Информационное обеспечение в целях предотвращения АП включает разработку и анализ информации, собственно информационные материалы, средства доведения и сбора информации, корреспондентов и адресатов информации, а также банк данных на базе автоматизированных систем. Основные задачи информационного обеспечения:
сбор и анализ донесений о результатах расследования АП и АИ, о выявленных опасных факторах и принимаемых мерах по их устранению (локализации) или уклонения от них;
оперативное и периодическое информирование об этом соответствующих звеньев авиационной системы;
пропаганда безопасности полетов в периодических изданиях и в средствах массовой информации.
Организация и методическое сопровождение информационного обеспечения предотвращения АП осуществляется Службой безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации с привлечением соответствующих подразделений научно-исследовательских организаций и центров.
Используются следующие виды информации: первичная (оперативная), обобщающая (периодическая), специальная целевая и информация по запросу.
Оперативная информация, периодическая информация.
Оперативная информация доводится до авиационных частей командирами авиационных соединений, командующими авиационными объединениями и руководителями федеральных органов исполнительной власти или организаций.
Оперативная информация передается телеграммой или по телефону и содержит изложение обстоятельств и причин АП и АИ, оценку действий экипажа и расчетов пунктов управления полетами при возникновении и развитии особой ситуации, а также перечень профилактических мероприятий по данному событию.
Периодическая информация включает:
а) ежемесячные экспресс-бюллетени по БзП;
б) информационные выпуски об АП и АИ;
в) выпуски с рекомендациями по предупреждению ошибочных действий летных экипажей, лиц группы руководства полетами и органов единой системы ОрВД;
г) выпуски с рекомендациями по предупреждению отказов авиационной техники;
д) анализы АП и АИ;
е) рекомендации по предотвращению АП.
Периодическая информация должна быть изучена с соответствующими специалистами не позднее чем в недельный срок после ее поступления.
Занятия по изучению информационных документов проводятся, как правило, лично командиром части.
Порядок отработки информации:
краткое изложение обстоятельств АП или АИ (данные об экипаже, характер задания, метеоусловия, воздушная обстановка, обстоятельства события);
причины АП (АИ), динамика развития ситуации;
признаки обнаружения отказов и необходимые правильные действия в этих условиях;
анализ и разбор правильных (неправильных) действий экипажей, инженерно-технического состава, степень выполнения требований служебных документов;
необходимые меры и сроки, дополнительная подготовка для исключения повторяемости подобных событий;
доведение до личного состава требований руководителя (командира, начальника);
указания по организации их исполнения.
27. Организация контроля работы по предотвращению авиационных происшествий.
Система контроля устанавливается руководителем (командиром, начальником) на основе требований служебных документов.
Процедура контроля включает:
определение главной цели контроля;
изучение фактического положения дел на проверяемом участке работы;
анализ замечаний и недостатков, выявленных при предыдущих проверках;
подготовку материалов разбора;
разбор результатов контроля и оказание помощи по устранению недостатков.
Существуют следующие виды контроля:
полный - по всем вопросам организации работы по обеспечению БзП;
выборочный - по отдельным вопросам (направлениям) или по устранению выявленных ранее недостатков;
плановый - проводится в целях изучения положительного опыта и выявления недостатков;
внезапный - осуществляется для установления фактического состояния дел по наиболее важным вопросам.
В случае обнаружения нарушений, неправильных действии (бездействия) проверяющий обязан использовать свои полномочия по пресечению опасных факторов, создающих угрозу БзП, вплоть до прекращения полетов. В случае явной угрозы БзП действия должны быть решительными, а доклад старшему начальнику - незамедлительным.