Дети с умственной отсталостью

У детей с умственной отсталостью встречаются все клинико-педагогические формы расстройства речи как у детей с нормальным интеллектуальным развитием. [2]

Тяжелые нарушения устной речи у детей с умственной отсталостью по психолого-педагогической классификации характеризуются как системное недоразвитие речи, которое может быть разной степени выраженности: легкой, средней, тяжелой.

Примерные формулировки логопедических заключений

в дошкольном возрасте:

  • Системное недоразвитие речи легкой степени выраженности. Дизартрия.
  • Системное недоразвитие речи средней степени выраженности.
  • Системное недоразвитие речи тяжелой степени выраженности.

Примерные формулировки логопедических заключений

в школьном возрасте:

  • Трудности в овладении чтением и письмом. Системное недоразвитие речи средне-легкой степени выраженности.
  • Нарушения чтения и письма у ребенка с умственной отсталостью (см. диагноз психиатра).

Дети с билингвизмом

На сегодняшний день существует проблема обучения детей с билингвизмом (или мультилингвизмом) как в дошкольном, так и в школьном возрасте. В связи с этим такие дети часто направляются на ПМПК.

Билингвизм является предметом изучения различных наук. В логопедии рассматривается влияние данного явления на звукопроизношение детей в частности и на формирование речи детей в целом.

Дошкольный возраст

Термин «ранний детский билингвизм» используется для характеристики условий воспитания ребенка, находящегося с рождения в контакте с двумя или более языками и приобретающего во время своего развития одновременно несколько речевых систем.

       В раннем дошкольном возрасте даже первым языком ребенок овладевает не сразу. Второй язык часто усложняет ситуацию речевого развития ребенка, особенно если родители уделяют этому недостаточное внимание.

       У детей из двуязычных семей речевые нарушения могут быть обусловлены, в 1-ую очередь, причинами резидуально-органического характера и осложняться билингвизмом.

Поэтому в логопедическом заключении могут указываться как психолого-педагогические, так и клинико-педагогические диагнозы.

Если речь ребенка на родном языке соответствует возрасту, а на русском языке имеются трудности в понимании и говорении, то данные речевые нарушения можно охарактеризовать как недостаточная сформированность средств русского языка у ребенка с билингвизмом.

Примерные формулировки логопедических заключений:

· Задержка речевого развития. Ранний детский билингвизм.

  • Общее недоразвитие речи I уровня. Билингвизм.
  • Общее недоразвитие речи I уровня. Сенсомоторная алалия. Билингвизм.
  • Недостаточная сформированность средств русского языка у ребенка с билингвизмом.

Школьный возраст

Нарушения устной речи на русском языке у иноязычных школьников в логопедическом диагнозе определяются как недостаточная сформированность средств русского языка у обучающихся с билингвизмом.

Нарушения письменной речи у иноязычных школьников чаще обусловлены билингвизмом и не имеют специфического характера. Поэтому в логопедическом заключении данные нарушения лучше характеризовать педагогически.

Примерные формулировки логопедических заключений:

  • Трудности в овладении чтением и письмом. Недостаточная сформированность средств русского языка у обучающегося с билингвизмом.
  • Нарушения письменной и устной речи, обусловленные билингвизмом.

 

Дети с расстройствами аутистического спектра

Дошкольный возраст

Проявления нарушений речевого развития у детей при расстройствах аутистического спектра (в дальнейшем – РАС) очень многообразны: мутизм, эхолалии, фразы-штампы, слова-штампы, отсутствие обращения, неправильное употребление местоимений, отсутствие «Я» в речи, нарушения лексики, семантики, просодики, грамматического строя речи, звукопроизношения, спонтанности высказывания и т.д.

Возможны разные варианты логопедических заключений в зависимости от критериев и подходов к характеристике речевого развития детей с РАС: [3] 

-      Первичный мутизм (с самого начала развития речь отсутствует). Мутизм у таких детей связан, как правило, с сенсомоторной алалией или умственной отсталостью.

-      Формально «правильное» развитие речи до 2-2,5 лет с последующим глубоким (до мутизма) распадом.

-      Формально «правильное» развитие речи до 2-2,5 лет с последующим регрессом (в 2,5 – 6 лет) и регредиентно-искаженной динамикой после 5-7 лет.

-      Задержка (или недоразвитие) речи в сочетании с искажением ее развития.

-      Искаженное развитие речи.

-      Нарушение коммуникативной функции при формально правильном речевом развитии.  

Примерные формулировки логопедических заключений:

  • Отсутствие речи у ребенка с расстройствами аутистического спектра.
  • Задержка речевого развития у ребенка с расстройствами аутистического спектра.

· ОНР (I – II) уровня у ребенка с расстройствами аутистического спектра.

  • Формально «правильное» развитие речи  с последующим регрессом.
  • Нарушение коммуникативной функции при формально правильном речевом развитии.

Школьный возраст

       В логопедическом заключении указываются нарушения письменной и устной речи.

Примерные формулировки логопедических заключений:

  • Трудности в овладении чтением и письмом у ребенка  с расстройствами аутистического спектра.
  • Нарушения чтения и письма. Несформированность всех языковых средств у ребенка  с расстройствами аутистического спектра.
  • Нарушение коммуникативной функции у ребенка  с расстройствами аутистического спектра.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: