1) Системообразующей основой в славянской языческой культуре, как и в других архаических культурах, выступали представления о дуальности мира, в которых противопоставлялись:
а) духовное и телесное;
б) война и мир;
в) сакральное и мирское;
г) социальное и биологическое.
2) Древнеславянская архаическая троица богов («Триглав»):
а) Брахма, Шива, Вишну;
б) Сварог, Святовит, Велес;
в) Один, Водан, Видар;
г) Митра, Индра, Вайю.
3)Исключите несоответствующее общерусскому национальному стилю в архитектуре, постепенно сложившемуся в Киевской Руси:
а) многокупольность;
б) пирамидальность композиции;
в) башнеобразные формы;
г) наличие мозаичных панно.
4) Ювелирные изделия русских мастеров пользовались большим спросом на мировом рынке. Они выполнялись в сложной технике (исключить несоответствующее):
а) резьба по нефриту;
б) зернь – узор из множества напаянных шариков;
в) скань – на металлическую поверхность напаивался узор из тонкой скрученной проволоки;
г) перегородчатая эмаль- узор на металлической поверхности заполнялся разноцветной эмалью.
5) Исключите несоответствующее истолкованию русской иконы, данному философом Е.Н. Трубецким:
а) икона передаёт стремление к абсолюту, острое переживание разрыва между действительностью и идеалом;
б) икона – не портрет, а символическое изображение;
в) икона есть понимание мира бытия;
г) святые лики противопоставляют грешному миру иную жизнь.
6) В стиле так называемого «нарышкинского барокко» были построены (исключить несоответствующие):
а) Московский Кремль;
б) Сухарева башня в Москве;
в) Церковь Покрова в Филях;
г) Трапезная Троице-Сергиевой лавры.
7) Реформы Петра I способствовали секуляризации русской культуры и подготавливали почву для распространения идей европейского Просвещения в России. Исключите не относящееся к новшествам, появившимся в России в первой четверти XVIII в.:
а) открываются первые школы, ориентированные на техническое образование (Навигацкая, Инженерная);
б) начали регулярно издаваться газеты и журналы;
в) для русской знати устраиваются балы и ассамблеи;
г) в страну проникают философские и общественно-политические идеи европейских мыслителей: И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса.
8) В 1764 г. Екатерина II утвердила разработанное И.И. Бецким «генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Императрица ставила целью (исключить несоответствующее):
а) воспитать «новую породу, или новых отцов и матерей»;
б) предусматривалось создать закрытые «воспитательные училища» куда поступали бы дети не старше 5-6 лет;
в) надлежало воспитывать такие качества, как страх божий, трудолюбие, учтивость, благопристойность, знание «домостроительства»;
г) для обучения и воспитания надо было набирать крестьянских детей.
9) Культурным событием огромной важности с точки зрения отражения национального самосознания стало издание «Истории государства Российского», автором которой является:
а) П.Я. Чаадаев;
б) Н.М. Карамзин;
в) В.Н. Татищев;
г) М.М. Щербатов.
10) Русская культура приобретает европейское значение в ходе двустороннего культурного обмена с Европой, не утрачивая при этом своеобразия:
а) в XVI в.;
б) в ХХ в.;
в) в XVIII в.;
г) в ХIХ в.
11) К деятелям «серебряного века» русской культуры принадлежат:
а) А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев;
б) П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский;
в) А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Н.Я. Данилевский;
г) А.Блок, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева.