Одной из важных оценок приемистости автомобиля, т.е. его способности быстро разгоняться, являются максимальные ускорения, развиваемые автомобилем. Наиболее полно картина потенциальных возможностей автомобиля при разгоне выявляется с помощью графика его максимальных ускорений, построенного в зависимости от скорости движения на каждой передаче.
Для построения указанного графика используем ранее выведенную зависимость (73), которая преобразуется в такой вид
ах = (D - y) g / d j, (77)
где ах – ускорение поступательного движения автомобиля, м/с2; g – ускорение свободного падения, м/с2; d j – коэффициент учета вращающихся масс автомобиля (см. п. 1.8).
Ускорения автомобиля рассчитываются на всех передачах в коробке передач, при этом считается, что он движется по дороге без подъемов и спусков, т.е. принимается y = f. Коэффициент учета вращающихся масс d j рассчитывается также для каждой передачи, при этом в зависимости от имеющихся исходных данных по автомобилю используется формула (62) или формула (63). Может также применяться модифицированная формула (62), в которой пренебрегают потерями крутящего момента двигателя из-за ухудшения наполнения цилиндров при ускоренном вращении коленчатого вала (т.е. считают µ е = 0).
При проведении расчетов ускорений и построении результирующего графика удобно использовать табличные данные, ранее полученные при построении тяговой и динамической характеристик автомобиля (см. табл. 4 и табл. 6).
Пример. Построить графики максимальных ускорений автомобиля КамАЗ-5510 (с шинами 240/70R22,5) на всех передачах.
Исходные данные.
Необходимые исходные данные содержатся в табл. 4 и табл. 6 (см. п. 1.9 и п. 1.11).
Порядок действий.
1. Рассчитываем значения коэффициентов учета вращающихся масс d j для каждой передачи в коробке передач. Поскольку в исходных данных отсутствуют сведения о моменте инерции маховика двигателя (Je) и моменте инерции колеса автомобиля (J к),используем для вычислений упрощенную формулу (63), принимая s 1 = 0,03 и s 2 = 0,05. Результаты расчетов d j заносим в табл. 7.
2. Используя данные табл. 6 и табл. 4, находим разность D – f для всех расчетных значений скоростей движения автомобиля Vai на всех передачах. По формуле (77) вычисляем величины максимальных ускорений ах и заносим их в табл. 7.
3. Строим графики зависимости ах = f (Va) на всех передачах трансмиссии (см. рис. 21).
Таблица 7