Распределение тепла, выделяющегося при сгорании топлива в двигателе, на полезную работу и на различные тепловые потери без учета теплопередачи внутри самого двигателя называют внешним тепловым балансом. Следует различать абсолютный тепловой баланс, и удельный тепловой баланс,
Абсолютный тепловой баланс
Абсолютный тепловой баланс обычно записывают следующим образом:
QТ = Qe + Qохл + Qгф + Qгх + Qнб | (10.29) |
где
Qт - общее количество тепла (располагаемое количество тепла);
Qe - тепло, эквивалентное эффективной работе двигателя (полезно использованное тепло);
Qохл - потери тепла в охлаждающую среду;
Qг ф - потери тепла с отработавшими газами;
Qгх - потери тепла, обусловленные химической неполадкой сгорания топлива;
Qнб - остаточный член теплового баланса («небаланс»), т. е. потери тепла, учитывающие остальные составляющие теплового баланса.
Удельный тепловой баланс представляют в виде
(10.30) |
Часто составляют относительный тепловой баланс в процентах или долях единицы:
(10.31) |
где ; ; ; ;
Располагаемое количество тепла определяется по низшей теплотворной способности топлива Hu и часовому расходу топлива GT,
QT=3.6 103HuGT | (10.32) |
Количество полезно использованного тепла, эквивалентного эффективной мощности двигателя, равно
Qe=Ne (10.33)
Относительная доля полезно использованного тепла численно равна эффективному КПД, т. е. .
Потери тепла в окружающую среду (в охлаждающую жидкость для двигателей с жидкостной системой охлаждения) определяются по формуле
, | (10.34) |
где Gохл — секундный расход охлаждающей жидкости через систему охлаждения;
сохл - удельная теплоемкость охлаждающей жидкости;
Т1 и Т2 — температура охлаждающей жидкости на входе и на выходе системы охлаждения.
Тепло, уносимое охлаждающей жидкостью, включает в свой состав тепло, непосредственно переданное охлаждающей жидкости от высоконагретых деталей (гильз цилиндров, верхней части камер сгорания, впускных и выпускных патрубков, охлаждаемого выпускного коллектора, газовой турбины и др.), тепло, уносимое маслом от трущихся поверхностей и от деталей, охлаждаемых маслом. Тепло, отводимое маслом в двигателе за счет теплоотдачи от других деталей, составляет 1,5—3% всего тепла, введенного в цилиндры с топливом.
Рисунок 10.6. Схема теплового баланса двигателя
Тепло, уносимое отработавшими газами, приближенно определяют как разность энтальпий газов в выпускном патрубке и газов, поступивших в двигатель:
(10.35) |
где Gт — секундный расход топлива;
и — средние изобарные мольные теплоемкости продуктов сгорания и свежего заряда;
Мг и М1 — количество продуктов сгорания и воздуха;
Тг и Т0 — температура продуктов сгорания и воздуха.
Температуру отработавших газов в двигателях без наддува измеряют непосредственно после выпускного трубопровода двигателя, а в двигателях с газотурбинным наддувом — в выпускном патрубке газовой турбины.
Тепло, потерянное из-за химической неполноты сгорания Qгх для дизелей в наиболее неблагоприятных случаях, например в режиме холостого хода, не превышает 3—5'% от всего располагаемого тепла. Тепло неполноты сгорания часто относится к остаточным потерям небаланса и при необходимости эту величину определяют по результатам анализа отработавших газов.
Другие виды тепловых потерь относят к остаточному члену теплового баланса и определяют как разность:
. | (10.36) |
В остаточный член теплового баланса включают:
— потери тепла, эквивалентные механическим потерям, не перешедшим в охлаждающую жидкость
— потери тепла, отдаваемого в окружающую среду посредством конвекции, теплопроводности и излучения от внешних поверхностей двигателя и его агрегатов:
— потери тепла, эквивалентные кинетической энергии отработавших газов;
— потери тепла, не учтенные в результате ошибок измерения и других причин.
Тепловой баланс двигателя наглядно представляется диаграммой, на которой все члены внешнего теплового баланса в виде полос выражают в определенном масштабе доли тепла, которое было введено в двигатель с топливом и принято за 100% или за единицу (Рисунок 10.6). Однако такие диаграммы пригодны для изображения теплового баланса на одном режиме работы двигателя.
При испытаниях двигателей на нескольких режимах результаты обработки измерений приводят в виде кривых, построенных, например, по нагрузочной или регулировочной характеристикам. Среднее значение отдельных составляющих внешнего теплового баланса дизелей приведено в таблице 10.1.
Т а б л и ц а 10.1 Средние значения отдельных составляющих теплового баланса
Тип двигателя | Составляющие теплового баланса, % | ||||
qе | qохл | qгф | qгх | qнб | |
Дизели | |||||
Без наддува | 29-42 | 20-35 | 25-40 | 0-5 | 2-7 |
С умеренным наддувом | 35-45 | 10-25 | 25-45 | 0-5 | 2-7 |
С высоким наддувом | 40-48 | 10-18 | 20-40 | 0-5 | 2-5 |
ДсИЗ | 20-46 | 13-27 | 35-50 | 0-45 | 3-3 |
Как видно из таблицы, 50—70% тепла, введенного в двигатель, составляют тепловые потери, причем основу их составляют потери с отработавшими газами и потери в охлаждающую среду.
Экономичность всей дизельной установки значительно улучшается при утилизации тепловых потерь. В крупных стационарных силовых установках с двигателями внутреннего сгорания этот вопрос решается применением утилизационных котлов. Применение газотурбинного наддува позволяет частично использовать энергию отработавших газов и повысить механический КПД дизеля за счет прироста среднего индикаторного давления. Снижение тепловых потерь в охлаждающую жидкость может быть достигнуто применением высокотемпературного охлаждения, которое получает все большее распространение в дизельных силовых установках.
5.3. Влияние различных факторов на тепловой баланс двигателя
На распределение теплоты в двигателе оказывают влияние такие факторы как частота вращения коленчатого вала, нагрузка, состав смеси, угол опережения зажигания.
Частота вращения коленчатого вала. С ростом частоты враше-ния коленчатого вала абсолютные величины всех составляющих теплового баланса увеличиваются, так как в двигатель за единицу времени поступает большее количество теплоты, Изменение относительных величин теплового баланса в зависимости от частоты вращения коленчатого вала (Рисунок 10.7).
а) б)
Рисунок 10.7. Влияние частоты вращения коленчатого вала на составляющие теплового баланса: а — изменение абсолютных значений; б — изменение относительных величин
Величина qT увеличивается с ростом частоты вращения коленчатого вала, так как при этом растет температура отработавших газов и недогорание топлива.
Потери на неполноту сгорания qm остаются почти постоянными, что объясняется примерно одинаковым составом смеси по всему диапазону частоты вращения коленчатого вала.
Рисунок 10.8 Влияние нагрузки на составляющие теплового баланса: t изменение абсолютных значений; б — изменение относительных величин
Нагрузка. С увеличением нагрузки Значение qe увеличивается до максимума, когда произведение принимает наибольшее значение. Дальнейшее уменьшение qe, связано с обогащением смеси на полных нагрузках, при этом возрастает доля qM (Рисунок 10.8). *
Наибольшие потери теплоты в охлаждающую среду наблюдаются на холостом ходу, так как на этом режиме вся выделенная теплота идет на совершение работы по преодолению сил трения в двигателе и нагрев окружающей среды.
С увеличением нагрузки возрастает и qT в связи с ростом температуры и теплосодержания отработавших газов.
Потеря теплоты вследствие неполноты сгорания топлива имеет место при малых нагрузках, когда включается система холостого хода карбюратора, а также на близких к ним нагрузках, когда| происходит обогащение смеси экономайзером.
.
Рисунок 10.9. Влияние угла опережения зажигания на составляющие теплового баланса двигателя
Угол опережения зажигания. льшие значения qe соответст-Оптимальному значению угла кения зажигания (Рисунок 10.9). теплоты в систему охлажде-возрастают как при раннем, так позднем зажигании, так как ле в этих случаях происходит выгодных условиях.
При позднем зажигании возрастают потери сотработавшими газами, так как догорание происходит уже в процесса расширения..
Рисунок 10.10. Влияние состава смеси на составляющие теплового баланса: а — изменение абсолютных значений; б — изменение относительных величия
На потери, связанные с неполнотой сгорания, угол опережения зажига-вдияния не оказывает, так как коэффициент избытка воздуха ся при этом неизменным.
Состав горючей смеси. При экономичном составе смеси, когда а 1,05—1,1, значения qt становятся максимальными (Рисунок 10.10). qow возрастают при отклонениях в обе стороны от значений |р«»ных 0,8—0,9, что объясняется увеличением времени сгорания IX случаях. Потери qT увеличиваются с изменением коэффици-га Избытка воздуха аналогично q0XJl из-за увеличения температуры газов при замедлении скорости сгорания. Кроме того, при а >1 возрастают значения gr из-за роста тепловых потерь с излишним воздухом, участвующим в сгорании