Две линии развития ВПФ: биологическая и культурно историческая

Л.С. Выготский приходит к выводу, что в процессе онтогенеза происходит развитие качественно новых психологических структур — высших психических функций, составляющих специфику человеческой психики. Это развитие включает в себя как бы две линии: созревание нервных аппаратов, которые представляют собой органическую (натуральную) основу всякого психического процесса, и функциональное (культурное) развитие, являющееся результатом усвоения индивидом культурных достижений общества.

Отношение к среде

  По Л.С. Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. Л.С. Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка. (сначала социализация потом индивидуализация)

Присвоение культурного опыта.

Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития ‑ обучение.

Обучение не равно развитию.

  Важно отметить, что развитие и обучение ‑ разные процессы. По словам Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. Методом двойной стимуляции Л.С. Выготским и его учениками было установлено, что первоначально элементарные психические функции, опосредствуясь в процессе деятельности и общения людей социально выработанной системой знаков, изменяют свое содержание и строение: они «интеллектуализируются» и «волюнтаризируются», т.е. вступают в определенные отношения с мышлением и становятся управляемыми. Изучение им этих сложных психологических структур показало, что, формируясь в процессе совместной деятельности людей, они затем как бы вращиваются (интериоризируются), становятся достоянием человека. Иными словами, высшие психические функции представляют собой ту психологическую реальность, которая составляет неотъемлемую сущность человека, являясь содержанием его жизни, регулятором поведения, той внутренней средой, через которую преломляются все внешние воздействия. В результате этого возникающие в процессе онтогенеза психологические новообразования сами начинают выступать в качестве факторов дальнейшего психического развития.

Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть возникает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития. Они вначале возможны для ребенка только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами. Затем, пронизывая весь внутренний ход развития, они становятся достоянием самого ребенка.

Л.С. Выготский осуществил экспериментальные исследования отношений между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития.

Влияние деятельности. Дальнейшие условияразвития

Условия развития позднее более подробно были описаны А.Н. Леонтьевым. Это морфо-физиологические особенности мозга и общение. Эти условия должны быть приведены в действие деятельностью субъекта. Деятельность возникает в ответ на потребность. Потребности также не появляются врожденными, они формируются, причем первая потребность ‑ потребность в общении со взрослым. На ее основе младенец вступает в практическое общение с людьми, которое позднее осуществляется через предметы и через речь.

Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал Л.С. Выготский, уже продукт исторического развития человечества. Превращение природного материала в историческую форму есть всегда процесс сложного изменения самого типа развития, а отнюдь не простого органического созревания. Следовательно, формой развития ребенка является присвоение культурно-исторического опыта поведения.

Как считал Л.С. Выготский, специфика развития ребенка не подчиняется действию биологических законов, а подчиняется действию общественно-исторических законов. Все современные Выготскому теории детского развития трактовали этот процесс с биологизаторской точки зрения. С точки зрения самого Л.С. Выготского, все теории описывали ход детского развития как процесс перехода от индивидуального к социальному. Поэтому центральной проблемой всей без исключения зарубежной психологии до сих пор остается проблема социализации, проблема перехода от биологического существования к социализованной личности.

Идея целостного подхода привела Л.С. Выготского к введению понятия социальной ситуации развития. И ответ на вопрос о своеобразии психического развития и отличительных чертах каждого возраста он предлагал решать в ходе анализа этой особой единицы. Она представляет собой соотношения внешних и внутренних условий, определяющих возрастные и индивидуальные особенности ребенка. В этом смысле он существенно изменил понимание среды как фактора психического развития.



Общая характеристика кризисов развития. Значение кризисов в психическом развитии ребенка.

ПОНОМАРЕВА:  Значение кризисов в психическом развитии ребенка. - все подходы рассказывать?

Ответ: Можете сделать обзор при подготовке. Сказать при ответе, что понимание кризиса. Рассказать о КИП, хорошо, если его знаете, отношение Выготского к кризису развития, какую конструктивную роль в кризисе он видел, как это описывается. По другим подходам – периодизация Э. Эриксона, психоаналитическую теорию присоединить- основные. При подготовке набросать тезисно все подходы. При ответе сказать о разных пониманиях кризиса, далее – или по просьбе комиссии расказать об отношении к кризису в одном из подходов, или рассказать о всех понемногу. Главное – определения кризисов развития, взгляды разных школ на кризис, кто не придавал им значение, кто больше об этом говорил. Стоит уделить внимание КИП, как Выготский и его последователи понимали кризис и какие кризисы они описывали. Мы берем периодизацию и смотрим все кризисы. Также можно посмотреть у Эриксона. Это основные. Если будете ориентироваться везде понемногу – то это отлично и улучшит ваше положение.

Если мы говорим об основных понятиях бихевиоризма: обязательно рассказать об Уотсоне, Скиннере, про их теорию и их эксперименты и исследования, которые они проводили и про тот вклад, который они внесли.

Если говорим про классический психоанализ, то важно осветить прежде всего теорию Фрейда, мы говорим про его вклад в теорию развития, про то, что это двухфакторная теория развития. Если вы помните, то вначале были те, кто выступал за движущие силы в виде наследственности, и в виде среды. В конечном итоге появляется теореия, что и то, и другое, точнее – их соотношение. И Фрейд – яркий представитель. Вы говорите о том, какой вклад вносит Фрейд своей теорией, о том, как он видит развитие и какая движущая сила в понимании Фрейда, вы говорите про либидо, про детскую инфантильную сексуальность, как она развивается. И соответственно – стадии психо-сексуального развития и задачи каждой стадии. Это – про классический психоанализ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: