Письменные домашние задания

Седьмое задание плана семинаров выполняется по желанию студента для получения дополнительных баллов. Например:

Философский портрет известного мыслителя:

Студент самостоятельно знакомится с информацией о жизни и деятельности известного мыслителя прошлого или настоящего и письменно оформляет доклад о нем, дав собственную оценку творчества избранного автора (работа должна включать анализ мировоззренческой позиции философа, его основных произведений и идей).

Конспект произведения русского философа

По личному выбору студент изучает какой-либо философский текст и делает подробный конспект, выделяя узловые проблемы, смысловые центры, спорные положения. В заключении выражается собственное отношение к позиции философа.  

Сводная таблица «Диалектика как общая теория развития».

На основе учебной и теоретической литературы студенты должны кратко систематизировать материал по следующим разделам:

Диалектика: понятие и  исторические типы Категории диалектики Принципы диалектики Законы диалектики
       

Обязательно в конце таблицы должен быть сформулирован самостоятельный вывод о роли и месте диалектики в познании мира. Необходимо показать умение работать с источниками и тезисно излагать материал.

 

Сочинение «Проблема смысла жизни человека в философии».

Работа носит творческий характер. На основе теоретической, учебной литературы и произведений конкретных философов студенты должны в письменной форме дома изложить свои взгляды на проблему по следующему плану:

1. Понятие «смысл жизни» в философии.

2. Основные теоретические подходы к вопросу о смысле человеческого существования.

3. Мое отношение к данной проблеме.

Объем сочинения ограничен 3-5 стр.

Доклад «Глобальные проблемы современности».

Задача студента дать письменный анализ одной из глобальных проблем современности. В ходе работы следует раскрыть следующие аспекты темы: какие проблемы относятся к разряду глобальных, почему указанная проблема является таковой, каковы проявления и  пути решения данной проблемы. Объем доклада – 3-5 стр.

 

Итоговой формой контроля по дисциплине является экзамен.

 

Он проводится в устной форме по билетам. Для допуска к экзамену студент должен набрать не менее 35 рейтинговых баллов. В экзаменационном билете содержится два вопроса. Первый вопрос отражает теоретическое содержание основных разделов философского знания, второй вопрос  носит практический характер. Студенты должны показать знание предмета философии, иметь представление об основных принципах философствования, методологических подходах к познанию мира. Нужно уметь на основе философских концепций раскрыть проблемы сущности и смысла жизни человека, взаимосвязи природы и общества, ценностей, свободы человека, противоречий развития современной техногенной цивилизации, будущего человечества и т.п. Ответ должен быть устным, самостоятельным, конкретным и четким. Студент должен не только назвать философские направления и перечислить имена философов, но раскрыть содержание концепций и философских систем. При ответе на второй вопрос нужно показать навыки самостоятельного мышления, умение аргументировано обосновать собственную мировоззренческую позицию. Итоговая оценка на экзамене может включать в себя призовые баллы за активную работу на семинарах, выполнение дополнительных домашних письменных заданий, отметки за работу на образовательном портале ЧГУ. Минимальный балл за ответ на экзамене составляет 20 баллов, максимальный 40 баллов.

На заочной форме обучения возможно проведение экзамена в письменной форме (тест).

 

Теоретические вопросы для подготовки к итоговой аттестации:

 

1. Понятие и структура мировоззрения, его исторические типы.

2. Философия: сущность, предмет, функции. Особенности философского осмысления мира. Структура философского знания.

3. Философия Древнего Востока: основные философские идеи, принципы, школы и направления Индии и Китая.

4. Античная философия: основные идеи и принципы, этапы развития, школы и их представители.

5. Средневековая философия: основные идеи и принципы, этапы развития, школы и их представители.

6. Философия эпохи Возрождения: основные идеи и принципы, этапы развития, школы и их представители.

7. Философия Нового времени: основные идеи и принципы, этапы развития, школы и их представители.

8. Немецкая классическая философия: основные идеи и принципы, этапы развития, школы и их представители.

9. Философия конца XIX-XX века основные идеи и принципы, этапы развития, школы и их представители.

10. Отечественная философская мысль: основные идеи и принципы, этапы развития, школы и их представители.

11. Онтология как учение о бытии. Формы и виды бытия. Бытие и небытие.

12. Философское понимание материи: понятие и атрибуты. Движение, пространство и время как философские категории. Основные концепции.

13. Проблема сознания в философии: структура, природа и сущность. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное. Общественное сознание.

14. Гносеология – учение о познании. Познание, его возможности и границы. Проблема познаваемости мира. Чувственная и рациональная ступени процесса познания.

15. Особенности познания информационной действительности.

16. Многообразие форм познания: философское, религиозное, художественное, обыденное, научное. Методы научного познания. Роль и место науки в культуре современного общества.

17. Проблема истины в философии. Заблуждение и ложь. Критерии истины.

18. Философская антропология – учение о человеке. Природа и сущность человека. Проблема антропогенеза.

19. Деятельность как способ бытия человека. Специфически человеческие виды жизнедеятельности: труд, общение, познание, игра.

20. Проблема личности в философии: понятие, структура, формы социализации.

21. Социальная философия – учение об обществе. Общество как саморазвивающаяся система. Основные сферы жизни общества.

22. Исторический характер общественной жизни. Типология общественного развития: формационный, цивилизационный, культурологический, синергетический подходы.

23. Философское понимание культуры. Соотношение общества и культуры. Классификация типов культуры.

24. Этика как учение о морали. Моральные идеалы, принципы и нормы. Этические основы профессиональной деятельности.

25. Современная мировая цивилизация: ее особенности, противоречия и перспективы (социо-гуманитарный аспект, технический аспект, экономический аспект).

Второй вопрос в экзаменационном билете носит характер практического задания и требует самостоятельного анализа и обоснования со стороны студента.  

Критерии оценки ответа на экзамене:

При оценке ответа студента на экзамене учитываются правильность ответа на вопрос; содержание и полнота ответа на поставленные дополнительные вопросы; логика изложения материала вопроса; умение увязывать теоретические и практические аспекты вопроса; правильность ответа на дополнительные вопросы; культура письменной или устной речи студента.

Оценка Сумма баллов Требования
Отлично 86-100 Оценка «отлично» выставляется в случае, если студент свободно владеет фактическим материалом по заданному вопросу, умеет четко определять связи между фактами, понятиями и категориями, логично и грамотно, с использованием философской и профессиональной терминологии обосновывает свою точку зрения. Также учитывается корректное указание дат имен, географических названий.
Хорошо 85-70 Оценка «хорошо» выставляется в случае, когда студент, владея материалом вопроса, знает его фактическую сторону, умеет правильно сделать выводы из своего ответа, но допускает отдельные фактические или логические ошибки. Важным фактором является недостаточно полный, исчерпывающий ответ на один из вопросов билета, или некритические затруднения при ответах на дополнительные вопросы.
Удовлетворительно 55-69 Оценка «удовлетворительно» выставляется в случае, когда студент слабо владеет материалом вопроса, допускает значительные пробелы в изложении фактического материала или демонстрирует отрывочные знания. Важным фактором являются серьезные фактические ошибки при ответе, путаница в датах, именах, отсутствие умения отвечать на дополнительные вопросы
Неудовлетворительно 0-54 Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент демонстрирует или полное незнание материала билета, или наличие бессистемных, отрывочных знаний, связанных с поставленными перед ним вопросам, проявляет полную некомпетентность при ответе на дополнительные или наводящие вопросы, абсолютно не умеет пользоваться философской терминологией.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: