Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только если действие вызывает яркие положительные эмоции

«Впитывая» в себя радостные переживания, связанные с другими мотивами, предмет действия (его цель) сам приобретает положительный эмоциональный заряд и становится побудителем новой деятельности. При развитии деятельности развивается психика ребенка.

 



Роль общения в психическом развитии ребенка.

ПОНОМАРЕВА:  Можете сказать в принципе про общение, кто занимался данной темой, сказать обязательно, что это необходимый фактор развития, привести примеры, что бывает, если ребенок растет без общения (дети маугли, которые росли без людей и в 6-7 лет так и не могли социализироваться. Даете определение, говорите про основные теоретические подходы и отметить обязательно, что это очень важный фактор псих развития, без которого псих развитие сильно может нарушаться.

Рекомендую указать про роль общения на каждом этапе псих развития ребенка мы будем наблюдать общение ребенка с социумом, в младенчестве роль общении прежде всего с мамой, когда появляется социализация (в 3 года), и дальше выход в школу и далее…

---

Значение общения в психическом развитии ребенка доказывается следующими фактами:

 - влиянием дефицита общения или социальной депривации на
развитие ребенка; Исследования показали, что дефицит общения особенно в первые месяцы жизни ребенкаэтот период сказываются отрицательно на его психическом развитии. Так после второй мировой войны в психологию вошло понятие “госпитализм”, с помощью которого описывали психическое развитие детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. Во многих работах указывается, что в условиях госпитализма страдает предречевое и речевое развитие, разлука с матерью сказывается на развитии познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка.

 - воспитанием детей животными: нет человеческого общения —
нет развития. Дети маугли.

- воспитанием слепоглухонемых детей. Если такой ребенок остается вне специальной системы воспитания, то даже при условии сохранного интеллекта ему грозит глубокая умственная отсталость.

М. И. Лисина в своих работах рассматривала функции, структуру и закономерности развития общения ребенка. Общение как коммуникативная деятельность выполняет следующие функции: передача культурного опыта; организация совместной деятельности; формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга и самопознание.



Структура общения включает: предмет — другой человек, партнер по общению; потребность в общении, стремление к познанию и оценке других людей, а через них — к самопознанию и самооценке; мотивы; действия — инициативные акты и ответные действия; задачи или цели; средства (вербальные, мимические, предметные); продукты (образования материального и духовного характера).

Возрастные стадии развития и общения

Для каждой возрастной стадии характерна своя специфическая форма общения, критериями для выделения которой выступают: время возникновения, место в системе жизнедеятельности ребенка, потребности, мотивы и средства общения.

Таким образом, М. И. Лисина обозначила периодизацию общения, имеющего место быть в детском (от рождения до семи лет) возрасте. Она выделила следующие основные формы общения:

1- ситуативно-личностное (2-6 месяцев),

общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;

· содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;

· основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений и поз.

 2-ситуативно-деловое (6 месяцев- 3 года), До года средства общения преимущественно предметно-действенные, после
года — вербальные; общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей;

содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;

ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослым;

3- внеситуативно-познавательное (3-5 лет), ведущей потребностью которого является потребность в уважительном отношении взрослого. Реализует
познавательные мотивы. Используются вербальные средства, где
преобладают вопросы «Почему?», «Зачем?»;

 4 -внеситуативно-личностное (5-7 лет), Мотив общения —
установление межличностных отношений с партнером. Средства
общения вербальные.

· внеситуативно-личностное общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности;

· содержанием потребности детей в общении является их потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и оценок ребенка со взглядами старших служит для детей критерием правильности этих оценок;

· среди мотивов общения ведущее место занимают личностные, олицетворенные во взрослом как субъекте, имеющем свои особые моральные качества, нравственные достоинства, всестороннюю богатую индивидуальность;

Есть данные о том, что также важно общение с ребенком в пренатальном периоде, когда ребенок еще не родился. Важна эмоциональная составляющая, а также сам голос матери или другие звуки, которые воспринимает еще неродившийся ребенок. Проводились многочисленные опыты, которые показывали, что голос или звуки которые слышал ребенок находясь в утробе матери благоприятно и успокаивающе действовали на человека во взрослом возрасте.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: