Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума по регионам, указана на рисунке 1

Социальная защита населения является одной из важнейших составных частей проводимой в Казахстане социальной политики. За годы обретения независимости мы наблюдаем разную степень участия государства в организации социальной защиты населения.

Если в начале 90-х годов социальная политика государства, вызванная желанием как можно бы­стрее решить скопившиеся за годы застоя и перестроечных лет социальные проблемы, носила ярко выраженный патерналистский характер, то необходимость соизмерять проводимую социальную политику с экономическими и финансовыми возможностями государства привели к корректировке дей­ствий по данному направлению.

Реформирование социальной защиты на новом этапе осуществлялось в направлении развития адресной социальной помощи и разработки программ перехода к новой системе защиты от социаль­ных рисков, включающей в себя элементы как солидарной, так и персонифицированной систем.

Для реализации намеченной стратегии Правительство страны утвердило Программу реабилитации инва­лидов, основные цели которой — создание системы реабилитации инвалидов, пре­доставление им возможностей для всесторонней интеграции в общество, снижение уровня инвалид­ности. Началось реформирование службы медико-социальной экспертизы. Изучается вопрос оказа­ния социальной помощи семьям, имеющим детей, в виде ежемесячных выплат до достижения ребен­ком 1,5 лет за счет средств государственного бюджета в размере от 3 до 5 месячных расчетных пока­зателей. Принят закон об обязательном социальном страховании, внедрение которого начнется в 2003 г.

 

На основе анализа международного опыта можно сделать вывод, что наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты обычно включают в себя следующие основные элементы:

  • - государственные пособия;
  • - обязательное социальное страхование;
  • - накопительное пенсионное обеспечение;
  • - социальная помощь.

В стране организовано социальное обеспечение по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной защите безработных граждан и по возрасту. Все физические лица — граждане Республи­ки Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Респуб­лики Казахстан (далее — граждане), при наступлении рисковых случаев получают государственные пособия на одинаковом уровне, вне зависимости от участия в трудовой деятельности и взноса, если иное не предусмотрено законами и международными договорами. Кроме того, из-за отсутствия эко­номически обоснованных нормативов исчисления социальных выплат, взаимосвязи с системой опла­ты труда потеряна адекватная связь между уровнем доходов работающего населения и получаемыми социальными выплатами. В результате часть работающего населения получает заработную плату меньшую, чем размеры социальных пособий.

В социальной политике любого государства, в т.ч. в Республике Казахстан, важное место зани­мает пенсионное обеспечение населения, которое регулируется государством. Оно является частью социальной защиты. Размеры пенсий зависят от уровня социально-экономического развития той или иной страны, политического режима и законодательства. С 1998 г. пенсионная система в Казахстане перешла с распределительного на накопительный принцип функционирования. В пенсионный фонд удерживается 10 % от заработной платы работника. При накопительной пенсионной системе уста­навливается связь между индивидуальным вкладом и пенсионными выплатами. В накопительных пенсионных фондах увеличивающиеся сбережения населения становятся крупным источником инве­стиций.

 

В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней, более подробно система показана в таблице 1.

Уровень Вид Источник Описание
первый базовый республиканский бюджет государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии
второй обязательный республиканский бюджет 1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года; 2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников
третий добровольный добровольные пенсионные взносы деньги, вносимые вкладчиками по своей инициативе в ЕНПФ и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд за себя или третьими лицами. Их ставка, период уплаты определяются договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов

 

 

Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 59,5 лет (в 2020 году). В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года, что показано в таблице 1.

Таблица 1.

Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин

 

Дата Возраст выхода женщин на пенсию Дата рождения
до 2018 года 58 лет до 1959 года рождения
с 1 января 2018 года 58,5 лет с 01.01.1960 по 30.06.1960
с 1 января 2019 года 59 лет с 01.06.1960 по 31.12.1960
с 1 января 2020 года 59,5 лет с 01.01.1961 по 30.06.1961
с 1 января 2021 года 60 лет с 01.06.1961 по 31.12.1961
с 1 января 2022 года 60,5 лет с 01.01.1962 по 30.06.1962
с 1 января 2023 года 61 год с 01.06.1962 по 31.12.1962
с 1 января 2024 года 61,5 года с 01.01.1963 по 30.06.1963
с 1 января 2025 года 62 года с 01.06.1963 по 31.12.1963
с 1 января 2026 года 62,5 лет с 01.01.1964 по 30.04.1964
с 1 января 2027 года 63 года с 01.06.1964 по 31.12.1964

 

Таким образом, это касается женщин, родившиеся с 1960-1964 г.г.

В более раннем возрасте выход предусмотрен для:

1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах экологического риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;

мужчины – по достижении 50 лет;

женщины – по достижении 45 лет.

2) женщин, родивших либо усыновивших 5 и более детей и воспитавших их до 8 летнего возраста, при достижении 53 лет.

Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 51 год в случае приобретения пенсионного аннуитета. [Электрон. ресурс]. – Государственные услуги и информация онлайн: – URL: https://egov.kz/cms/ru/articles/pension/pensionnaya_sistema (Дата обращения 03.03.2020).

 В целом, пенсионный возраст в Казахстане не сильно отличается от других стран. В приложении А обозначены возраст и условия выхода на пенсию для зарубежных государств.

 

Говоря о пенсионном возрасте нельзя не затронуть тему средней продолжительности жизни. В Казахстане этот показатель на 2019 год составляет 73 года. Первую строчку рейтинга по средней продолжительности жизни в РК занимает Алматы, где, согласно статистике, граждане доживают до 76 лет. В других регионах, по данным исследователей, этот показатель на три года меньше.

В целом казахстанцы стали жить дольше почти на пять лет, по сравнению с десятилетней давностью, это хорошо показано в таблице 1. Сложившуюся картину в управлении здравоохранения объясняют улучшением качества медицинских услуг, снижением смертности от онкологических заболеваний, от туберкулеза, общая смертность снижена на 1,6%, ранняя выявляемость рака выросла на 2%".

Таблица 1

Ожидаемая продолжительность жизни населения (лет) [Электрон. ресурс]. – Министерство национальной экономики Республики Казахстан Комитет по статистике: – URL:  https://stat.gov.kz/official/dynamic (Данные статистики по состоянию на 24.02.2020)

  2009 2010 2011 2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

 
Все население 68,39 68,45 68,69 69,52

70,62

71,44

71,97

72,41

72,95

73,15

 
Мужчины 63,55 63,55 63,85 64,74

65,91

66,90

67,49

67,99

68,72

68,84

 
Женщины 73,25 73,41 73,57 74,29

75,23

75,82

76,26

76,61

76,92

77,19

 

 

В июле 2001 г. был принят Закон «О государственной адресной социальной помощи». Главным принципом является ее предоставление в виде денежных выплат. Система адресной социальной по­мощи раньше включала четыре вида пособий:

· жилищная помощь;

· доплата в денежной форме до черты бедности;

· неработающим матерям с четырьмя и более детьми до 7 лет;

· детям-инвалидам, которые воспитываются на дому.

В сентябре 2019 года в Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев поручил сделать систему получения АСП более прозрачной, справедливой, мотивирующей к труду и внедрить гарантированный соцпакет для детей из малообеспеченных семей.

Депутаты Сената Парламента утвердили новые правила назначения адресной социальной помощи. Рассмотрим их.

· сохранение действующего порогового критерия на оказание АСП, т.е. претендовать на назначение адресной социальной помощи могут малообеспеченные семьи, в которых среднедушевой доход составляет менее 70% от прожиточного минимума;

· трудоспособные члены семей, получающих АСП, должны работать. Для их трудоустройства будут использованы все механизмы Госпрограммы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек». Если трудоспособный член семьи отказывается от предложенной работы и мер содействия занятости, то выплата АСП будет прекращаться не только ему, но и всей семье;

· увеличение срока проведения обследования материального положения семьи с 3 до 7 дней. В настоящее время МТСЗН РК разрабатываются критерии определения нуждаемости. В случае несоответствия семьи установленным критериям, участковая комиссия выносит заключение об отсутствии нуждаемости в оказании АСП.

· внесение гарантированного социального пакета для детей из малообеспеченных семей.

Более подробную информацию об изменениях АСП можно получить на сайте Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

В системе социальной защиты населения в Республике Казахстан важным элементом выступает социальное страхование, куда входят: пенсионное, медицинское, от безработицы и от несчастных случаев на производстве.

 

В соответствии со статьей 8 Закона «Об обязательном социальном страховании» в перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, входят работники (за исключением работающих пенсионеров) и самостоятельно заня­тые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Рес­публики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.

Социальное страхование — это особая организационно-правовая форма социальной защиты граждан. Она используется как автономный и самостоятельный механизм для аккумуляции денеж­ных средств (например, для пенсионного обеспечения), а также для выполнения других функций со­циальной защиты и включает:

  • - создание социально - оздоровительной и реабилитационной инфраструктуры (страхование от несчастных случаев на производстве);
  • - организацию оздоровления трудящихся (медицинское страхование);
  • - создание новых рабочих мест (страхование по безработице);
  • - проведение мероприятий по предупреждению страховых случаев.

В Казахстане государственное обязательное социальное страхование должно представляться тремя фондами: пенсионным, обязательного медицинского страхования, социального страхования. Формирование этих фондов можно осуществлять путем взносов во внебюджетные фонды посредст­вом единого социального налога.

Поскольку успешность кардинальных и глубоких социальных реформ зависит от общественного признания их справедливости, в основу проводимой государством социальной политики должны быть положены современные и адекватные новым экономическим принципам социальные индикато­ры и критерии. Последние определяют пороговые значения показателей социальной жизнедеятельно­сти и социальной безопасности. Переход через эти границы недопустим, так как он чреват негатив­ными социальными последствиями, которые делают невозможными дальнейший прогресс экономи­ческого реформирования общества.

Что касается государственных пособий, то они постоянно повышаются. С 2020 года в Казахстане повысили величину прожиточного минимума до 31 183 тенге и минимального расчётного показателя до 2 651 тенге. Это базовые показатели, от размера которых зависят различные пособия.

Размер пенсионных выплат по возрасту увеличился на 7%:

· минимальный размер базовой пенсионной выплаты теперь равен 16 839 тенге;

· минимальная пенсия – 38 636 тенге;

· максимальная пенсия – 121 946 тенге.

Государственные социальные пособия по инвалидности, а также социальные выплаты на случай утраты трудоспособности увеличили на 5%.

Пособие по инвалидности от общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания:

· I группа – 59 872 тенге;

· II группа – 47 710 тенге;

· III группа – 32 431 тенге.

Дети-инвалиды до 16 лет будут получать в 2020 году 43 657 тенге. Семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида, – 43 657 тенге.

Инвалиды с детства, а также дети-инвалиды от 16 до 18 лет:

I группа – 59 872 тенге;
II группа – 49 581 тенге;
III группа – 37 420 тенге.

Размер выплат по случаю потери кормильца зависит от того, сколько иждивенцев было у кормильца:

· при одном иждивенце – 26 818 тенге;

· при двух – 46 463 тенге;

· при трёх – 57 689 тенге;

· при четырёх – 61 119 тенге;

· при пяти – 63 302 тенге;

· при шести и более – 65 797 тенге.

Размер пособия при рождении ребёнка зависит от его очерёдности:

· если это первый, второй или третий ребёнок в семье, то пособие выплачивается в размере 100 738 тенге;

· при рождении четвёртого и более –167 013 тенге.

При рождении двойни, тройни и так далее выплату начисляют на каждого ребёнка.

Пособие по уходу за ребенком начисляют ежемесячно, пока ребёнку не исполнится год. Его выплачивают из двух источников:

· республиканского бюджета,

· государственного фонда социального страхования.

Размер зависит от количества детей в семье:

· на первого ребёнка –15 270 тенге;

· на второго – 18 054 тенге;

· на третьего – 20 811 тенге

· на четвёртого и более – 23 594 тенге.

Трудоустроенная женщина, за которую работодатель отчислял деньги в Фонд социального страхования, имеет право на два вида выплат:

· пособие по уходу за ребёнком до одного года – 40% от среднемесячного дохода матери за последние два года;

· выплата по беременности и родам, её размер также зависит от среднемесячного дохода женщины за последние 12 месяцев.

С 1 января 2020 года вводят отдельное пособие для семей, имеющих четверых и более несовершеннолетних детей или студентов очной формы обучения до 23 лет. Его будут назначать независимо от доходов семьи в размере:

· на четверых детей – 42 496 тенге;

· на пятерых детей – 53 127 тенге;

· на шестерых детей – 63 757 тенге;

· на семерых и более детей – 74 388 тенге.

Матери-героини, награждённые подвесками "Алтын алка", "Кумис алка" или же орденом "Материнская слава" будут также получать ежемесячно 16 967 тенге.

Рассмотрим отдельные показатели, характеризующие проводимую в Казахстане социальную по­литику, а именно динамику основных составляющих доходов населения за последние годы в таблице 1.

Таблица 1

Динамика основных социально-экономических показателей РК

 

Наименование

Год

 
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Минимальная заработная плата 19966* 21364 22859 24 459 28 284 42 500 42 500
Среднемесячная заработная плата 121021 126021 142898 150827 162673 185487 197 950
Минимальный размер пенсии 21736 23692 25824 31 245 33745 36108 38 636
Прожиточный минимум 19 068 19 647 21 612 23 783 27 072 29 342 31 183

*суммы указаны в тенге

Как показывают приведенные данные, за последние шесть лет государством предпринимаются достаточно энергичные усилия по улучшению основных индикаторов, характеризующих уровень жизни населения.

По статистике, прожиточный минимум в III квартале 2019 года составил 31 120 тенге. А за чертой бедности оказалось всего 4,5% казахстанцев, по сравнению с такими странами как Россия, где это показатель 12% и Грузия -20,1%, обозначенными на рисунке 1 и 2, это очень даже не плохой результат.


   Рисунок 1. Уровень бедности               Рисунок 2.ПМ 2019 (тыс.тг)

 

По Республике наиболее высокий уровень бедности в этот период зарегистрирован в Туркестанской (11,2%),  Жамбылской (5,8%)  и Северо-Казахстанской (5,1%)  областях. Самое низкое значение зарегистрировано в городе Нур-Султан (0,9%).


Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума по регионам, указана  на рисунке 1.  

 

 

                                           Рисунок 1

В Казахстане уровень бедности измеряется по численности и доли населения с доходами ниже прожиточного. Главный критерий при этом – потребительская корзина.

Потребительская корзина состоит из продовольственной и непродовольственной частей. В РК это соотношение с 2018 года 55% на 45% соответственно, рисунок 1. Состав корзины по международным стандартам надо пересматривать каждые пять лет. В Казахстане первую продовольственную корзину приняли в 1998 году, она состояла из продуктов 20 наименований. В 2005 году при пересмотре число компонентов увеличили до 43. Несмотря на то, что казахстанская продовольственная корзина включает больше количества товаров, чем в России и Грузии, ее стоимость ниже,  рисунок 2.

У  методики есть уязвимые места:

· Отбор товаров осуществляется экспертами и диетологами, а не на основе учета поведения домохозяйств.

· Прожиточный минимум – это доход, необходимый для достижения определенного уровня жизни. Международный опыт показывает, что потребление домохозяйства – наиболее подходящий показатель благосостояния для измерения бедности, чем доход. Поэтому в международной практике чаще используются показатели благосостояния, основанные на потреблении, а не доходе.

 

           Рисунок 1                                                       Рисунок 2

 

Если государство признает уровень бедности выше текущего, это станет затратной статьей в бюджете. Например, в 2016 году правительство потратило около 1% ВВП на социальные пособия. К слову, с 2016 по 2019 год расходы по статье «Социальная помощь и социальное обеспечение» с 1,9 трлн тенге увеличились до 3,5 трлн тенге (84%).

Правильная оценка и понимание причин бедности помогут принять эффективные решения и снизить социальную напряженность. К примеру, анализ Всемирного банка показывает, что в группе наибеднейших преобладают многодетные семьи (с тремя и более детьми). Проанализировав социальные платежи, система госпособий семьям с детьми является самой рентабельной. На каждый тенге, выделенный на ее реализацию, разрыв бедности сокращается на 0,605 тенге. Таким образом, пособия, адресованные детям или семьям с детьми, будут иметь высокий уровень адресности.

В Казахстане самый низкий уровень бедности в Центральной Азии, но страна так и не может  достичь уровня бедности ниже того, что был достигнут в 2013 году (5,8%). С тех пор уровень бедности в Казахстане остаётся выше 6%, что показано на рисунке 1.

Уровень бедности начал расти с 2014 года и до сих пор не достиг уровня 2013-го. Это связано в первую очередь с низким уровнем экономического роста, отчасти из-за снижения цен на нефть. Ситуация немного улучшилась в 2017 году. https://informburo.kz/novosti/vsemirnyy-bank-issledoval-uroven-bednosti-v-kazahstane-tri-regiona-okazalis-v-zone-riska.html

· 2013-й – 5,8%; · 2014-й – 6,6%; · 2015-й – 8%; · 2016-й – 12%; · 2017-й – 8,5%; · 2018-й – 7,6%; · 2019-й – 6,8%. · 2020-й – 7%.

           Рисунок 1. Уровень бедности в Казахстане по годам               

Бедное население, как правило, проживает в сельской местности, у них много детей, безработных родственников и низкий уровень образования.

Основные причины, по мнению экономиста Всемирного банка, регионального офиса по Центральной Азии - Уильяма Зейтца, которые приводят к бедности в Казахстане:

· экономические спады, когда идёт сокращение рабочих мест и зарплаты;

· серьёзные потрясения, с которыми семья не может справиться, например, проблемы со здоровьем;

· безработица, потеря работы, низкий уровень зарплат.

"Правительственные программы призваны обеспечить поддержку в таких обстоятельствах, но они не всегда полностью компенсируют риск попадания в бедность", – отметил Уильям Зейтц.

Тем не менее, согласно исследованиям компании Gallup, Казахстан является одним из лидеров рейтинга стран с населением, испытывающим самый низкий уровень негативных эмоций.  Подтверждением этого факта служат результаты опроса жителей Карагандинской области о наличии в их домах товаров длительного пользования, проведенного Комитетом по статистике МНЭ РК.

Итак, в 2018 году каждая из опрошенных семей региона имела телевизор, холодильник и стиральную машину.  На 100 опрошенных семей пришлось 93 пылесоса, 83 микроволновых печи, 35 швейных машин, 18 музыкальных центров, 16 морозильных камер, шесть видеокамер.  Четыре семьи имеют домашний кинотеатр, а 20% опрошенных домохозяйств области смотрят телепрограммы посредством спутниковых антенн. Причем в сельской местности на 100 опрошенных семей пришлось 90 тарелок.

    Кроме того, в 2018 году на сотню домохозяйств приходилось 77 персональных компьютеров, 26 единиц прочего оборудования для обработки информации (принтеров, сканеров, ноутбуков, планшетов и других) и 33 легковых автомобиля.  Ну и как же сейчас обойтись без сотовых телефонов: в каждой опрошенной семье их имеется более двух.

 

Рисунок 1. Обеспеченность товарами длительного пользования (на 100 домохозяйств, шт.)

Несмотря на то, что в городе, кроме урбанистических пейзажей, снимать нечего, обеспеченность видеокамерами в три раза, а цифровыми фотоаппаратами – в 2,4 раза выше, чем сельских.

Зато на селе больше, чем в городе, других полезных вещей: велосипедов для взрослых – в 3,8 раза, морозильных камер – в два раза, в сельской местности на 100 опрошенных семей приходится еще три грузовых автомобиля, четыре мотоцикла и два мопеда. Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК, 2019 г.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: