У детей с умственной отсталостью встречаются все клинико-педагогические формы расстройства речи как у детей с нормальным интеллектуальным развитием. [2]
Тяжелые нарушения устной речи у детей с умственной отсталостью по психолого-педагогической классификации характеризуются как системное недоразвитие речи, которое может быть разной степени выраженности: легкой, средней, тяжелой.
Примерные формулировки логопедических заключений
в дошкольном возрасте:
- Системное недоразвитие речи легкой степени выраженности. Дизартрия.
- Системное недоразвитие речи средней степени выраженности.
- Системное недоразвитие речи тяжелой степени выраженности.
Примерные формулировки логопедических заключений
в школьном возрасте:
- Трудности в овладении чтением и письмом. Системное недоразвитие речи средне-легкой степени выраженности.
- Нарушения чтения и письма у ребенка с умственной отсталостью (см. диагноз психиатра).
Дети с билингвизмом
На сегодняшний день существует проблема обучения детей с билингвизмом (или мультилингвизмом) как в дошкольном, так и в школьном возрасте. В связи с этим такие дети часто направляются на ПМПК.
|
|
Билингвизм является предметом изучения различных наук. В логопедии рассматривается влияние данного явления на звукопроизношение детей в частности и на формирование речи детей в целом.
Дошкольный возраст
Термин «ранний детский билингвизм» используется для характеристики условий воспитания ребенка, находящегося с рождения в контакте с двумя или более языками и приобретающего во время своего развития одновременно несколько речевых систем.
В раннем дошкольном возрасте даже первым языком ребенок овладевает не сразу. Второй язык часто усложняет ситуацию речевого развития ребенка, особенно если родители уделяют этому недостаточное внимание.
У детей из двуязычных семей речевые нарушения могут быть обусловлены, в 1-ую очередь, причинами резидуально-органического характера и осложняться билингвизмом.
Поэтому в логопедическом заключении могут указываться как психолого-педагогические, так и клинико-педагогические диагнозы.
Если речь ребенка на родном языке соответствует возрасту, а на русском языке имеются трудности в понимании и говорении, то данные речевые нарушения можно охарактеризовать как недостаточная сформированность средств русского языка у ребенка с билингвизмом.
Примерные формулировки логопедических заключений:
· Задержка речевого развития. Ранний детский билингвизм.
- Общее недоразвитие речи I уровня. Билингвизм.
- Общее недоразвитие речи I уровня. Сенсомоторная алалия. Билингвизм.
- Недостаточная сформированность средств русского языка у ребенка с билингвизмом.
Школьный возраст
|
|
Нарушения устной речи на русском языке у иноязычных школьников в логопедическом диагнозе определяются как недостаточная сформированность средств русского языка у обучающихся с билингвизмом.
Нарушения письменной речи у иноязычных школьников чаще обусловлены билингвизмом и не имеют специфического характера. Поэтому в логопедическом заключении данные нарушения лучше характеризовать педагогически.
Примерные формулировки логопедических заключений:
- Трудности в овладении чтением и письмом. Недостаточная сформированность средств русского языка у обучающегося с билингвизмом.
- Нарушения письменной и устной речи, обусловленные билингвизмом.
Дети с расстройствами аутистического спектра
Дошкольный возраст
Проявления нарушений речевого развития у детей при расстройствах аутистического спектра (в дальнейшем – РАС) очень многообразны: мутизм, эхолалии, фразы-штампы, слова-штампы, отсутствие обращения, неправильное употребление местоимений, отсутствие «Я» в речи, нарушения лексики, семантики, просодики, грамматического строя речи, звукопроизношения, спонтанности высказывания и т.д.
Возможны разные варианты логопедических заключений в зависимости от критериев и подходов к характеристике речевого развития детей с РАС: [3]
- Первичный мутизм (с самого начала развития речь отсутствует). Мутизм у таких детей связан, как правило, с сенсомоторной алалией или умственной отсталостью.
- Формально «правильное» развитие речи до 2-2,5 лет с последующим глубоким (до мутизма) распадом.
- Формально «правильное» развитие речи до 2-2,5 лет с последующим регрессом (в 2,5 – 6 лет) и регредиентно-искаженной динамикой после 5-7 лет.
- Задержка (или недоразвитие) речи в сочетании с искажением ее развития.
- Искаженное развитие речи.
- Нарушение коммуникативной функции при формально правильном речевом развитии.
Примерные формулировки логопедических заключений:
- Отсутствие речи у ребенка с расстройствами аутистического спектра.
- Задержка речевого развития у ребенка с расстройствами аутистического спектра.
· ОНР (I – II) уровня у ребенка с расстройствами аутистического спектра.
- Формально «правильное» развитие речи с последующим регрессом.
- Нарушение коммуникативной функции при формально правильном речевом развитии.
Школьный возраст
В логопедическом заключении указываются нарушения письменной и устной речи.
Примерные формулировки логопедических заключений:
- Трудности в овладении чтением и письмом у ребенка с расстройствами аутистического спектра.
- Нарушения чтения и письма. Несформированность всех языковых средств у ребенка с расстройствами аутистического спектра.
- Нарушение коммуникативной функции у ребенка с расстройствами аутистического спектра.