Ездр.7:12. Артаксеркс, царь царей, Ездре священнику, учителю закона Бога небесного совершенному, и прочее

Эпитет «царь царей» очень часто употребляется персидскими царями в их надписях. В Библии он усвояется еще Навуходоносору (Дан 2.37; Иез 26.7). В письме царя прилагается и ряд эпитетов к имени Ездры. По русск. тексту Ездра называется «учителем закона Бога небесного совершенным», в Вульгате – ученейшим (Esdrae doctissimo). Но значение стоящего здесь халд. gemir (рус. пер. «совершенному») не вполне ясно.

Смущающее же исследователей слишком близкое знакомство Артаксеркса с иудейством, обнаруживаемое в указе, весьма просто можно обьяснить или тем соображением (Герцфельд, Розенцвейг, Бертолет), что указ составлен был самим Ездрой и Артаксерксом только был подписан, или же тем (Келер), что писатель излагает содержание указа по памяти и передает его содержание своим языком.

Ездр.7:14. Так как ты посылаешься от царя и семи советников его, чтобы обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога твоего, находящемуся в руке твоей,

О семи советниках персидского царя упоминается еще в Есф 1.14.«По закону Бога Твоего, находящемуся в руке твоей». В приведенном выражении нет основания видеть указание на какой-либо особый список закона, имевшийся в руках Ездры и принесенный им в Иерусалим. Соответственно библейскому словоупотреблению (Чис 31.4;1Цар 14.34) выражение имеет характер общий, указывает на закон вообще.

1Ездр.7:16. и все серебро и золото, которое ты соберешь во всей области Вавилонской, вместе с доброхотными даяниями от народа и священников, которые пожертвуют они для дома Бога своего, что в Иерусалиме;

Ездр.7:17. поэтому немедленно купи на эти деньги волов, овнов, агнцев и хлебных приношений к ним и возлияний для них, и принеси их на жертвенник дома Бога вашего в Иерусалиме.

Речь идет о жертвах чрезвычайных, тогда как в ст. 21–23 имеются е виду жертвы обычные.

1Ездр.7:22. серебра до ста талантов, и пшеницы до ста ко́ров, и вина до ста ба́тов, и до ста же батов масла, а соли без обозначения количества.

«Сто талантов серебра» – максимальная сумма, которую Артаксерс повелевает давать на нужды храма, – на наши деньги составляют около 360 т.р. Эта сумма, назначавшаяся, как видно из контекста, собственно на покупку жертвенных животных для общественного богослужения, представляется слишком значительной и не соответствующей храмовым потребностям. Келер поэтому считает цифру 100 в рассматриваевом месте ошибочно возникшей из цифры 10. Однако, ввиду богатства казны персидских царей, едва ли можно усматривать в указанной цифре что-либо невероятное. Притом же цифра указывается как максимальная.

«Пшеницы до ста ко́ров и вина до ста батов». Кор, мера сыпучих тел, упоминающаяся еще в 3Цар 5.11; Иез 45.14; сто коров равняются 660 четверикам; сто бат вина составляют 3637 литров.

1Ездр.7:23. Все, что повелено Богом небесным, должно делаться со тщанием для дома Бога небесного; [смотрите, чтобы кто не простер руки на дом Бога небесного,] дабы не было гнева Его на царство, царя и сыновей его.

Указ Дария Гистаспа повелевал принимать расходы на жертвоприношения на счет доходов заевфратской области (1Езд 6.9–10). Но, по-видимому, это повеление скоро было отменено (1Езд 4.6). Соблюдался ли указ Артаксеркса, неизвестно. Из Неем. 10:33–35 видно, что через 13 л. после прибытия Ездры в Иерусалим сам народ делал взносы на потребности жертвоприношения.

Ездр.7:25. Ты же, Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою, – всех знающих законы Бога твоего, а кто не знает, тех учите.

Ездр.7:26. Кто же не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд, на смертьли, или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу.

Поставленным Ездрой правителям и судьям принадлежало право суда «над всем народом за рекой», т.е. над народом иудейским, живущим в Палестине и вообще по эту сторону Евфрата. Суд и управление должны были происходить по закону Божьему. «А кто не знает, тех учите...» – речь идет, вероятно, не о пропаганде иудейства, а вообще об отношении к иноплеменникам, живущим среди иудеев. Закон Бога, после того как дано было повеление о соблюдении его царем, стал и законом царским. Поэтому нарушителям закона назначается наказание по гражданскому уложению. Как видно из ст. 26, Ездре и поставленным им судьям давалось право осуждать виновных на смерть. Действительность этого полномочия некоторыми исследователями подвергается сомнению. Но Ездра никого не осудил на смерть, и потому не было бы мотивов для измышления содержащегося в ст. 26 полномочия, если бы о нем не было упомянуто в указе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: