Причастие и деепричастие как особые формы глагола

УПРАЖНЕНИЕ 5. Заполните таблицу.

Глагол Действит. причастие наст. времени Действит. причастие прош. времени Страдат. причастие наст. времени Страдат. причастие прош. времени
Слышать слышащий слышавший слышимый слышанный
Слушать        
Услышать        
Любить        
Говорить        
Изменить        
Изменять        
Писать        
Написать        
Пустить        
Выпустить        
Дремать        
Двигать        
Двигаться        

 

УПРАЖНЕНИЕ 6. Найдите ошибки в использовании причастий и исправьте их.

1. По перрону шли хорошо одевающаяся женщина и стригущийся наголо мужчина. 2. Лектор, прочитающий нам лекцию, рассказал много нового. 3. Все, интересующие этим предметом, могут прийти завтра. 4. Я сейчас читаю книгу, рассказавшую о событиях далекого прошлого. 5. На деревьях распустились набухающие почки. 6. Вопрос, обсуждающийся нами, решить очень трудно. 7. Мы сделали работу раньше намечаемых сроков.

 

УПРАЖНЕНИЕ 7. Образуйте деепричастия совершенного и несовершенного вида от следующих глаголов:

слышать, понимать, везти, держать, беречь, волноваться, бороться, построить, запереть, окрепнуть, вести, склеить, увидеть, бежать, кричать, встречать, быть, писать, мерзнуть.

Домашнее задание

ЗАДАНИЕ 1. От данных глаголов образуйте страдательные  причастия с суффиксом -енн- и запишите их.

 

Возмутить, вооружить, завершить, заглушить, испечь, лишить, нагрузить, облегчить, обобщить, поразить, прекратить, прельстить, сберечь, сжечь, сократить, увлечь.

ЗАДАНИЕ 2. Спишите, вставляя Н или НН в слова.

1. Бумаги пожелтелые, как деньги — ещё целые, зацапа..ые, маза..ые, крест-накрест перевяза..ые. (Те.) 2. Кое-где проглядывала из-под снега колея заброше..ой, нехоже..ой дороги. (Пол.) 3. Он на пути к Москве, себе в забаву, смирял неезже..ых коней. (А. К. Т.) 4. У меня хлеб сея..ый, а ваш пекарь норовит с отрубями испечь. (Гайд.) 5. Пётр Алексеевич стоял возле самых сходен, откинув назад тка..ый золотом плащ. (Герц.) 6. Мантии на них были златотка..ые. (Гарш.) 7. На спортсмене был надет свитер, вяза..ый из чистой шерсти. 8. Снаружи хата была побелена гашё..ой известью. 9. Мимо станции медленно проходил товарный поезд с платформами, гружёными песком. 10. Стол был накрыт домотка..ой скатертью. 11. Народу всякого, зва..ого и незва..ого, набралось множество. 12. В качестве гарнира был подан жаре..ый на топлё..ом масле картофель. 13. Кова..ый на все четыре ноги конь не спотыкается. 14. Демонстрировались модели новых костюмов, крое..ых и шитых опытными мастерами. 15. Часть пути пришлось проделать по немощё..ым дорогам. 16. Витамины содержатся главным образом в сырых, неварё..ых овощах. 17. Жили в ту военную зиму в нетопле..ых помещениях. 18. Рыболовы ели уху и печё..ый в золе картофель. 19. Среди других картин на выставке выделялось несколько писа..ых. акварелью. 20. В продаже имеется

парное и мороже..ое мясо. 21. Стира..ое бельё выдаётся некрахмале..ым, но глаже..ым.

 

ЗАДАНИЕ 3. Спишите текст, подчеркивая все причастия и деепричастия. Запишите вид (соверш. или несоверш.) в скобках.

Это нужно знать

    Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

   Анализируя поведение героев, попытайся дать им свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.

   закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: