. Улан-Удэ, 2002.

Аристов Н. А.  Усуни и кыргызы или кара-кыргызы. Очерки истории и быта населения западного Тянь-Шаня и исследования по его исторической географии. Бишкек. 2001.

Арто А.  Театр и его двойник. М.; СПб., 2000.

Асадов Ф. М.  Рассказ Саллама Тарджумаиа о путешествии к стене йаджуджа и маджуджа в свете умонастроений багдадского общества в середине IX века // «Восток: прошлое и будущее народов». IV Всесоюзная конференция востоковедов. Тез. док. и сообщений. Махачкала, 1–5 окт. 1991, М., 1991. Т. И.

Аткинсон О.  Столкновение с Землей: астерокды, кометы и метеороиды. Растущая угроза. СПб.. 2001.

Атлас географических открытий. М., 1998.

Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII века «Голубой берилл». М., 1994.

Базарова Б. 3.  Юаньская династия в летописи «Монгол борджигид обогун тэукэ» // История и культура народов Центральной Азии. Улан-Удэ, 1993.

Бакина В. И.  Космос в произведениях древних философов. М., 2003.

Бармин А. В.  Крестоносцы в Константинополе // Византия: общество и церковь. Армавир, 2005.

Башляр Г.  Вода и грёзы. Опыт о воображении материи / Пер. с фр. Б. М. Скуратова. М.. 1998.

Бейлис В. М.  Народы Восточной Европы в кратком описании Мутаххара ал-Макдиси //Восточные источники по истории народов Юго-восточной и Центральной Европы. М., 1969. Т. 2.

Бейлис В. М.  Представления о цивилизациях древности и раннего средневековья в системе исторических знаний ал-Йакуби и ал-Масуди // Ислам и проблемы межцивилизациоиных взаимодействий. М., 1994.

Бек В. В., Мушкетов Н. В.  Нефрит и его месторождения // Горный журнал. СПб., 1882. Т. 2.

Беляев  //. А., Чурюмов К. И.  Комета Галлея и ее наблюдение. М., 1985.

Белявский В. А.  Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971.

Бергер Е. Е.  «Черная смерть» // Средние века. М., 2004. Вып. 65.

Берзин Э. О.  Юго-восточная Азия в XII1–XVI вв. М., 1982.

Бертельс А. Е.  Художественный образ в искусстве Ирана IX–XV вв. М., 1997.

Бертельс А. Е.  Поэтический комментарий Шаха Ни'матуллаха вали на философскую касыду Насир-и Хусрау // Сад одного иветка. Статьи и эссе. М., 1991.

[Бичурин Н. Я.]  История первых четырех ханов из дома Чингисова, переведено с китайского монахом Иакинфом. С приложением карты походов их в Юго-восточной Азии. СПб., 1829.

[Бичурин Н. Я.]  Описание Чжунгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии. Пер. с кит. монахом Иакинфом. СПб., 1829. Ч. I. Бичурин И. Я.  История Тибета и Кукунора с 2282 года до Р. X. до 1227 года по Р. X. СПб., 1833.

Бичурин Н. Я.  Собрание сведений по исторической географии Восточной и Средней Азии. Чебоксары. 1960.

Богданович К.  Месторождения нефрита в Куэнб-Луне (Записки Минералогического общества, 29). СПб., 1892.

Богомолов К. А.  Следы древнего культа воды у таджиков // Изв. отд-ния обществ, наук АН ТаджССР. Сталинобад, 1952. Выл. 2.

Бокщанин А. А.  Китай и страны Южных морей в XIV–XVI вв. М.. 1968.

Бокщанин А. А.  Очерки китайско-индийских связей (с древности до XVI в.) // Китай и соседи в древности и средневековье. М., 1970.

Болт Б.  Землетрясения. М., 1981.

Борисенков Е. П., Пасецкий В. М.  Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. М., 1988.

Борисенко А., Худяков Ю. С.  Материалы для создания базы данных об аномальных природных явлениях, происходивших на территории Восточной Монголии и Манчжурии в эпоху развитого средневековья (по сведениям «Цидань Го Чжи») // Международный семинар «Компьютерные исследования монгольских и тибетских исторических источников». Науч. прог. и тез. М., 1999.

Борисенко А. Ю., Худяков Ю.  С., Лбов Г. С, Герасимов М. К., Бериков В. Б.  Поиск закономерностей в истории природных аномалий и катастроф на территории Северного Китая и Кореи в древности и средневековье // Информационные технологии в гуманитарных исследованиях. Новосибирск, 2000. Вып. 3.

Брандес В.  Византийская апокалиптическая литература как источник изучения некоторых аспектов социальной истории // ВВ. 1989. Т. 50.

Бродель Ф.  Структуры повседневности. Возможное и невозможное. М., 1986. Т. 1.

Бронштэйн В. А.  Гигантские метеориты XX века //Природа. 1999. №3.

Буниятов 3. М.  Материалы из сочинений Закарийи ал-Казвини об Азербайджане //Известия АН АзССР. Серия истории, философии и права. Баку, 1976. № 3.

Буниятов 3. М.  Сведения о кометах, звездах, метеорах и затмениях в некоторых средневековых арабских источниках // Известия АН Азерб. ССР. Серия физико-технических и математических наук. 1997. № 4.

Буниятов 3. М.  Сведения о небесных явлениях в двух новых арабских источниках // Циркуляр Шемахинской астрофизической обсерватории. № 68. 1981

Буркхардт Т.  Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М., 1999.

Валиканов Ч.  Избранные произведения. М., 1986.

Вамбери А.  Путешествие по Средней Азии. М., 2003.

Васильцов К. С.  Символика цвета в иранском мистицизме (тасав-вуф).  Концепция «внутренних» цветовых восприятий Наджм ад-дина Кубра и 'Ала' ад-даула Симнани // Евразия: Этнокультурное взаимодействие и исторические судьбы: тез. докл. науч. конф. г. Москва 16–19 ноября 2004. М., 2004.

Велиханова И. М.  Арабские географы-путешественники об Азербайджане. Баку, 1974.

Вельгус В. А.  Известия о странах и народах Африки и морские связи в бассейнах Тихого и Индийского океанов (Китайские источники ранее XI в.). М., 1978.

Виноградова  //. Л. Космогоническая символика храма неба в Пекине // Грани творчества: сб. науч. ст. М., 2005. № 2.

Воскобойников О. С.  «Мудрость короля рождается на небесах» // Королевский двор в политической культуре средневековой Европы: Теория. Символика. Церемониал. М., 2004.

Воскобойников О. С.  Размышления об одном средневековом «ренессансе»: наука, искусство и политика при дворе Фридриха И //  Одиссей 2004. М., 2004.

Ворожейкина 3. Н.  Литературная служба при средневековых иранских дворах //  Очерки истории культуры средневекового Ирана. М., 1984.

Ворожейкина 3. Н.  Исфаханская школа поэтов и литературная жизнь Ирана в предмонгольское время (XII- начало XIII в.). М., 1984.

Воронова Т. П., Стерлигов А. Б.  Западноевропейская книжная миниатюра VIII–XVI веков. СПб.; Бурнемут, 1996.

Восточная миниатюра в собрании Института востоковедения имени Абу Райхон Беруни АН УзССР. Ташкент, 1980.

Гаврюшин Н. К.  Византийская космология в XI веке // Историко-астрономические исследования. М., 1983. Вып. XVI.

Галеркина О.  //. Элементы пантеизма в исламской миниатюре // Античность и античные традиции в искусстве и культуре народов Советского Союза. М., 1978.

Гедин С.  Багдад — Вавилон — Ниневия. Niirnberg, 19I8.

Гедин С.  В сердце Азии. Памир — Тибет — Восточный Туркестан. СПб., 1899. Т. 1–2.

Гедин С.  Приключения в Тибете. Берлин, 1923.

Гезер Г.  История повальных болезней. СПб., 1867.

Генко А.  //. Арабский язык и кавказоведение. О значении арабских материалов для изучения истории Кавказа //Труды института востоковедения. М.; Л., 1941. Вып. XXXVI.

Герхардт М.  Искусство повествования (Литературное исследование «1001 ночи»). М., 1984.

Гетчинсон Г. Н.  Вымершие чудовища. М., 1897.

Гивитвили Г. В.  Есть ли у естествознания альтернатива Богу? //Вопросы философии. 1995. № 2.

Гчыря А. Б.  Культ священного меча табасаранцев (семантика обряда «обновления ножен священного меча») //Проблемы истории, филологии, культуры. М.; Магнитогорск, 2003. № ХIII.

Гогыгина К. И.  Звездное небо и «Книга перемен». М., 2003.

Гордгевский В. А.  Из османской демонологии//ЭО. 1914. Кн. CI-CII. № 1–2.

Григорьев В. В.  Об арабском путешественнике X в. Абу Долефе и странствовании его по Средней Азии //ЖМНП. СПб., 1872. Ч. CLXIII, сентябрь, отд. II.

Григорьян А. Т., Рожанская М. М.  Механика и астрономия на средневековом Востоке. М., 1980.

Гукова С.  //. Космография в системе византийского образования и науки в XI–XII вв. // Городская культура: Средневековье и начало нового времени. Л., 1986.

Гуковский М. А.  Итальянские энциклопедии XIII–XVI вв. //Труды Института книги, документа и письма. М., 1932. Т. 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: