Перечень тем для дискуссии

по дисциплине «Теоретические основы квалификации преступлений»

1. Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством (наименование, код):

общепрофессиональные (ОПК):

способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);

способностью работать на благо общества и государства (ОПК-2).

профессиональные (ПК):

правоприменительная деятельность:

способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

экспертно-консультационная деятельность:

способностью толковать нормативные правовые акты (ПК-15);

способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

 

№ п/п Тема Код компетенции (части) компетенции
1. Тема № 7: Квалификация преступлений, совершенных в соучастии. В каких случаях соучастие в преступлении имеет значение для квалификации преступления? ОПК-2 ПК-6, 15, 16
2. Тема № 8: Квалификация при множественности преступлений. В чем состоит социальное и правовое значение множественности преступлений? ОПК-1, 2 ПК-5, 6, 15

2. Программа проведения и /или методические рекомендации по подготовке и проведению

Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, это оценочное средство, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. Дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

1). Подготовка занятия. На первом этапе определяется цель дискуссии, которая связана с ее темой.

Во время дискуссии студенты либо дополняют друг друга, либо противостоят один другому.

Для того организации дискуссии и обмена информацией, преподаватель:

- заранее готовит вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по выводу дискуссии, чтобы не дать ей погаснуть;

- не допускает ухода за рамки обсуждаемой проблемы;

- обеспечивает широкое вовлечение в разговор как можно большего количества студентов, а лучше - всех;

- не оставляет без внимания ни одного неверного суждения, но не дает сразу же правильный ответ;

- не торопится сам отвечать на вопросы, касающиеся материала дискуссии;

- следит за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его.

- сравнивает разные точки зрения, вовлекая учащихся в коллективный анализ и обсуждение.

2). Вступление. Студенты адаптируются к проблеме, т.е. в это время вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы. При этом преподаватель:

- формулирует проблему и цели дискуссии. Для этого надо объяснить, что обсуждается, что должно дать обсуждение.

- создает необходимую мотивацию, т.е. излагает проблему, показывает ее значимость, выявляет в ней нерешенные и противоречивые вопросы, определяет ожидаемый результат (решение).

- устанавливает регламент дискуссии, а точнее, регламент выступлений.

- формулирует правила ведения дискуссии, основное из которых - выступить должен каждый;

- создает доброжелательную атмосферу, а также положительный эмоциональный фон.

3). Стадия оценки. На этой стадии преподаватель:

- обеспечивает обмен мнениями, что предполагает предоставление слова конкретным участникам; собирает максимум мнений, идей, предложений; поддерживает высокий уровень активности всех участников; оперативно проводит анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений. Такой анализ, предварительные выводы или резюме целесообразно делать через определенные интервалы (каждые 10-15 минут), подводя при этом промежуточные итоги. Подведение промежуточных итогов очень полезно поручать учащимся, предлагая им временную роль ведущего.

4). Выводы (рефлексия). Стадия рефлексии предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция занятия.

 

3. Критерии оценивания:

Критерии Баллы
Студент полностью понимает обсуждаемую проблему, высказывает собственное суждение по вопросу, дает аргументированные ответы на вопросы участников, соблюдает регламент выступления 1,1 - 2
Студент принимает участие в обсуждении, однако собственного мнения по вопросу не высказывает, либо высказывает мнение, не отличающееся от мнения других докладчиков 0,1 - 1
Студент не принимает участия в обсуждении 0

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»


РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра уголовного права

 

Комплект задач

по дисциплине «Теоретические основы квалификации преступлений»

1. Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством (наименование, код):

общепрофессиональные (ОПК):

способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);

способностью работать на благо общества и государства (ОПК-2).

профессиональные (ПК):

правоприменительная деятельность:

способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

экспертно-консультационная деятельность:

способностью толковать нормативные правовые акты (ПК-15);

способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

 

№ п/п Задачи Код компетенции (части) компетенции
1. Тема №1: Понятие и значение квалификации преступлений. К. похитил паспорт на имя П. и его водительское удостоверение, которые затем уничтожил как улики преступления. Органом предварительного расследования эти действия были квалифицированы по ч. 1 ст. 325 УК как похищение официальных документов, совершенное из иной личной заинтересованности, и по ч. 2 ст. 325 УК как похищение у граждан важных личных документов. Суд осуждение по ч. 1 ст. 325 УК признал необоснованным и исключил из приговора, поскольку содеянное полностью охватывается ч. 2 ст. 325 УК РФ. Дайте понятие квалификации преступления. Является ли квалификацией преступления указание на статью Уголовного кодекса, содержащееся в оправдательном приговоре суда (или в постановлении следователя) о прекращении уголовного дела в виду отсутствия в деянии лица состава преступления? Обоснован ли приговор суда? Чумов из чувства ревности у себя дома убил Марьева. В это время в дом вошел Марусев. Боясь разоблачения, Чумов убил и его. На следующий день он рассказал о содеянном своей сожительнице Наташиной, которая приехала домой к Чумову. Она смыла кровь с пола, сожгла окровавленные рубашки, помогла Чумову отнести трупы в машину, на которой они отвезли их ночью на берег Оби и сбросили в реку. Назовите основные этапы квалификации. Квалифицируйте действия Чумова и Наташиной. По приговору суда от 12 апреля 2001 г. Г. был осуждѐн по п. «а» ч. 2 ст. 161 УК к 4 годам лишения свободы за преступление, совершѐнное в несовершеннолетнем возрасте, Имея непогашенную судимость, он вновь совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 162 УК и был осужден к 6 годам лишения свободы. Находясь в местах лишения свободы, он совершил убийство на почве мести (ч. 1 ст. 105 УК). При постановлении приговора суд первой инстанции признал в действиях Г. особо опасный рецидив преступлений, исходя из того, что ранее Г. был дважды судим за совершение тяжких преступлений к реальному лишению свободы. На основании ч. 3 ст. 69 УК и ст. 70 УК Г. назначено наказание в виде 15 лет лишения свободы с отбыванием лишения свободы в исправительной колонии особого режима. Является ли установление рецидива преступлений и его вида квалификацией преступления. Обоснован ли приговор суда? ОПК-1, 2 ПК-5, 6
2. Тема №2:Процесс квалификации преступлений. Во дворе многоквартирного жилого дома 12-летний Золотов катался на велосипеде. Когда Матвеев проезжал мимо играющих в песке детей, с ним случился эпилептический припадок. Падая с велосипеда, Золотов сильно ударил плечом девочку, причинив ей физическую боль. Можно ли привлечь Золотова к уголовной ответственности за совершенное деяние? Колобова и Баранова распространяли среди своих знакомых и сослуживцев слухи об аморальном поведении их соседки Ведениной. В основе их домыслов лежало сообщение мужа Барановой о его связи с Ведениной в прошлом. Данные факты впоследствии не подтвердились. По заявлению Ведениной Колобову и Баранову привлекли к уголовной ответственности. Подлежат ли Колобова и Баранова уголовной ответственности? Карасев в ночное время пытался со двора Гусева похитить мотоцикл. Гусев заметил вора и послал жену вызвать по телефону сотрудников полиции, а сам, взяв ружье, стал следить за вором. Карасев, заметив вооруженного Гусева, начал убегать. Видя, что его не настигнуть, Гусев выстрелил вслед из ружья и убил его. Дайте уголовно-правовую оценку Гусева по задержанию преступника. Гражданин Кочетов, находясь в переполненном автобусе, случайно заметил, как несовершеннолетний Хворостов сделал каким-то острым предметом надрез на кожаной сумочке жены Кочетова и пытается вытащить оттуда кошелек. Кочетов схватил Хворостова за руку, а когда тот попытался вырваться, ударил его локтем в живот. На ближайшей остановке Кочетов за шиворот вытащил Хворостова из автобуса и, не взирая на просьбы не бить его, нанес подростку несколько ударов кулаками и ногами, причинив средней тяжести вред здоровью. Оцените социальную полезность действий Кочетова и дайте им уголовно-правовую характеристику. ОПК-1, 2 ПК-15, 16
3. Тема №3: Состав преступления – юридическая основа квалификации. Студентка института физической культуры Лабзова, возвращаясь поздним ве­чером по безлюдной улице, увидела идущего навстречу мужчину средних лет с широ­ко расставленными руками. Приблизившись к Лабзовой, мужчина попытался что-то сказать, но Лабзова из-за шума проехавшего автомобиля ничего не расслышала. Ду­мая, что незнакомец хочет ее схватить, девушка нанесла ему удар ногой в область ни­за живота. Раздался звон разбитого стекла: оказалось что мужчина нес перед собой большой лист оконного стекла, размером 1,5 х 1,5 метра. Имеется ли в действиях Лабзовой состав преступления? Власенко и Губанов решили подшутить над своим приятелем Теренко, которого они считали большим трусом. Надев на себя чёрные маски, они встретили его поздно вечером в неосвещённом подъезде его дома. Размахивая ножами, они направили ему в лицо луч карманного фонаря и потребовали отдать все деньги, которые у него есть. «Шутники» не знали, что Теренко носил в кармане незаконно приобретённый им пистолет. Двумя выстрелами Теренко убил их. Ознакомьтесь со ст.ст. 105, 108 и 222 УК РФ и решите, есть ли основания для привлечения Теренко к уголовной ответственности. Голикова почувствовала приближение родов. Её муж выбежал на улицу с целью найти автомашину, чтобы доставить Голикову в роддом. Водитель остановленной им машины наотрез отказался помочь Голикову, сославшись на отсутствие свободного времени. Поскольку других машин на дороге не оказалось, Голиков вытолкнул водителя из его машины, сел за руль сам и подъехал к своему дому, чтобы отвезти жену в роддом. Но жена уже родила. Срочность поездки отпала. Решите вопрос об ответственности Голикова. Чеботарёв, желая уклониться от призыва на службу в армии, попросил своего приятеля Варшавина нанести ему ранение выстрелом из самодельного пистолета. Чеботарёв «на всякий случай» написал записку, о том, что Варшавин будет в него стрелять по его просьбе, и что он не виноват. Варшавин с расстояния нескольких метров выстрелил в Чеботарёва и причинил тяжкий вред его здоровью. Будучи привлечённым к уголовной ответственности, Варшавин ссылался на то, что стрелял в Чеботарёва по его просьбе и заявлял о своей невиновности. Ознакомьтесь со ст. ст. 111 и 328 УК РФ и решите, заслуживают ли внимания доводы Варшавина. Охранники магазина задержали после его закрытия Ревякина, производившего фотографирование этого торгового предприятия. В его карманах был найден блокнот с зарисовками запорных устройств магазина, плана проникновения в него через подвал, а также отмычки и набор разнообразных ключей. Совершил ли Ревякин преступление? ОПК-1 ПК-5,15
4. Тема №4: Квалификация по объективным признакам преступления. Между несовершеннолетними Архиповым (16 лет) и Друговым (13 лет) произошла ссора. Во время ссоры Архипов толкнул Другова, у которого из кармана на землю выпал сотовый телефон марки «Samsung» стоимостью 5000 рублей. Архипов, незаметно для Другова поднял сотовый телефон и положил его к себе в карман брюк. С похищенным сотовым телефоном Архипов с места происшествия скрылся. В дальнейшем Архипов продал сотовый телефон неустановленным лицам. Охарактеризуйте объективную сторону преступления, совершенного Архиповым. Гульдин, находясь в состоянии алкогольного опьянения, устроил ссору со своими родителями, в ходе которой из личных неприязненных отношений несколько раз ударил Гульдину кулаком, причинив ей физическую боль. Признаки объективной стороны какого состава преступления содержатся в поведении Гульдина? Определите момент окончания преступления. Антропов, Костров, Волков и Каримов организовали устойчивую преступную группу и под угрозой применения насилия и уничтожения имущества, демонстрируя пистолет системы Макарова, требовали деньги с ряда руководителей крупных универсамов Екатеринбурга. Боясь осуществления угроз, руководитель одного из универсамов Трофимов снял с банковского счета 100000 рублей и передал Антропову. Охарактеризуйте объективную сторону преступлений, совершенных виновными лицами. Определите моменты окончания преступных деяний. Спасова, находясь в состоянии алкогольного опьянения, пришла к себе домой поздно вечером. В этот момент в доме находилась несовершеннолетняя дочь и ее молодой человек. Спасова, увидев свою несовершеннолетнюю дочь с молодым человеком Мухановым, спящими на диване, взяла из шкафа в руки скалку и, подойдя к спящей дочери, нанесла по различным частям ее тела не менее 15 ударов. Каковы последствия совершенного деяния?  Имеют ли они значение для квалификации действий Спасовой? Огородникова, желая отравить соседку по секции в общежитии Кошкину, с которой часто конфликтовала, приготовила раствор каустической соды и поставила его в стеклянной банке на стол (в такую же банку Кошкина обычно фильтровала водопроводную воду). Ночью, не зажигая света на кухне, Огородникова взяла банку с раствором и вылила его в чайник Кошкиной. Однако в темноте она перепутала банки и вылила чистую воду. Что значит ошибка в средствах совершения преступления? Назовите все виды ошибок в средствах совершения преступления и их влияние на решение вопроса об уголовной ответственности. Кондратов присел отдохнуть на скамейке в парке. К нему подбежала овчарка и принялась ласкаться. Кондратов решил угостить собаку бутербродом, который находился у него в пакете. Неожиданно собака выхватила у него из рук пакет и скрылась в зарослях кустарника. Через некоторое время она прибежала домой к своему хозяину Хитрову и положила пакет к его ногам. В нем помимо бутерброда был бумажник с 4 тыс. руб. Хитров оставил пакет и его содержимое себе. Дайте юридическую оценку содеянному Хитровым. Изменится ли она, если будет установлено, что Хитров специально дрессировал собаку для завладения чужими вещами? Какую роль выполняла овчарка в анализируемом эпизоде? ОПК-2 ПК-5, 6, 15,16
5. Тема №5: Квалификация по субъективным признакам преступлении. Задержанного за разбойное нападение Мишина доставили в РОВД. Допрашивающий его сотрудник полиции Носов начал бить Мишина. В ответ на это последний схватил стоявший на столе письменный прибор из камня и ударил Носова по голове, причинив ему повреждение костей свода черепа. Благодаря своевременному медицинскому вмешательству пострадавший остался жив. Установите обязательные и факультативные признаки субъективной стороны преступления, совершенного Мишиным. Батурину осудили по п. «д» ч.2 ст.126 УК РФ за похищение пятимесячного ребенка Васильевой, оставленного последней в коляске у детской поликлиники, куда она зашла на несколько минут, чтобы поставить печать на больничном листе в регистратуре. Батурина в кассационной жалобе просила освободить ее от уголовной ответственности, так как ее поступок был вызван сообщением врача, что у нее не будет детей. Назовите особенности исследования интеллектуального момента по преступлениям с формальным составом. Укажите вид умысла по данному делу. Повлияют ли доводы Батуриной на решение вопроса об ответственности? Иванов систематически пьянствовал и издевался над членами своей семьи. Однажды придя домой в нетрезвом состоянии, он начал избивать младшего сына. Старший сын схватил лежавший на полу молоток и двумя ударами по голове убил отца. Определите характер умысла виновного. Какое значение он имеет для квалификации преступления? Заведующий учебно-консультативным пунктом вуза Пикуль и бухгалтер Казакова перечислили тресту предприятий общественного питания 64 тыс.руб. в качестве дотации на питание студентов, приезжающих на экзаменационную сессию. На самом деле указанные средства были израсходованы на устройство двух банкетов для сотрудников УКП и приглашенных лиц по случаю окончания учебного года и выпуска молодых специалистов. Пикуль и Казакова были привлечены к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями. Дайте юридический анализ действий указанных лиц. Раскройте субъективные признаки состава злоупотребления должностными полномочиями. Директор строительной организации Васин оплатил туристическую путевку, гостиничные услуги заместителю директора нефтеперерабатывающего предприятия Лазареву за то, чтобы его родственника Кругликова приняли на работу начальником одного из производственных цехов. После приезда из отпуска Лазарев узнал, что руководителем предприятия Семеновым на вакантное место начальника цеха был принят Шишкин. Тогда Лазарев предпринял все возможные меры, чтобы Шишкина уволили и на эту должность назначили Кругликова. Решите вопрос об уголовной ответственности виновных. ОПК-1 ПК-6, 15, 16
6. Тема №6: Квалификация неоконченной преступной деятельности. Самойлов и Молчанов с целью хищения ценностей из контейнера на площадке железнодорожного вагона, взломали контейнер и вынесли из него несколько коробок. Вскрыв их, они обнаружили там ненужные для них вещи и бросили их в 200 метрах от железнодорожной станции. Какова стадия совершённого преступления? Работник предприятия по обработке алмазов Никитин перед уходом с работы положил себе в рот алмаз стоимостью 40 тыс. руб. На проходной предприятия хищение было обнаружено. На какой стадии данное преступление было пресечено? Бревнов, Санадеев и Трошкин создали группу для осуществления нападений на граждан и организации, что должно было стать для них главным источником существования. В этой связи они приобрели у Лупандина незаконно хранившиеся у него три пистолета, провели тренировки будущих нападений, разработали стратегию и планы преступной деятельности, устав их объединения, текст присяги. Есть ли основания для признания такого рода деятельности в качестве оконченного преступления? Как отражается конструкция состава преступления на моменте признания его оконченным деянием? У Лыбастова сложились неприязненные отношения с Пивоваровым. С целью мести Лыбастов решил сжечь дачу Пивоваровых. Ночью он подошел к дачному дому и поджег его. Неожиданно из дома раздался лай собаки, закрытой хозяевами. Лыбастову стало жалко известного ему пса Полкана, вследствие чего он сорвал с себя куртку и затушил пламя. Как оценить поведение Лыбастова? Возможен ли добровольный отказ на стадии оконченного покушения на преступление? Митин по мотиву мести решил убить Наумову, отказавшуюся сожительствовать с ним. Увидев ее на улице, он выстрелил в нее из ружья, но попал в Исаева, который шел рядом. Какой вид ошибки имеется в данном случае? Как он повлияет на квалификацию действий виновного? Уколов по мотиву мести задумал убить своего знакомого Фитова, проживающего с семьей на хуторе, Ночью предварительно подперев двери дома Фитова снаружи, он поджег его. В результате пожара и полученных ожогов Уколов погиб. В ночь преступления в доме не было никого из членов семьи. Имеется ли ошибка в действиях виновного и повлияет ли она на квалификацию преступления? Аронов, желая убить Южина из ревности, в течение нескольких дней преследовал его, выбирая для убийства удобный момент. И однажды, находясь в непосредственной близости от Южина, выстрелил ему в грудь. Южин упал и стал просить Аронова о пощаде. Аронов не сделал очередного выстрела, хотя в пистолете было ещё несколько патронов. Потерпевшему была оказана срочная медицинская помощь. Его жизнь была спасена, но по заключению медицинской экспертизы, здоровью потерпевшего был причинён тяжкий вред. Дайте уголовно-правовую оценку содеянному с учётом учения о стадиях преступления. Ознакомьтесь со ст. ст. 105 и 111 УК РФ. ОПК-1 ПК-5, 6, 16
7. Тема №7: Квалификация преступлений, совершенных в соучастии. Зимина, зная, что у соседа Макарова имеется японский видеомагнитофон, а семья его отдыхает на даче, предложила 10-летнему сыну проникнуть через форточку в квартиру Макарова и похитить видеомагнитофон. После того, как видеомагнитофон был похищен, Зимина продала его на рынке Павлову, а деньги израсходовала на свои нужды. Совершена ли данная кража группой лиц по предварительному сговору? Четвериков, Цивин, Кожушко сидели в ресторане. К ним за стол без разрешения сел Копанев, включившийся в общую беседу, во время которой стал упрекать Четверикова в незнании литературы, а затем стал приставать к Четверикову и ударил его. В это время Цивин схватил стул и с силой ударил им Копанева по голове, а когда последний от удара стулом зашатался, то подбежавший Кожушко нанес ему кулаком два удара в подбородок. Копанев упал. Через два дня он умер в больнице. По заключению экспертизы причиной смерти стали повреждения основания свода черепа, причиненные ударом стула по голове, а повреждения от ударов кулаком относились к разряду легкого вреда здоровью. Являются ли Цивин и Кожушко соучастниками? Каковы основания признания или непризнания их соучастниками? Дронов и Орехов, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения, на почве неприязненных отношений избили руками и ногами Верина, причинив ему телесные повреждения, повлекшие за собой смерть потерпевшего. Как оценить поведение Дронова и Орехова? Возможно ли соучастие в преступлении с двумя формами вины? Кузнецов обратился к своему приятелю Лукину с просьбой дать ему на несколько часов охотничье ружье. Кузнецов мотивировал свою просьбу тем, что он подозревает у своей соба-ки бешенство и поэтому решил ее убить. Воспользовавшись ружьем, Кузнецов в тот же день убил по мотиву ревности свою жену. Можно ли признать Лукина соучастником совершенного убийства? Какую форму вины предполагает соучастие. Шкуратов, узнав о болезни Самарина – знакомого сторожа поселкового магазина, решил совершить кражу. Поздно ночью он проник в магазин и обнаружил там своего приятеля - неоднократно судимого Крюкова с наполненным различными товарами мешком. Шкуратов поприветствовал Крюкова и начал набивать в рюкзак различные ценные вещи, а Крюков покинул магазин. Оба преступника через день были задержаны и осуждены по п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ за совершение кражи в соучастии. С позиций учения о соучастии дайте оценку приговору суда. В чем выражаются объективные признаки соучастия? ОПК-2 ПК-6, 15, 16
8. Тема №8:Квалификация при множественности преступлений. Щербаков, воспользовавшись тем, что сторож магазина на некоторое время ушел домой, проник в магазин и украл оттуда несколько товаров на крупную сумму. При выходе из магазина преступник столкнулся в дверях с вернувшимся сторожем, нанес ему палкой удар по голове, причинив тяжкий вред здоровью, и скрылся с похищенным. Можно ли данное преступление рассмотреть как единичное? В чем его специфика? Трепнев распивал спиртные напитки совместно с Завьяловым. Во время застолья между ними возникла ссора, завершившаяся обоюдными побоями. В результате Трепнев разбил бутылкой голову Завьялова, причинив его здоровью тяжкий вред. После этого он вытащил из кармана потерпевшего бумажник с деньгами и скрылся. Как оценить поведение Трепнева? Есть ли в его поведении признаки множественности преступлений?  За убийство, сопряженное с разбоем (ч. 2 ст. 105 УК РФ), Савельев был осужден на тринадцать лет лишения свободы. Через пять лет после отбытия наказания он умышленно причинил тяжкий вред здоровью, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ). Какой вид рецидива преступлений имеется в действиях Савельева? Анциферов, намереваясь расправиться со своими обидчиками Ивашкиным и Лосевым, которые накануне жестоко его избили за неуплату карточного долга, взял двуствольное ружье и пошел к дому, где они проживали. Завидев возвращавшихся домой Ивашкина и Лосева, он одновременно выстрелил из двух стволов и убил обоих. Имеется ли множественность преступлений в действиях Анциферова? Шумаков пришел в гости к своему знакомому Кривцову. После распития спиртных напитков хозяин квартиры уснул. Шумаков решил похитить мужскую дубленку, норковую шубу и шапку, висевшие в прихожей. Уложив указанные вещи в спортивную сумку, он принес их к себе домой. После этого, вспомнив, что дверь квартиры Кривцова осталась открытой, Шумаков решил вернуться и продолжить хищение, но при выходе из квартиры с похищенными вещами был задержан работниками полиции, которых вызвали соседи Кривцова. Определите, совершил Шумаков одну или две кражи? Совершеннолетний Субботин подговорил 13-летнего Гумерова изнасиловать несовершеннолетнюю Симакову. Они обманным путем завели ее в сарай, где, применив насилие, поочередно совершили с Симаковой половой акт Ознакомьтесь со ст. 131 УК РФ и решите вопрос об уголовной ответственности Субботина и Гумерова. Как следует квалифицировать содеянное Субботиным: 1) руководствуясь законодательным определением соучастия; 2) руководствуясь соответствующим разъяснением ё*Пленума Верховного Суда РФ? ОПК-1, 2 ПК-5, 6, 15

2. Критерии оценивания:

Критерии Баллы
Ответ на вопросы задачи дан правильно; объяснение хода её решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в том числе из лекционного курса); ответы на дополнительные вопросы верные, чёткие 2,1 -3
Ответ на вопросы задачи дан правильно; объяснение хода её решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании (в том числе из лекционного материала); ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно чёткие 1,1 - 2
Ответы на вопросы задачи даны правильно, объяснение хода ее решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием (в том числе лекционным материалом); ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях 0,1 - 1
Ответы на вопросы задачи даны неправильно, объяснение хода её решения дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования; ответы на дополнительные вопросы неправильные (отсутствуют) 0

 

3. Инструкция и/или методические рекомендации по выполнению

Решение задач как форма самостоятельной работы студента, показывает уровень освоения им основных положение изучаемой темы и дисциплины в целом, а также степень готовности к практической профессиональной работе.

Задачи по дисциплине «Теоретические основы квалификации преступлений» состоят из фабул уголовных дел, где студентам необходимо ответить на поставленные вопросы, вытекающие из содержания фабулы.

Прежде чем приступить к решению задачи, студенту необходимо повторить лекционный материал, ознакомиться с содержанием рекомендуемой литературы по изучаемой теме, после чего можно приступить к проверке усвоения полученных знаний.

Решение задач необходимо проводить в письменной форме в виде заключения, которое подлежит проверке преподавателем, а в случае необходимости и обсуждению.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра уголовного права

 

Тестовые задания

по дисциплине «Теоретические основы квалификации преступлений»

1. Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством (наименование, код):

общепрофессиональные (ОПК):

способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);

способностью работать на благо общества и государства (ОПК-2).

профессиональные (ПК):

правоприменительная деятельность:

способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

экспертно-консультационная деятельность:

способностью толковать нормативные правовые акты (ПК-15);

способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

 

№ п/п Перечень тестовых заданий Код компетенции (части) компетенции
1. Тема №1: Понятие и значение квалификации преступлений 1. ### преступлений представляет собой процесс установления точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками конкретного состава преступления   2. По ### квалификация преступлений делится на официальную и неофициальную   3. К полуофициальной (смешанной) квалификации относятся а: обвинительное заключение б: обвинительный акт в: комментарий к УК РФ г: Постановление Пленума ВС РФ   4. Легальное определение преступления дано в ст. … УК РФ   5. Юридической основой квалификации преступления является ###   6. Квалификация преступлений – это а: отнесение некоторого явления по его качественным характеристикам к какому-либо разряду, виду, категории б: установление наличия причинной связи между совершенным деянием и наступлением общественно опасных последствий в: установление в совершенном деянии признаков соответствующего состава преступления г: применение наказания к лицу, совершившему деяние, признаваемое уголовным законом в качестве преступления   7.### квалификация – это квалификация, осуществляемая по первичной информации (при устных и письменных сообщениях, рассмотрении заявлений и жалоб, на стадии возбуждения уголовного дела)   8. Предположение, которое считается истинным до тех пор, пока ложность такого предположения не будет бесспорно доказана ###   9. ### квалификация – это квалификация, осуществляемая на предварительном следствии (при предъявлении обвинения, назначении дела к рассмотрению и т.п.)   10. Соответствие между видами квалификации и их содержанием а: квалификация по отдельным признакам состава преступления б: квалификация по признакам состава в: квалификация отдельных преступлений г: квалификация групп преступлений д: раздельная юридическая оценка по элементам и признакам состава (объекту, объективной стороне, субъекту и т.п.) е: оценка всех составных частей преступления в целом, в их единстве ж: рассмотрение индивидуального акта поведения и сопоставление его с признаками конкретного состава преступления з: оценка группы сходных индивидуальных актов. ОПК-1, 2 ПК-5, 6
2. Тема №2: Процесс квалификации преступлений 1. Виды конкуренции уголовно-правовых норм а: конкуренция общих норм и обстоятельств б: конкуренция общей и специальной нормы в: конкуренция норм с отягчающими обстоятельствами г: конкуренция части и целого   2.При конкуренции общей нормой признается норма, которая а: описывает более широкий круг случаев (преступных действий) подпадающих под нее б: содержит дополнительные признаки в: охватывает более узкий круг преступных деяний г: исключает преступность деяния в силу отсутствия состава преступления   3. При конкуренции специальной нормой признается норма, которая а: описывает более широкий круг случаев (преступных деяний) подпадающих под нее б: содержит дополнительные признаки в: охватывает более узкий круг преступных деяний г: исключает преступность деяния в силу отсутствия состава преступления   4. ###уголовно-правовых норм – это случаи, когда одно и то же деяние регулируется двумя нормами уголовного законодательства, из которых подлежит применению только одна   5. Квалификация преступления является ### этапом применения норм уголовного закона при расследовании конкретного преступления   6. Обусловленность квалификации фактическими обстоятельствами совершения преступления и их действительным юридическим значением составляет содержание принципа а: точности б: объективности в: законности г: истинности   7. Мыслительная логическая деятельность правоприменителя, квалифицирующего преступление, на пути к решению конечной задачи (цели) проходит несколько этапов, совокупность которых называется ### квалификации (ПК-6)   8.: Грабеж отличается от кражи а: предметом преступного посягательства б: способом завладения имуществом в: моментом окончания г: формой вины   9. Преступление, предусмотренное ст.15б УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»), является а: продолжаемым б: длящимся в: составным г: простым   10. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследования (ст. 295 УК РФ) считается оконченным с момента а: покушения на убийство указанных лиц б: приискания орудий, соучастников и пр. для совершения убийства указанных лиц в: убийства указанных лиц г: возникновения умысла на совершение убийства указанных лиц. ОПК-1, 2 ПК-15, 16
3. Тема №3: Состав преступления – юридическая основа квалификации 1. Состав преступления – это а: характеристика преступного поведения б: совокупность объективных и субъективных признаков, которые характеризуют деяние как преступление в: совокупность преступных деяний г: совокупность признаков преступления   2. Состав преступления, который исчерпывается осуществление определенных действий, является а: материальным б: формальным в: усеченным г: основным   3. Значение состава преступления  а: указывает на невиновность б: служит целям квалификации преступления в: дает абстрагированное понятие о преступлении г: является основанием уголовной ответственности   4. Факультативные признаки состава преступления а: общественно опасное деяние б:способ совершения преступления в:мотивы и цели преступления г: физическое лицо, характеризующееся вменяемостью, возрастом, с которого наступает уголовная ответственность   5.: Соответствие между элементами состава преступления и их признаками а: объект преступления б: объективная сторона преступления в: субъект преступления г: субъективная сторона преступления д: потерпевший, предмет преступления е: средства и орудия совершения преступления ж: вменяемость, возраст уголовной ответственности з: мотив, цель   6. Состав разбоя является а: простым б: сложным в: материальным г: усеченным   7. Преступление, в котором содержится формальный состав преступления а: кража б: оставление в опасности в: доведение до самоубийства г: убийство   8: ### состава преступления - это обобщенные, юридически значимые свойства (черты, особенности) преступлений определенного вида   9. Составы преступлений по степени общественной опасности а: привилегированный б: общепринятый в: основной г: факультативный 10. Обязательные признаки состава преступления а: общественные отношения, на которые посягает преступление б: вина в форме умысла или неосторожности в: время совершения преступления г: возраст потерпевшего. ОПК-1 ПК-5,15
4. Тема №4: Квалификация по объективным признакам преступления 1. Совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом, является а: родовым объектом б: видовым объектом в: общим объектом г: непосредственным объектом   2. Объект преступления – это а: общественные отношения, которые охраняются уголовным законом и которым причиняется вред, либо создается угроза причинения вреда б: интересы и блага людей в: то, по поводу чего совершается преступление г: имущественные общественные отношения, охраняемые законом   3. Объект, служащий критерием для деления Особенной части Уголовного кодекса на разделы а: общий б: родовой в: видовой г: непосредственный   4: Соответствие между объектами состава преступления и их содержанием а: основной б: дополнительный в: факультативный г: непосредственный д: общественное отношение, которое при создании соответствующей нормы уголовного права специально ставилось под охрану этой нормы е: общественное отношение, которое неизбежно ставится в опасность причинения вреда при посягательстве на основной объект, но охраняемое соответствующей нормой уголовного права попутно ж: общественное отношение, которое в данной норме уголовного закона охраняется попутно, однако причинение вреда этому отношению при совершении данного преступления не обязательно. з: общественное отношение конкретного деяния, запрещённого уголовным законом   5. ### преступления - это вещь, элемент материального мира, на который осуществляется воздействие в ходе совершения преступления   6. Значение объективной стороны преступления а: ее отсутствие исключает уголовную ответственность б: ее наличие является основанием уголовной ответственности в: квалификация преступления осуществляется исключительно по признакам объективной стороны преступления г: по признакам объективной стороны проводится отграничение смежных преступлений, совпадающих по другим признакам состава 7. Теория, относящаяся к причинно-следственной связи а: тождественная б: адекватная в: конгруэнтная г: симметричная   8. К обязательным признакам объективной стороны преступления относятся а: деяние б: способ в: общественно опасные последствия г: время   9. Признаки объективной стороны, относящиеся только к факультативным а: орудия совершения преступления б: предмет преступления в: деяние г: способ совершения преступления 10. ### совершения преступления - это совокупность объективных обстоятельств, в присутствии которых осуществляется преступное деяние   11. Технические приспособления для взлома двери при краже являются ### совершения преступления (ПК-5)   12. Основной объект при совершении разбоя а: здоровье человека б: личность в: отношения собственности г: честь и достоинство   13. Преступные последствия и причинная связь являются обязательными признаками объективной стороны преступления для а: материальных составов преступления б: формальных составов преступления в: усеченных составов г: составов опасности. ОПК-2 ПК-5, 6, 15,16
5. Тема №5: Квалификация по субъективным признакам преступления 1. Признаки состава преступления, характеризующие субъективную сторону а:вина б:мотив в: субъект г: обстановка   2. Преступление с четко выраженным умыслом, направленным на причинение смерти, характеризуется … умыслом а: определенным б: неопределенным в: альтернативным г: неконкретизированным   3. Преступления, совершенные с неопределенным или альтернативным умыслом будут квалифицироваться в зависимости от а: обстоятельств дела б: мотива преступления в: фактически причиненного вреда г: способа совершения преступления   4. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, когда лицо а: осознавало, предвидело, желало б: осознавало, предвидело, не желало в: осознавало, предвидело, но сознательно допускало г: осознавало, предвидело, но относилось безразлично   5. Преступление совершено по небрежности, если лицо а: предвидело возможность наступления общественно опасных последствий б: не предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но могло и должно было предвидеть в: относилось к последствиям безразлично г: предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но не предвидело неизбежность их наступления   6. Мотивы при совершении преступления, не отягчающие наказание а: низменные мотивы б: мотивы, лишенные низменного содержания в: мотивы, закрепленные в норме Закона г: особые мотивы   7. Цель как признак субъективной стороны преступления – это а: психическое отношение лица к совершаемому им преступлению б: внутреннее побуждение лица, вызвавшее готовность совершить преступление в: мысленная модель предполагаемого результата, которого желает достичь преступник г: переживания по поводу совершенного преступления   8. Признак субъективной стороны, характеризующий убийство в состоянии аффекта а: вина б: цель в: мотив г: эмоции   9. Окончательное решение о признании лица невменяемым правомочен принимать а: прокурор б: следователь в:суд г: эксперт   10. Субъект, подлежащий уголовной ответственности, считается достигшим соответствующего возраста а: в день рождения б: начиная со следующих суток после дня рождения в: на усмотрение суда г: на усмотрение следователя   11. Возможность наступления уголовной ответственности с 14 лет обусловлена а: повышенной общественной опасностью деяния б: тяжестью содеянного преступления в: опасностью преступления г:способностью осознать социальную значимость своих действий с этого возраста 12. ### ошибка – это неверное представление лица относительно фактических обстоятельств, являющихся объективными признаками состава данного преступления и определяющих характер преступления и степень его общественной опасности (   13. Если виновный убил беременную женщину, однако не знал о ее беременности, содеянное квалифицируется, как а: простое убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ) б: покушение на простое убийство (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ) в: убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. "г" ч. 2 ст. 105 УК РФ) г: покушение на убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 2 ст. 105 УК РФ). ОПК-1 ПК-6, 15, 16
6. Тема №6: Квалификация неоконченной преступной деятельности 1. Преступник производит два выстрела из пистолета в потерпевшего с целью убить его, но не попадает. В данном случае – это а: приготовление к преступлению б: неоконченное покушение на преступление в: оконченное покушение на преступление г: оконченное преступление   2.Срок и размер наказания за покушение на преступление а: не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания б: не может превышать одну вторую максимального наказания, предусмотренного наибольшей санкцией соответствующей статьи в: не может превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания г: не может превышать одной трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания 3. Момент окончания преступления зависит от а: умысла преступника б: вида состава преступления в: причиненного вреда г: цели совершения преступления   4. При приготовлении к преступлению уголовная ответственность наступает за (ПК-6) а: приготовление к совершению любого преступления б: приготовление к тяжкому преступлению в: приготовление к особо тяжкому преступлению г: недоведение преступления до конца по не зависящим от преступника обстоятельствами   5. Лицо совершает покушение на преступление, используя заклинания и порчу. Дайте оценку действиям а: негодное покушение, влечет уголовную ответственность б: покушение с негодными средствами, уголовную ответственность не влечет на основании крайнего невежества в: покушение на негодный объект, влечет уголовную ответственность в зависимости от тяжести причиненного вреда г: покушение с негодными средствами, влечет уголовную ответственность в зависимости от тяжести причиненного вреда   6. Если виновное лицо стреляет в труп, считая, что стреляет в живого человека с целью его убийства, то деяние квалифицируется как а: оконченное преступление б: неоконченное преступление в: покушение на преступление г: приготовление к преступлению   7. Приготовление к преступлению осуществляется с ### умыслом   8 Срок и размер наказания за приготовление к преступлению а: не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания б: не может превышать одну вторую максимального наказания, предусмотренного наибольшей санкцией соответствующей статьи в: не может превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания г: не может превышать одной трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания   9. Условия добровольного отказа от преступления а: окончательность отказа б: возможность довести преступление до конца в: страх уголовной ответственности г: добровольность отказа   10. Добровольный отказ от преступления возможен а: на любой стадии совершения преступления б: только на стадии неоконченного преступления в: только на стадии оконченного преступления г: только после совершения преступления. ОПК-1 ПК-5, 6, 16
7. Тема №7: Квалификация преступлений, совершенных в соучастии 1. Эксцесс исполнителя – это: а: отказ исполнителя от совершения преступления на стадии оконченного покушения б: отказ исполнителя от совершения преступления на стадии неоконченного покушения в: отказ исполнителя от совершения преступления на стадии приготовления г: совершение исполнителем преступления, не охватывающегося умыслом других соучастников   2. Признаками соучастия в преступлении являются а: участие в совершении преступления 2-х и более лиц б: совместность действий нескольких лиц в: умышленное совместное участие в совершении умышленного преступления 2-х и более лиц г: совершение двумя и более лицами одного умышленного преступления   3. Направленность действий соучастников преступления на выполнение общего, единого для всех соучастников преступления, образует признак ###   4. ### соучастия – это юридически значимая разновидность соучастия, выделяемая на основе субъективно-объективного критерия, которым является характер связи соучастников в совершаемом деянии 5. Простое соучастие без разделения ролей представляет собой ###.   6. Лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления ###.   7. ### к преступлению - деятельность, связанная с преступлением, но не содействующая ему.   8. Уголовная ответственность соучастников определяется а: характером и степенью фактического участия в совершении преступления б: причинной связью и размером вредных последствий совершенного преступления в: предварительным сговором о совместном совершении преступления г: формой соучастия   9. Множественность субъектов, способных нести уголовную ответственность при соучастии, предусматривает а: минимум два лица б: Более двух лиц в: Не менее трех лиц г: более трех лиц. ОПК-2 ПК-6, 15, 16
8. Тема №8: Квалификация при множественности преступлений 1. Видами множественности преступлений являются а: совокупность б: неоднократность в: повторность г: рецидив   2. При назначении более строгого наказания, чем предусмотрено конкретной статьей Особенной части УК РФ, за совершение нескольких преступлений учитывается (ПК-6) а: учитываются категории совершенных преступлений б: учитывается способ совершения преступления в: учитываются мотив и цель г: учитывается форма множественности преступлений 3. Совокупность преступлений делится на ### и реальную.   4. Соответствие между видами единичного сложного преступления и их содержанием а: составные б: длящиеся в: продолжаемые г: многообъектные д: деяния, слагаемые из двух или более действий (актов бездействия), каждое из которых предусмотрено УК в качестве самостоятельного преступления е: действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой уголовного преследования ж: складываются из ряда тождественных преступных действий, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление з: посягательство осуществляется на два или более объекта   5. Множественность преступлений имеет уголовно-правовое значение для а: толкования уголовного закона б: формулирования общей дефиниции преступления в: назначения наказания лицу, совершившему несколько преступлений г: признания лица невиновным   6. ### совокупность преступлений – это совершение лицом разновременно двух или более деяний, предусмотренных Уголовном кодексом, в результате различных самостоятельных деяний, ни за одно из которых лицо не привлекалось к уголовной ответственности   7. Рецидив преступлений признается особо опасным, при совершении лицом а: тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы б: тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы в: тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено за тяжкое преступление к реальному лишению свободы г: особо тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за тяжкое преступление или ранее осуждалось за особо тяжкое преступление   8. При признании рецидива преступлений не учитываются а: судимости за умышленные преступления небольшой тяжести б: судимости за умышленные преступлений средней тяжести в: судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до шестнадцати лет г: судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет   9. Срок наказания при любом виде рецидива преступлений не может быть менее … части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление а: одной третьей б: одной второй в: двух третей г: трех четвертей   10. Окончательное наказание при совокупности преступлений не может превышать более чем … максимальный срок или размер наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений а: на одну треть б: наполовину в: на две трети г: на одну четвертую. ОПК-1, 2 ПК-5, 6, 15

 

 

2. Критерии оценивания:

Критерии Баллы
Правильных ответов от 90 до 100% 4,1 -5
Правильных ответов от 70 до 89% 3,1 - 4
Правильных ответов от 50 до 69% 2,1 - 3
Правильных ответов от 40 до 49% 1,1 - 2
Правильных ответов от 25 до 39% 0,1 - 1

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра уголовного права

 

Темы докладов

по дисциплине «Теоретические основы квалификации преступлений»

1. Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством (наименование, код):

общепрофессиональные (ОПК):

способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);

способностью работать на благо общества и государства (ОПК-2).

профессиональные (ПК):

правоприменительная деятельность:

способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

экспертно-консультационная деятельность:

способностью толковать нормативные правовые акты (ПК-15);

способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

 

2. Перечень тем докладов

№ п/п Тема Код части компетенции
1 Общеуголовные правила квалификации преступлений. ОПК-1, 2 ПК-5, 6
2 Законы логики в квалификации преступлений. ОПК-1, 2 ПК-5, 6
3 Ошибки при квалификации непреступных деяний. ОПК-1, 2 ПК-5, 6
4 Предупреждение квалификационных ошибок. ОПК-1, 2 ПК-5, 6
5 Уголовно-процессуальный аспект квалификации. ОПК-1, 2 ПК-15, 16
6 Проблемы применения бланкетных норм УК РФ. ОПК-1, 2 ПК-15, 16
7 Проблемы использования оценочных понятий при конструировании уголовно-правовых норм. ОПК-1, 2 ПК-15, 16
8 Квалификация преступлений по общим и специальным нормам. ОПК-1, 2 ПК-15, 16
9 Роль состава преступления в процессе квалификации преступлений. ОПК-1 ПК-5,15
10 Постоянные и переменные признаки состава преступления. ОПК-1 ПК-5,15
11 Необходимые и факультативные признаки состава преступления. ОПК-1 ПК-5,15
12 Позитивные и негативные признаки состава преступления. ОПК-1 ПК-5,15
13 Квалификация преступлений, граничащих с малозначительными деяниями. ОПК-1 ПК-5,15
14 Ошибки при квалификации по объекту и предмету преступления. ОПК-2 ПК-5, 6, 15,16
15 Особенности квалификации преступлений в зависимости от вида деяния. ОПК-2 ПК-5, 6, 15,16
16 Роль последствий в квалификации преступлений. ОПК-2 ПК-5, 6, 15,16
17 Специфика квалификации преступлений в зависимости от вида причинной связи. ОПК-2 ПК-5, 6, 15,16
18 Субъективная ошибка и квалификация преступлений. ОПК-1 ПК-6, 15, 16
19 Соблюдение принципа вины при квалификации преступлений. ОПК-1 ПК-6, 15, 16
20 Применение нормы об ограниченной вменяемости. ОПК-1 ПК-6, 15, 16
21 Ошибки при квалификации по субъекту преступления. ОПК-1 ПК-6, 15, 16
22 Позиция Верховного Суда РФ относительно момента окончания конкретных видов преступлений. ОПК-1 ПК-5, 6, 16
23 Проблемы квалификации приготовления к преступлению. ОПК-1 ПК-5, 6, 16
26 Правила квалификации различных видов покушения на преступление. ОПК-1 ПК-5, 6, 16
27 Добровольный отказ от преступления: проблемы уголовно-правовой оценки. ОПК-1 ПК-5, 6, 16
28 Особенности квалификации действий соучастников в зависимости от выполняемой в преступлении роли. ОПК-2 ПК-6, 15, 16
29 Влияние формы соучастия на квалификацию преступления ОПК-2 ПК-6, 15, 16
30 Позиция Верховного Суда РФ относительно содержания понятий «группа лиц по предварительному сговору» и «организованная группа». ОПК-2 ПК-6, 15, 16
31 Особенности квалификации случаев соучастия со специальным субъектом. ОПК-2 ПК-6, 15, 16
32 Проблемы квалификации множественности преступлений. ОПК-1, 2 ПК-5, 6, 15
33 Уголовно-правовая квалификация совокупности преступлений. ОПК-1, 2 ПК-5, 6, 15
34 Правовая позиция Верховного Суда РФ, занятая им в отношении квалификации «сопряженных» преступлений. ОПК-1, 2 ПК-5, 6, 15

 

3. Критерии оценивания:

Критерии Баллы
Содержание доклада соответствует заявленной теме и в полной мере её раскрывает; тема раскрыта полностью; представлен обоснованный объём информации; изложение материала логично, доступно 1,1 - 2
Содержание доклада лишь частично соответствует заявленной теме; раскрыта малая часть темы; поиск информации проведён поверхностно; в изложении материала отсутствует логика, доступность 0,1 - 1
Содержание доклада не соответствует заявленной теме; тема не раскрыта 0

 

4. Методические рекомендации по написанию:

Доклад представляет собой продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.

Доклад требует 1) обязательного ознакомления с первоисточниками; 2) представления результатов подобного ознакомления в устной (публичной) и (или) письменной форме. Специфика доклада как формы самостоятельной работы в вузе предполагает представление письменного текста в качестве обязательной и публичного доклада как дополнительной опции.

Значение доклада как формы контролируемой учебной работы двояко: с одной стороны, чтение первоисточников расширяет теоретические знания студентов; с другой – в ходе анализа литературы вырабатывается навык письменного изложения материала, а публичная защита (при ее наличии) – навыки ораторского мастерства.

Обучение в высшем учебном заведении предполагает не только «поглощение» информации, представляемой преподавателем в переработанном виде в ходе лекционных занятий, но и самостоятельное чтение ключевых теоретических текстов. Доклад – именно тот вид работ, которая позволяет сделать видимым для самого себя и других (преподавателя, которых проводит проверку, или группы, перед которой доклад представляется публично)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: