На грузовых и маневровых тепловозах применяется подвешивание, при котором двигатель 1 одним концом через моторно-осевые подшипники 9 опирается на ось колесной пары 4, а другим через пружинный комплект (Рис. 44) на раму тележки. Передача тягового момента колесной паре осуществляется зубчатым редуктором, состоящим из зубчатого колеса 2, напрессованного на оси колесной пары, ведущей шестерни 3 на консоли вала двигателя и кожуха редуктора 8, прикрепленного болтами к корпусу двигателя (Рис. 43).
Рис. 43. Колесно-моторный блок:
1 - тяговый двигатель; 2 - упругое зубчатое колесо: 3 - шестерня; 4 - колесная пара; 5 - букса; 6 - поводок буксы; 7 - пружины; 8 - кожух редуктора: 9 - моторно-осевые подшипники.
Рис. 44. Схема опорно-осевой подвески тягового электродвигателя:
1 - пружинный комплект на раме тележки; 2 - зубчатое колесо якоря ТЭД; 3 - вал якоря ТЭД; 4 - резинометаллические втулки зубчатого колеса; 5 - ступица зубчатого колеса; 6 - колесо колесной пары; 7 - зубчатый венец; 8 - кожух тягового редуктора; 9 - моторно-осевые подшипники; 10 - ось колесной пары; 11 - ТЭД
|
|
Пружинная подвеска тягового двигателя (Рис. 47) состоит из двух балочек (обойм) 2, 5, между которыми установлены четыре витых пружины 3. Перед установкой на место пружинный комплекс стягивают болтами 4, пропущенными в отверстия на концах обойм. Комплект установлен между опорными кронштейнами 1 рамы тележки. Для фиксации его в раме тележки через сквозные отверстия в кронштейнах рамы и обоймах пропущены стержни 6, опирающиеся на валики 7, установленные в нижних кронштейнах рамы тележки. От выпадения валики предохранены штифтами.
Рис. 47. Пружинная подвеска двигателя:
1 - кронштейн рамы тележки; 2, 5 - нижняя и верхняя обоймы; 3 - пружина: 4 - стягивающие болты; 6 - стержень; 7 - валик.
5. Моторно - осевые подшипники: устройство подшипников и их смазка.
Моторно-осевые подшипники представляют собой разъемные подшипники скольжения, состоящие из двух бронзовых вкладышей 16 и охватывающие по всему периметру шейки оси колесной пары (Рис. 46).
Рис. 46. Моторно-осевой подшипник с польстерной системой смазки:
1 - стержень; 2 - ось; 3 - фиксатор; 4 - поплавок: 5 - втулка; 6 - крышка; 7 - пробка для слива конденсата; 8 - крышка подшипника; 9 - пружина; 10 - рычаг; 11 - пружина пластинчатая;
12 - корпус; 13 - скоба; 14 - коробка; 15 - пакет польстерный; 16 - вкладыш; 17 - шпонка.
Нижние крышки (шапки) 8 моторно-осевых подшипников и стягивают болтами. От возможного поворота вкладыш удерживается шпонкой 17. Крышка подшипника служит также и масляной ванной, в которую заливают осевое масло марки Л, З или С. Для смазывания шейки оси в ванне укреплено польстерное устройство, состоящее из корпуса 12, польстерного пакета 15, заключенного в коробку и перемещающегося в направляющих корпуса.
|
|
Моторно-осевые подшипники двигателей ЭД-118А имеют увеличенную по сравнению с подшипниками двигателя ЭД-107А длину вкладышей, равную 290 мм при длине рабочей части 262 мм. Вкладыш изготовлен из оловянистой бронзы ОЦС-4-4-17. У двигателей ЭД-107А подшипники смазываются польстерным устройством. Его конструкция несколько отличается от конструкции польстера двигателя ЭД-118А (меньшего объема смазочная камера, ширина смазочного окна в подшипнике 120 мм против 160 мм, соответственно ширина польстера 115 мм, направление польстера осуществляется роликами).
Рис. 45. Смазочные устройства моторных подшипников:
а) -смазочные камеры; б) - шестеренный привод насоса.
Значительное число тепловозов 2ТЭ116 оборудовано принудительной системой подачи смазки к моторно-осевым подшипникам (Рис. 25). Масло подается масляным насосом 7, установленным в единой крышке 3 моторно-осевых подшипников и приводимым в действие от зубчатого венца 8 оси колесной пары. Масло шестеренным насосом из нижней камеры крышки подводится к польстерному устройству 1 в верхних камерах 2, представляющему собой фитильную подушку из шерстяной пряжи, заключенную в коробку и поджатую винтовой пружиной, или пакет хлопчатобумажных фитилей, вы полненный по типу польстера тягового двигателя ЭД-118А. Такая система смазки наиболее надежна. Насос обеспечивает обильную подачу масла по достижении скорости движения тепловоза 30 км/ч.
В отличие от унифицированной, ось колесной пары с моторно-осевыми подшипниками оборудоваными устройством для принудительной подачи масла (см. рис.25) в средней части имеет невысокий бурт, на котором укреплен разъемный зубчатый венец 8 привода шестеренного масляного насоса 7. На удлиненных подступичных частях колесного центра н зубчатого колеса в горячем состоянии насажены кольца 6, 12 лабиринтного уплотнения моторно-осевых подшипников 10. На проточку ступицы насажено кольцо 14 для уплотнения кожуха редуктора.
Рис. 25. Колесная пара с приводом для принудительной смазки
моторно-осевых подшипников:
1 - фитильная набивка или польстер; 2 - верхняя смазочная камера; 3 - нижняя масляная камера;
4 - бандаж; 5 - колесный центр; 6, 12, 16 - лабиринтные кольца; 7 - шестеренный масляный насос;
8 - зубчатый венец; 9 - ось; 10 - вкладыши моторно-осевого подшипника; 11 - тяговый электродвигатель; 13 - зубчатый венец; 14 - эластичный элемент; 15 - боковой фланец; 17 - ролик; 18 - ступица.
Моторно-осевые подшипники выполнены со сложной конфигурацией буртов, которые в сочетании с кольцами образуют лабиринтное уплотнение. При движении тепловоза зубчатый венец оси приводит во вращение шестерню масляного насоса, подающего масло из нижней камеры крышки 3 моторно-осевых подшипников к верхним смазочным камерам 2. Масло к шейкам оси подается при помощи фитильной набивки 1 из шерстяной пряжи. Принудительная подача масла к моторно-осевым подшипникам обеспечивает высокую их надежность.