Игра-дискуссия «Русская идея в истории отечественной философии»

Цель занятия: на примере истории возникновения и развития концепции «Русская идея» определить место и роль России в мире.

Применение: - формирование навыков аналитического мышления;

- умение дать критическую оценку социально-значимой проблеме.

Установка: обострившиеся в последнее время противоречия между Россией и Западом вновь поставили вопрос о месте и роли нашей страны в мировой истории.

Требуемое время: - самостоятельная работа студентов вне аудитории (за 1-2 недели до занятия);

- аудиторное обсуждение (1.5 часа)

Состав участников: - преподаватель;

- участники рабочих групп (по 2-3 человека в группе);

- экспертная группа (3 человека).

Порядок проведения игры-дискуссии:

1. Распределение рабочих групп.

2. Изучение участниками рабочих групп литературы по теме и подготовка выступлений (презентаций).

3. Выступление с докладами (7-10 минут) от каждой рабочей группы.

4. Аудиторное обсуждение.

Рассмотрение темы включает дискуссионный анализ следующих элементов:

- определение, кто из философов указанного периода и в каких работах внес вклад в развитие данной концепции;

- анализ содержания и аргументации сторонников концепции;

-выявление степени социальной поддержки и влияния на общественное сознание концепции «Русская идея» в конкретный исторический период;

- оценка общественной значимости и мировоззренческой ценности данной концепции.

В соответствии с данной схемой студентам предлагается проанализировать состояние обсуждаемой темы в следующей исторической последовательности.

1. Зарождение концепции «Русская идея» в религиозно-философских учениях XI-XVI вв.

2. Развитие «Русской идеи в философских учениях XVII-XVIII вв.

3. «Русская идея» в основных направлениях философии XIX века.

4. Проблема «Русской идеи» в отечественной философии XX века.

5. Концепция «Русская идея» в современной отечественной философии (XXI века).

Итоги дискуссии подводят группа экспертов и преподаватель. В обсуждении принимает участие вся группа. Результаты определяются на основе метода оценок.

Тема 2. Философия бытия.

Вопросы и задания

1. Мир как система. Понятие «картина мира». Основные картины мира.

2. Проблема субстанции в философии. Полярность понятий материя и дух.

3. Проблема сознания в философии. Структура и функции сознания. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.

4. Бытие и его основные формы. Существование и сущность.

5. Объективная и субъективная реальность. Виртуальная реальность как особая форма бытия.

6. Движение: понятие, виды и формы. Пространство и время.

 

7. Письменно составьте таблицу «Диалектика как общая теория развития», отразив в ней такие элементы как категории, принципы и законы диалектики. Следует дать определение каждому из указанных элементов, привести  примеры их реализации в теории и на  практике.

Темы докладов и сообщений

1. Категории бытия и небытия, их смысл и специфика.

2. Антропный принцип в философии и науке.

3. Философия природы. Природа как объективная реальность.

4. Проблема искусственного интеллекта в философии и науке.

5. Проблема размерности и бесконечности пространства - времени.

Литература

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.

2. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

3. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. – М., 1993.

4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

5. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления: Пер. с нем. – М., 1993.

 

 

Тема 3. Философские проблемы познания.

Вопросы и задания

1. Гносеология: основные проблемы и этапы развития.

2. Познавательная деятельность как система: структура и сущность.

Объект и субъект познания, их взаимосвязь

3. Единство и особенности чувственного и рационального уровней.

4. Проблема истины в философии. Критерии истины.

5. Проблема возможностей и границ познания.

6. Наука как особая форма познания.  Специфика научного знания. Критерии научности. Наука как социальный институт. Функции науки.

 

7. Письменно составьте таблицу «Классификация методов научного познания». Следует выделить общефилософские, общенаучные (эмпирические и теоретические), общелогические и частнонаучные методы. Дать их определения и привести примеры использования.

Темы докладов и сообщений

1. Многообразие форм познавательной деятельности. Вненаучные формы познания.

2. Сциентизм и антисциентизм.

3. Проблема соотношения науки и техники. Функции практики в процессе познания.

4. Особенности и методология познания информационной действительности.

5. Место науки в системе культуры современного общества.

Литература

1. Бердяев Н.А. Истина и откровение. – М., 1996.

2. Витгенштейн Л. Философские работы: Пер. с нем. – М., 1994.

3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. – М., 1988.

4. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии: Пер. с англ. – М., 1985.

5. Рассел Б. Человеческое познание. Его сферы и границы: Пер. с англ. – Киев, 1997.

 

Тема 4.1. Философские проблемы человека.

Вопросы и задания

1. Философская антропология: понятие и предмет.

2. Проблема антропосоциогенеза: теории и концепции.

3. Природа и сущность человека. Биологическое и социальное в человеке.

4. Деятельность как способ существования человека. Структура и виды деятельности: труд, общение, познание, игра.

5. Личность: понятие и структура. Социализация личности: понятие, этапы, институты.

6. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное. Их роль в жизни человека.

 

7. Напишите сочинение по теме «Одна из проблем бытия человека» (к примеру, проблема одиночества, проблема «жизнь в сети», проблема страха, проблема смысла жизни, проблема свободы и т.д.). Следует дать определение исходному понятию, раскрыть основные философские подходы его понимания, обозначить свою позицию по выбранной проблеме.

 

Темы докладов и сообщений

1. Творчество как человеческий феномен.

2. Сознание как уникальное свойство человека.

3. Пределы человеческих возможностей.

4. Личность и общество: диалектика взаимосвязи.

5. Человек в эпоху сетевого общества.

Литература

1. Гуревич П.С. Философия: Учебник для вузов. – М., 2003.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2001.

3. Моторина Л.Е. Философская антропология. – М., 2003.

4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 2002.

5. Проблема человека в западной философии./ Сост. П. С. Гуревич М.,

1988.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: