Коммуникация как предмет научного изучения

ЛЕКЦИЯ № 1.

ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Вопросы

1. Коммуникация как предмет научного изучения.

2. Понятие, сущность и особенности  социальной коммуникации.

3. Функции и законы социальной коммуникации.

Коммуникация как предмет научного изучения

Всякая научная и учебная дисциплины имеют свой объект и предмет изучения[1], задачи и структуру, методы и понятия (терминологию). Понятно, что в курсе «Основы теории коммуникации» речь пойдет о феномене коммуникации, который и выступает общим объектом изучения для всех наук, которые им интересуются. Интерес же этот очень широк. Коммуникационные явления и процессы, их способы, средства и закономерности изучают десятки естественных, технических и обществоведческих (в том числе гуманитарных) наук. И это не случайно, так как К. вплетена в ткань всей природы, жизни, да и сама К. является своего рода «тканью» всего духовного и материального мира, который окружает человека.  Такой вывод неизбежно следует, если слово «К». понимать не только как общение, взаимодействие между людьми, но и как связь, средства и способы связилюбых объектов материального и духовного мира.

 

В таком понимании (связь, средства и способы связи) К. есть явление уни­версальное, всеобщее, пронизывающее весь окружающий мир. Она существует в природе и обществе, в человеческом и животном мире, в технических системах и т.д. К. проявляется в огромном разнообразии видов, форм, средств и способов. Это устное и письменное общение между людьми; театр и кинематограф; «разговор» птиц и животных; почтовая и электронная связь; железные дороги и авиалинии; водо-, нефте- и газопроводы и т.д.

 

Техническая, социальная, био- и зоокоммуникация и др. типы К., их средства, свойства и закономерности являются предметом изучения многих частных наук сквозь призму присущих им предметной специфики, посредством специфических методам исследования, описывается своеобразным для каждой дисциплины понятийно-терминологическимязыком. Все это обусловливает неодинаковость обозначения, названия и толкования в разных науках одного и того же, по сути, элемента или свойства коммуникации.

Например, в естественных и технических науках устройство, передающее информацию (сигнал), часто называется передатчиком или источником, а в обществоведческих дисциплинах – преимущественно коммуникатором, отправителем или адресантом. Сама же передаваемая в процессе коммуникации информация может называться сигналом, сообщением, посланием и т.д. Их получатель может именоваться так же по разному – приемник, коммуникант, реципиент или адресатом.

 

Интенсивное изучение коммуникации, особенно социальной (общественной) началось после Первой мировой войны. Рост политического влияния прессы привел к не­обходимости изучать пропаганду и общественное мнение. Среди наук стали лидировать социология и социальная психология. В 30-х годах ХХ века активно изучались пути и методы воздействия ком­муникации на личность и группы, а также пропаганда как специфический вид коммуникации. В первой поло­вине XX века сильно заявили о себе коммерческие интересы к исследованию коммуникаций, связанные с бурным ростом значения рекламы и маркетинга в бизнесе.

 

Особенно большой и всевозрастающий размах исследования процессов коммуникации получили во второй половине прошлого века в связи с развернувшейся тогда научно-технической революцией (прежде всего в сфере информационных технологий, развитие кибернетики, электроники. В естествознании и обществознании появилось множество инновационных теорий К. - кибернетические, информационно-процессные, семиотические, интеракционистские и т.д.

Кроме того, в рамках социогуманитарного и естественнонаучного знания стала складываться обобщающая наука о коммуникациях в обществе – о социальной (гуманитарной) коммуникации («human communication»). Теория коммуникации возникла на пересечении различных наук, благодаря интеграции знаний из целого ряда дисциплин – философии, социологии, психологии, лингвистики, кибернетики и технических наук. В свою очередь, каждая из которых имеет свой объект, предмет, теории и направления исследования.

 

Формирование науки о коммуникации еще идет, так же как и продолжаются поиски названия этой науки. Одни авторы предлагают называть ее теорией коммуникации, другие - коммуникативистикой, третьи - коммуникологией. В англоязычной литературе употребляются такие наименования, как “communication studies” (коммуникационные науки), или “communications”.  Более важным вопросом, чем название дисциплины, выступает вопрос об объекте и предмете ее исследования. Объектом теории коммуникации (коммуникологии, коммуникативистики) является сама социальная коммуникация, то есть коммуникация между людьми в обществе, их группами, социальными институтами.

 

Что касается предмета теории коммуникации, то в широком смысле это социальные, психологические, семиотические и другие явления, процессы и отношения, возникающие между различными субъектами в процессе коммуникации, общения, обмена информацией (смыслами), т.е. в процессе информационного коммуникантов. В узком смысле предметом теории коммуникации являются законы социальной коммуникации, универсальные средства и механизмы ин­формационного обмена (взаимодействия) в обществе, обеспечивающие существование и развитие человеческих отношений.

 

Коммуникология как наука о социальной коммуникации должна стать дисциплиной о месте и роли ком­муникации в обществе, ее развитии, структуре, коммуникацион­ных процессах, средствах и т.д. Эта наука обретает статус метатеории социальной коммуникации, или обобщающей теории по отношению к более частным, практическим коммуникационным дисциплинам – имиджелогии, PR и рекламе, коммуникационному менеджменту и др. В прикладном плане она может разрабатывать специальные методы и приемы, применяющиеся в таких коммуникативных ви­дах деятельности, как PR, реклама, маркетинг, имиджмейкинг, журналистика и др.

Основные понятия теории коммуникации будут раскрыты в дальнейшем. К ним относятся: коммуникация, информация, социальная коммуникация, уровни, формы и виды в коммуникаций, вербальная и невербальная коммуникация, межличностная и массовая коммуникация, маркетинговая, политическая и межкультурная коммуникации, коммуникатор, коммуникант, адресант, адресат, каналы коммуникации, код, коммуникативный процесс, семиотика, прагматика, синтактика и др.

 

Специфика предмета любой науки предполагает ответ на вопрос: какие методы и методологические [2] подходы, связанные со сбором и обобщением полученного знания в В теории коммуникации используются:

во-первых, общенаучные (формально-логические) методы исследования (описание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключение, индукция, дедукция, анализ, синтез и т.д.);

во-вторых, информационно-технологический подход (анализ коммуникаций через понятие «информация» и процессы ее передачи;

в-третьих, семиотический подход (анализ содержания сообщения, языка коммуникации через понятие «знак», его объективное и субъективное значение);

в-четвертых, деятельностный подход,

в-пятых, системный, или структурно-функциональный, подход.

Научное исследование такого сложного объекта, как социальная коммуникация, целесообразно осуществлять, используя методологию комплексного подхода - объединение различных наук и знаний в целях многостороннего и целостного изучения объекта.

 

Учебный план курса «ОТК» предполагает  изучение следующих тем:

1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина.

2. Информационные аспекты коммуникации.

3. Возникновение и развитие социальной коммуникации.

4. Коммуникационный процесс, его структура и модели.

5. Семиотическая теория коммуникации.

6. Вербальная коммуникация.

7. Невербальная коммуникации.

8. Межличностная коммуникация.

9. Коммуникации в организации.

10. Массовая коммуникация.

11. Маркетинговые коммуникации.

12. Политические коммуникации.

13. Межкультурная коммуникация.

14. Методы исследования коммуникаций.

15. Методы повышения коммуникативной компетентности и эффективности специалиста в области рекламы и связей с общественностью.

 

На изучение данного курса отведено два учебных семестра, включая 34 часа лекций, 68 часов – практический занятий и свыше 200 часов самостоятельной работы. Для контроля предусмотрены зачет после первого семестра изучения и экзамен после второго. Кроме лекций и ПЗ на занятиях будут практиковаться активные формы обучения, а также традиционные – опрос, доклады, коллоквиумы, подготовка рефератов и т.п. Предполагается использование балльно-рейтинговой системы оценки знаний студента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: