Начало формирования регулярных полицейских органов в масштабе Российской империи во второй четверти XVIII в

В годы правления Анны Иоанновны произошло дальнейшее развитие и общей полиции. В 1733 году был издан законодательный акт «Об учреждении полиции в городах», который стал правовой основой строительства регулярных полицейских органов в масштабе всей страны. Нормативный акт регламентировал порядок создании полиции в губерниях и других городах. Полицейские органы в губернских городах стали называться полицейскими конторами, во главе который стоял полицмейстер из число офицеров местных гарнизонов. Новому генерал-полицмейстеру В.Ф. Салтыкову было поручено возглавлять полицию во всем государстве. Фаворит императрицы Бирон стремился приблизить к себе руководство полицией: генерал-полицмейстер мог заходить к нему по любому вопросу без доклада.

Регулярная полиция как система органов надзора и принуждения, предназначенных для поддержания общественного порядка, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности граждан, а также для защиты существующего государственного строя начала создаваться в России при Петре I. К этому времени относится создание исполнительной полиции как особой системы органов в механизме государственной власти. При ПетреIв законодательстве впервые появляется и заимствованный из Западной Европы термин «полиция».

В 1715 г. в Санкт-Петербурге – новой столице Российского государства был образован орган управления общей полицией – Главная полицмейстерская канцелярия6, при которой для исполнения исполнение полицейских обязанностей состояли солдаты и унтер-офицеры. Несколько позднее, в мае 1718 г., была учреждена должность генерал-полицмейстера (главы канцелярии), на которую был назначен А.М. Девиер. Именно с этого времени следует исчислять историю российской полиции как особого учреждения в системе государственных органов.

Генерал-полицмейстер подчинялся Правительствующему Сенату и находился под контролем императора. Круг задач полиции определил Петр I, участвовавший в написании «Пунктов, данных Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру». Полиция должна была охранять общественный порядок, бороться с бродяжничеством и нищенством, контролировать соблюдение правил торговли, обеспечивать пожарную безопасность, следить за санитарным состоянием города.

В 1722 г. полицмейстерская канцелярия, возглавляемая обер-полицмейстером, руководившим городской полицейской командой, была создана в Москве. Московский обер-полицмейстер подчинялся генерал-полицмейстеру. Должности полицмейстеров и полицейские канцелярии (конторы) были учреждены в некоторых крупных городах. Полицмейстер обычно назначался из офицеров местного гарнизона. В его команде насчитывалось около 10 сержантов и солдат.

На службу в полицию, как правило, направлялись в принудительном порядке. Учреждения не желали расставаться с опытными чиновниками и служителями, поэтому возникала большая переписка: чуть ли не по каждому канцеляристу и солдату Сенатом издавались указы.

Формирование аппарата регулярной полиции наталкивалось не только на нежелание или невозможность переезжать на постоянное место жительства в неудобный тогда для проживания Петербург. Сказывалась острая нехватка квалифицированных чиновников. Гражданская служба мало поощрялась правительством, полиция - не была популярной в народе.

Полицейские чины жалованье и провиант получали в основном наравне с военнослужащими. Штаб и обер-офицеры полицмейстерской канцелярии, и их денщики жалованье, провиант и амуницию получали из Главного комиссариата, с 1721г. - из остаточных сумм Военной коллегии.

В 1719г. для чинов в полиции была введена особая форма (кафтаны василькового цвета с красными обшлагами, зеленые камзолы, короткие штаны василькового же цвета и т.п.). На вооружении полиции были алебарды, шпаги и фузеи со штыками.

Все полицейские служащие при поступлении на должность приносили присягу на верность царю, царице и их наследникам, способствовать полезным для царя делам, предотвращать от него беду и убыток, строго соблюдать тайну, исполнять законы и предписания начальства. После произнесения текста присяги чиновник целовал Евангелие и крест.

Среди важнейших направлений карательно-правоохранительной деятельности столичных учреждений регулярной полиции выделяются регулирование передвижения и проживания в столицах населения, пресечение самовольных уходов работных людей, крестьян, дезертирства солдат. Вопросы о сыске беглых постоянно рассматривались полицмейстерскими канцеляриями.

Для контроля за передвижением людей были введены паспорта (абшиты) и покормежные письма. Жители должны были передвигаться по стране только при наличии этих документов.

Полицейские канцелярии в первой четверти XVIII в. имели широкие полномочия по части расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. В них проводились дознание по всем обнаруженным полицией преступлениям, а также предварительное следствие и суд в отношении лиц, подведомственных полиции. Полицией приводились в исполнение вынесенные ею приговоры.

Полицейская реформа Петром I осталась не завершенной. В первой четверти XVIII в. происходило становление регулярной полиции, но полностью установление ее, как и многих частей государственного механизма, тогда не произошло. Вместе с тем определились намеченные учредителем и сложившиеся на практике за неполных семь лет при Петре I основные задачи и функции полиции, ее регулярность и профессионализм, бюрократическая оторванность от народа.

Общая полиция была организационно отделена от органов политического сыска, являлась частью общеадминистративного аппарата, не принимала в целом активного и непосредственного участия в политических преобразованиях, но ее создание и последующие изменения имели политический смысл.

В годы правления Анны Иоанновны произошло дальнейшее развитие и общей полиции. В 1733 году был издан законодательный акт «Об учреждении полиции в городах», который стал правовой основой строительства регулярных полицейских органов в масштабе всей страны. Нормативный акт регламентировал порядок создании полиции в губерниях и других городах. Полицейские органы в губернских городах стали называться полицейскими конторами, во главе который стоял полицмейстер из число офицеров местных гарнизонов. Новому генерал-полицмейстеру В.Ф. Салтыкову было поручено возглавлять полицию во всем государстве. Фаворит императрицы Бирон стремился приблизить к себе руководство полицией: генерал-полицмейстер мог заходить к нему по любому вопросу без доклада.

Во время правления Екатерины IIбыла учреждена сельская земская полиция (1775). Административно-полицейскими учреждениями в уездах стали нижние земские суды. Их коллегиальное руководящее присутствие включало земского исправника, или капитан-исправника, и 2–3 земских заседателей из дворян и государственных крестьян, избираемых дворянством. Одной из главных задач исправника была организация охраны общественного порядка на территории уезда. Кроме того, он совместно с заседателями должен был следить за торговлей, состоянием дорого, своевременной уплатой податей, соблюдением мер противопожарной безопасности, поощрять трудолюбие, заботиться о нищих и бездомных, осуществлять необходимые меры по борьбе с эпидемиями.

Административно-полицейские функции в городах были возложены на городничих. Городничий назначался по представлению наместника Сенатором и единолично руководил охраной правопорядка в городе. В обязанности городничего вменялось: подавлять массовые беспорядки, проводить следствие по совершенным и выявленным правонарушениям, надзирать за мостами, дорогами и переправами, размещать воинские части, не допускать пожаров, поощрять трудолюбие, заботиться о нищих.

Полицейская реформа Екатерины II, основные положения которой содержались в Учреждениях для управления губерний Всероссийской империи, получила дальнейшее развитие в Уставе благочиния, или полицейском (1782), согласно которому создавался новый городской административно-полицейский орган – управа благочиния, или полицейская. В ее состав (исключая столичные города) входили городничий и подчинявшиеся ему 2 пристава (по уголовным и по гражданским делам), а также 2 ратмана, выбираемых гражданами на полгода для осуществления контроля за деятельностью городской полиции.

Города стали делиться на административно-полицейские части. В каждую часть входило от 200 до 700 дворов. Часть делилась на кварталы по 50–100 дворов. За «порядок и благочиние» в частях отвечали частные приставы (с воинскими командами и служителями), в кварталах – квартальные надзирателис квартальными поручиками. Городничие назначались Сенатом (по представлению наместников), прочие полицейские чиновники – местным органом власти. Нижние земские суды и управы благочиния находились в подчинении губернских (наместнических) правлений, в составе которых для руководства ими со временем образовались специальные подразделения. Должность генерал-полицмейстера и полицмейстерские канцелярии были упразднены.

Дальнейшие изменения в системе организации полиции происходили при Павле I. Он упразднил управы благочиния и ввел в губернских городах полицмейстеров, подчинил полицию военным губернаторам, создал новые городские административно-полицейские учреждения.

 

 

- 12-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: