Функции и законы социальной коммуникации

 

 

В учебной литературе существуют различные трактовки и формулировки функций К. Будем считать, что основными являются следующие функции коммуникации:

· коммуникативная: общение, обмен информацией, чувствами, установление контакта;

· информативная (познавательная): передача и получение информации, знаний, сведений;

· интерактивная: обмен действиями, взаимодействие. побуждение к действию;

· экспрессивная: выражение и передача чувств, эмоций, настроений.

· прагматическая: обмен результатами деятельности, умениями, координация действий коммуникантов, удовлетворение их коммуникативных потребностей.

 

Переходя к вопросу о законах (закономерностях) социальной коммуникации, отметим исключительную важность этого вопроса. Ведь конечная цель исследования коммуникации — выявление и фор­мулирование ее законов. Однако следует иметь в виду, что в специальной литературе также используется целый ряд словосочетаний выражений близких вышеназванному. Так, говорят о закономерностях информацион­ного обмена, закономерностях коммуникационного процесса, о закономерностях развития (эволюции) социальной К., о закономерностях развития средств связи и информационно-коммуникационных технологий.

 

Специфика законов социальной К. заключается в том, что они:

а) носят объективный характер, но одновременно они реализу­ются через мышление и деятельность людей. Таков, напр., закон возрастания коммуникативных потребностей людей, закон ускоре­ния и увеличения объема информационного обмена;

б) выражают всеобщий характер информаци­онного обмена как атрибутивного свойства живой материи и одновременно отражают взаимосвязи в обществе в целом и его отдельных частях;

в) есть законы коммуникации динамические, отражающие жестко причинную связь явлений, которые характерны для природных коммуникативных процессов и законы статистичес­кие, отражающие нелинейные зависимости явлений, характерные для социальной коммуника­ции;

г) законы коммуникации действуют в совокупности с другими социальными и природными законами;

д) информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при выполнении определенных условий.

Их не­выполнение делает коммуникацию неосуществимой. Не­обходимый, устойчивый, повторяющийся характер условий, при которых только и возможен информационный обмен, придает им статус законов коммуникации. Эти законы-условия гласят:

1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, ха­рактеризующееся обменом разного рода информацией, следова­тельно, должно быть не менее двух сторон -участников коммуникацион­ного взаимодействия;

2) всякая коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи, которая выступает необходи­мым условием осуществления коммуникативного акта («закон об­ратной связи»);

3) всякая коммуникация имеет знаковый характер. Не существует коммуникации без той или иной системы знаков. Под знаками в данном случае понимается опредмеченная информация, ее носитель, используемый при обмене информа­цией;

4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуни­кации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и прием­ника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, ко­дирования и декодирования

информации;

5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуни­кация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информа­ционных потенциалов взаимодействующих систем. Полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов обесценивает какой-либо обмен информацией между ними.

Краткие выводы.

1. …………………………………………………………………………………………...

2. ……………………………………………………………………………………….....

3. …………..

Основная литература

 

1. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. – СПб.: Питер, 2011.

2. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2008.

3. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: 2002.

 

Дополнительная литература

1. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010.

2. Гуськова, С.В. Основы теории коммуникации [Электронный ресурс] / С. В. Гуськова. - Москва: ФЛИНТА, 2013.

3. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации [Электронный ресурс] / В. Б. Кашкин. - Москва: Флинта, 2013.

Домашнее задание:

1. Сделать для себя краткие выводы из лекции.

2. Выделить ключевые понятия и дать им определения или толкование.

3. Используя работу О. Гнатюк «Основы теории коммуникации» (глава 1), составить таблицу дефиниций и интерпретаций понятия «коммуникация» и «социальная коммуникация».

 

№ п/п Дефиниция понятия «коммуникация» / «социальная коммуникация» Автор, источник
1.    
     
     
     
     
     

 

 


[1] Объект — это часть объективно (независимо от исследователя) существующей реальности, которую исследователь выбирает для изучения; это то, на что направлен процесс познания. Предмет науки - это некоторые особые аспекты, характеристики, связи и отношения, которые составляют определенную сторону сущности и содержания объекта и на которые направлен процесс познания данной научной дисциплины.

 

[2] Методология – это учение о путях научного исследования, изложение основных принципов, предпосылок, подходов, методов, обосновывающих и объясняющих способы получения научного знания, его приращения, развития и применения

 

[3] Что касается научного понимания К., то впервые в научный оборот это понятие - «communication» (и «mass-communication») - ввел американский социолог Чарльз Хортон Кули (1864–1929) в 20-е гг. прошлого века в монографии «Социальный процесс».

 

[4] Надо иметь в виду, что обозначение одних и тех же элементов коммуникации, напр., исходного – отправителя в разных науках, источниках и у разных авторов может быть различным. Так, отправитель может называться передатчиком, коммуникатором, адресантом, коммуникантом (отправителем). Получатель может именоваться реципиентом, коммуникантом, адресатом, приемником и т.д.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: