Мак.3:39. и послал с ними сорок тысяч мужей и семь тысяч всадников, чтобы идти в землю Иудейскую и разорить ее по слову царя

По 2Мак.8:9 – Птоломей, наместник Нижней Сирии и Финикии, послал Никанора с 20 000 мужей в Иудею, чтобы ее разорить, и «присоединил к нему и Горгия», как опытного полководца. С показанием 1Мак.3:38–39 это можно согласить, допустив, что все войско, отданное Лисием в распоряжение трех полководцев, было разделено между этими полководцами (1Мак.4:1) и оперировало отдельными отрядами быть может не настолько еще готовыми, чтобы тотчас же все вместе могли быть употреблены в дело.

Мак.3:40. Они отправились со всем войском своим и, придя, расположились на равнине близ Еммаума.

«Близ Еммаума…» – 'Εμμαούμ (у Иосифа Фл. и в Сир. 'Εμμαούς, или A­μμαούς) – город в расстоянии около 176 стадий от Иерусалима, на равнине, Вакхидом был обращен в крепость (1Мак.9:50). Квинтилием Вадом сожжен (Иос. Antt. XVII, 10, 9), при Гелиогабале снова восстановлен и переименован в Никополь (Nikopolis), – нынешний Arnivas, жалкая деревенька из нескольких домов; нельзя смешивать с Еммаусом (Лк.24), отстоящим на 60 стадий от Иерусалима, как покушались на это некоторые (Иероним в Onom.; из новейших – Robinson, bibl. Forsch, s. 190 и д.).

Мак.3:41. Купцы этой страны услышали имя их и, взяв весьма много серебра и золота и слуг, пришли в стан покупать сынов Израиля в рабы; к ним присоединилось и войско Сирии и земли иноплеменных.

"Имя их…", τό όνομα αύτών – т. е. «слух о них». – «Взяв… и слуг…» –καί παίδας – необходимых для того чтобы стеречь рабов и загонять их. Другие, впрочем, читают здесь και πέδας – «и оковы», что, кажется, будет не менее верно (так в Сир. перев, и у Иосифа Флавия – Antt. XII, 7, 3). – Купля-продажа рабов представляла один из важнейших предметов финикийской и филистимской торговли. – По 2Мак.8:10 (ср.2Мак.8:25,34) Никанор вытребовал купцов из приморских городов для покупки у него будущих рабов надеясь этим пополнить дань, причитавшуюся с него римлянам. – С войском Сирии рядом упоминается войско «земли иноплеменных»; это, вероятно, филистимляне, давние враги их ближайших соседей Иудеи (Суд.14 и д. 1Цар.4 и д.), уничтожение которой представляло и для них важнейший интерес.

Мак.3:42–43. Увидел Иуда и братья его, что умножились бедствия, и войска расположились станом в пределах их; узнали и о повелении царя, которое он приказал исполнить над народом к погублению и истреблению его. И говорили каждый ближнему своему: восставим низверженный народ наш и сразимся за народ наш и за святыню.

«За святыню…» – τών άγίων οί τά άγίά, святилище, храм, как в1Мак.3:51,59 и др.

Мак.3:44–45. И собрался сонм, чтобы быть готовыми к войне и помолиться, и испросить милости и сожаления. Иерусалим был необитаем, как пустыня; не было ни входящего в него, ни выходящего из него из природных жителей его; святилище было попрано, и сыновья инородных были в крепости его; он стал жилищем язычников; и отнято веселье у Иакова, и не слышно стало свирели и цитры.

Лирическое излияние жалости к опустошенному и оскверненному Иерусалиму. – «Иерусалим был необитаем, как пустыня…», ближе – это «необитание» определяется далее в том смысле, что «не было ни входящего в него, ни выходящего из него из природных жителей его», и что «он стал жилищем язычников…» (ср. 1Мак.1:38). – «Сыновья инородных были в крепости его…» (см. к 1Мак.1:33).

Мак.3:46. Итак, они собрались и пошли в Массифу, напротив Иерусалима, ибо место молитвы у Израильтян было прежде в Массифе.

«Массифа» – Μασσηφά, как Суд.20:1 также Μασφά, 1Мак.5:35, иНав.15:38, 1Цар.7:5 и д. – город в колене Вениаминовом, Нав.18:26 – в 5 милях от Иерусалима, недалеко от Рамы, на месте нынешнего Neby Samnil, на высокой горе с далеким видом на Иерусалим, на Средиземное море и Восточно-Иорданские горы. – Здесь собирались израильтяне, чтобы установить наказание колену Вениамина (Суд.20:1,21:1), здесь же Самуил собирал народ, чтобы смириться ему пред Господом, и своею молитвою испросил у Бога победу над филистимлянами (1Цар.7). – К этим собраниям народа в Массифе во времена Судей и при Самуиле относится замечание 1Мак.3:46, что «место молитвы у Израильтян было прежде в Массифе». Это издревле священное место избрал Самуил для молитвы народа, после того как скиния свидения, стоявшая в Силоме, (Нав.18:26), через утрату ковчега Завета, потеряла значение главной святыни Израиля. Так и теперь – избрали это же место для общенародной молитвы Маккавеи, после того как Иерусалим перешел в руки врагов и вместе с храмом подвергся такому осквернению.

Мак.3:47–48. И постились в этот день, и возложили на себя вретища и пепел на головы свои, и разодрали одежды свои, раскрыли книгу закона из тех, которые язычники отыскивали, чтобы сделать на них изображения своих идолов,

Чтобы надругаться над Моисеевой религией и благоговением иудеев перед их священными книгами, язычники делали изображения своих богов на тех экземплярах закона, которые находили. Это поругание Слова Божия израильтяне и представили теперь пред лицом Господа, раскрыв в своем молитвенном собрании одну из этих оскверненных и поруганных книг, чтобы сама книга самим делом и своим печальным видом – безмолвно вопияла к Господу об этом беззаконии, и чтобы Господь этим поруганием Его Слова подвигся гневом и Своим праведным мщением на беззаконников. – Нечто подобное и с той же целью сделал некогда Езекия, принеся в храм пред Лице Иеговы богохульное письмо Сеннахирима (Санхерива) – 4Цар.19:14 и д.

Мак.3:49. и принесли священнические облачения и первородных и десятины; и созвали назореев, исполнивших дни свои,

«Принесли… первородных и десятины…». Первые (πρωτογεννήματα) – выкупались при храме принесением особой жертвы, вторые – поступали на содержание храма и священников,Исх.23:19; Лев.23:10 и д.; Чис.18:12 и д.; Втор.26:2 и д. Лев.27:30 и д.; Чис.18:20и д. – Назореи, исполнившие дни обетов своих, разрешались от них также при храме, принесением особо установленных жертв, Чис.9:5,13;Чис.6:13 и д. – Все эти установленные от Бога священнодействия оставались без возможности совершения, ввиду осквернения и полного опустошения храма, и теперь выставлялись на вид, как одно из сильнейших средств преклонить Господа Бога на помощь и сострадание к бедствующему Израилю.

Мак.3:50–54. и громко возопили к небу: что нам делать с ними и куда отвести их? Святилище Твое попрано и осквернено, и священники Твои в скорби и уничижении. И вот, собрались против нас язычники, чтобы истребить нас. Ты знаешь, что умышляют они против нас. Как можем мы устоять пред лицем их, если Ты не поможешь нам? И вострубили трубами и воскликнули громким голосом.

«Вострубили трубами и воскликнули громким голосом…», чтобы выразить высшую силу молитвы и надежду на ее услышание Богом. Такой прием имел свое основание в особом предписании Слова Божия (Чис.10:7,10), где Господь повелел пользоваться трубными звуками для созыва собраний, для поднятия тревоги при нападении врагов и при выступлении в поход, для выражения праздничной радости во время жертвоприношений и молитвы. По мысли Божественного установления, эти трубные звуки должны были быть напоминанием о народе пред Богом Израиля, и это напоминание теперь особенно желал сделать сильным народ, чувствовавший себя как бы оставленным и забытым от Бога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: