Тема 2. Раздел «Задание по письменной речи» экзаменационной работы: формат задания и технология оценивания

    Задание 32 экзаменационной работы проверяет умение ученика писать личное письмо. Ученику предлагается прочитать отрывок из полученного письма и написать ответ объемом 100–120 слов, в котором необходимо ответить на три вопроса, заданных другом по переписке. Письмо должно быть оформлено в соответствии с нормами письменного этикета, принятого в англоязычных странах. Рекомендуемое время выполнения задания по письму – 30 минут. Проверка задания 32 (личное письмо) осуществляется двумя экспертами, прошедшими обучение по оценке данного вида письменного высказывания. В ходе проверки эксперт может делать пометки - в проверяемых, отмечая на полях грамматические ошибки, лексические ошибки, ошибки в орфографии и пунктуации, ошибки в логике высказывания и в употреблении средств логической связи.

Результаты оценивания заданий фиксируются в протоколе проверки развернутых ответов[4].

Рисунок 1. Вариант формата бланка протокола проверки развернутых ответов

      Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в Протокол проверки развернутых ответов следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».

 

Для объективности оценивания задания 32 были разработаны единые критерии оценивания. Написанное личное письмо учащегося оценивается по следующим критериям: решение коммуникативной задачи (К1), организация текста (К2), лексико-грамматическое оформление текста (К3), орфография и пунктуация (К4). Максимальное количество баллов, которое обучающийся может получить за личное письмо – 10 баллов.

Таблица 3. Критерии оценивания выполнения задания 32

  Критерии оценива-ния 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов
К1 Решение коммуникативной задачи Задание выполнено полностью: даны полные и точные ответы на три заданных вопроса. С учетом цели письменного высказывания и адресата правильно выбрано стилевое оформление письма: обращение, завершающая фраза и подпись. Соблюдены принятые в языке нормы вежливости: есть благодарность, упоминание о предыдущих контактах, выражена надежда на будущие контакты   Задание выполнено: даны ответы на три заданных вопроса, НО на один вопрос дан неполный ответ. Допускается одно-два нарушения в стилевом оформлении письма И/ИЛИ в соблюдении норм вежливости Задание выполнено частично: даны ответы на заданные вопросы, НО на два вопроса даны неполные ИЛИ неточные ответы ИЛИ ответ на один вопрос отсутствует. Допускается не  более двух нарушений в стилевом оформлении письма И/ИЛИ в соблюдении норм вежливости   Задание не выполнено: отсутствуют ответы на два вопроса ИЛИ текст письма не соответствует требуемому объему  
К2 Организация текста   Текст логично выстроен и верно разделен на абзацы; правильно использованы язы­ко­вые средства для передачи логической связи; структурное оформление текста соответствует нормам письменного этикета, принятого в стране изучаемого языка Текст не всегда логичен (допущено не более двух логических ошибок) И/ИЛИ допущены ошибки при использовании средств логической связи (не более двух ошибок) И/ИЛИ при делении на абзацы ИЛИ имеются нарушения (не более двух нарушений) в структурном оформлении текста письма Текст выстроен нелогично (допущено  три и более логические ошибки), И/ИЛИ допущены ошибки при использовании средств логической связи (три и более ошибки), И/ИЛИ отсутствует деление на абзацы, ИЛИ допущены три и более ошибки в структурном оформлении письма
К3 Лексико-грамматичес-кое оформление текста Используемый словарный запас и грамматические структуры, соответствуют уровню сложности задания, допускается не более двух лексико-грамматических  ошибок Используемый словарный запас и грамматические структуры не полностью соответствуют уровню сложности задания, допускается не более четырех лексико-грамматических ошибок Используемый словарный запас и грамматические структуры не полностью соответствуют уровню сложности задания, допущено не более пяти лексико-грамматических ошибок Использованный словарный запас и грамматические структуры не соответствуют уровню сложности задания, допущено шесть и более лексико-грамматических ошибок
К4 Орфография и пунктуация   Орфографические и пунктуационные ошиб­ки практически отсутствуют (допускается не более двух ошибок) В тексте допущены орфографические и пунктуационные ошиб­ки (не более четырех ошибок) В тексте допущены  много­чис­ленные орфогра­фи­чес­кие и пунктуационные ошибки (пять и более ошибок)

 

Первый критерий (решение коммуникативной задачи) позволяет оценить:

– полноту решения поставленной коммуникативной задачи (в частности, наличие ответов на 3 заданных вопроса);

– использование соответствующего стиля речи в личном письме (неофициального стиля);

– объем письма (его соответствие заданному: 100-120 слов).

 

Если при проверке письма ставится «0» за содержание (по критерию «Решение коммуникативной задачи», то письмо дальше не проверяется, за каждый критерий («Организация текста», «Лексико-грамматическое оформление текста» и «Орфография и пунктуация») ставится «0» баллов.

Если объем письма менее 90 слов, то задание оценивается в 0 баллов. Если объем более 132 слов, то проверке подлежат только 120 слов с соответствующей оценкой по решению коммуникативной задачи.

При определении соответствия объема представленной работы требованиям считаются все слова, начиная с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В личном письме адрес, дата, подпись также подлежат подсчету.

При этом:

– стяженные (краткие) формы (например, I’ve, it’s, doesn’t, wasn’t) считаются как одно слово;

– числительные, выраженные цифрами (например, 5, 29, 2011, 123204), считаются как одно слово;

– числительные, выраженные словами (например, twenty-one), считаются как одно слово;

– сложные слова (например, pop-singer, English-speaking, ill-mannered) считаются как одно слово;

– сокращения (например, UK, e-mail, sms, TV) считаются как одно слово.

Под организацией текста понимается:

– логичность текста письма;

– связность текста, которая обеспечивается использованием языковых средств логической связи (вводных слов, союзов, союзных слов и т. д.);

– структурирование текста (деление на абзацы, наличие вступления и заключения);

Графически абзацы в письме могут быть выделены по-разному: с помощью красной строки, отступа от края страницы на несколько знаков в начале каждого абзаца; пропуска строки или выделения большого пробела между последней строкой предшествующего абзаца и первой строкой последующего абзаца; с помощью красной строки и большого пробела между последней строкой предшествующего абзаца и первой строкой последующего абзаца.

– оформление текста в соответствии с нормами этикета, принятыми в англоязычных странах (наличие обращения, завершающей фразы, имени автора на отдельной строке; адреса и даты в правом верхнем углу).

Лексико-грамматическое оформление речи учитывает:

– соответствие использованных лексических единиц и грамматических структур уровню сложности задания: разнообразие используемой лексики и грамматических структур, правильность лексических словосочетаний и грамматических структур, наличие простых и сложных предложений.

- наличие лексико-грамматических ошибок.

При оценивании правильности орфографии и пунктуации учитывается:

– наличие орфографических ошибок в словах;

– правильное оформление начала и конца предложений (заглавная буква, точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Помимо общих критериев оценивания личного письма для каждого задания разрабатываются дополнительные схемы оценивания каждого задания. Например, для задания

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Martin.

My best friend had a birthday party last weekend. We went on a picnic. There were lots of people and it was great. …

… And when is your birthday? How do you usually celebrate it? What present would you like to get for your next birthday?

 

 Write him a letter and answer his 3 questions.

 Write 100-120 words. Remember the rules of letter writing.

 

Дополнительная схема оценивания выглядит следующим образом: см. Приложение 1. В дополнительной схеме в кратком виде представлены критерии оценивания и их основные параметры, на которые следует обратить внимание при анализе личного письма. Данная схема помогает эксперту объективно оценить работу и выставить соответствующую оценку.

 

Вопросы для самоконтроля. 1. С какой целью проводится ОГЭ по иностранным языкам? 2. Какова продолжительность экзамена? Сколько времени рекомендуется обучающимся отвести на написание личного письма? 3. Какое максимальное количество баллов может получить обучающийся за выполнение всей работы? Каково максимальное количество баллов за выполнение задания по письменной речи? 4. По каким критериям оценивается личное письмо обучающихся? 5. За какой критерий выставляется максимальное/минимальное количество баллов? 6. Получение «0» баллов за какой критерий оценивания означает получение «0» баллов за личное письмо? 7. Каким образом считается объем письма? 8. Для чего дается дополнительная схема оценивания задания по письменной речи?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: