Блок 9. Внешнее окружение семьи

Знать:

9.1. У вашей семьи есть общие друзья, у каждого из супругов есть его личные друзья, каждый проводит время со своими друзьями отдельно, и эмоционально это не напрягает ни одну из сторон.

9.2. Вы живете по миссии: выстроить прекрасную жизнь для себя и для тех, кого мы любим. Желаете стать успешным, по вашим собственным меркам, а не по меркам, навязанным обществом. Быть значимым, наполнить жизнь смыслом и пользой.

9.3. В отношениях с родственниками, друзьями, коллегами по работе и обществом вы действуете по принципу «давать, ничего не ожидая взамен». Главное время уделяется своей семье, супругу и детям.

9.4. Вы знаете, и контролируете соблюдение всех основных законодательных и нормативных прав и обязанностей в части государственной поддержки семьи и детства.

Уметь:

9.5. Ваша семья – образец патриотического воспитания и гражданского служения государству и обществу.

Владеть:

9.6. Отношения с родителями и родственниками супругов поддерживаются на уважительном и достойном уровне, но без навязчивого участия в делах друг друга.

9.7. Член семьи самостоятельно определяет личную позицию: «Труд во имя других, включая своих близких, – главная ценность человека».

9.8. Вы всегда внимательны к людям и делам, поэтому связываете себя с теми людьми, которые радуют и дарят вам душевный подъем.

9.9. Вы сотрудничаете с образовательными учреждениями для достойного воспитания, эффективного образования и личностного развития детей.

9.10. Деятельность вашей семьи оставляет культурное или материальное наследие для общества и государства.

 

 

Блок 10. Философия развития семьи

Знать:

10.1. Вы изучили и опираетесь в семейной жизни на российские традиции и лучший опыт семейных отношений, в том числе своих родителей.

10.2. Ваша семья может служить примером для других семей и общественности, и вы готовы делиться своим опытом и знаниями.

10.3. Каждое принятое вами решение, каждый шаг должны исходить из намерения прожить правильную и честную жизнь.

Уметь:

10.4. Вы трезво оцениваете проблемную ситуацию, возникшую в семье, и находите оптимальное решение: простое, понятное и мало затратное.  

10.5. Любое принятое решение оценивается через призму полезности и важности для семьи, в целом, и заинтересованного в нем ее члена.

10.6. Вы можете наполнять жизнь добротой, пользой для других людей, в первую очередь, для своей семьи, чтобы сделать мир лучше.

Владеть:

10.7. Вы уверены, что достижение стабильности существования и развития вашей семьи зависит от точного выполнения продуманных решений семейного лидера.

10.8. В обсуждении наиболее важных семейных вопросов участвуют все члены семьи, стремясь достичь единого, общего решения.

10.9. Вы уверены, что даже самые скромные ежедневные улучшения, проводимые с преданностью, страстью, энергией обязательно приведут к невероятным результатам.

10.10. Никакие проблемы не смогут нарушить крепкого семейного союза, верность принципам которого одолеет все временные трудности.

 

Шаг второй. «Семейная жизнь – вот единственная партия, которую стоит выигрывать» - так считаетамериканский писатель Джон Ирвинг. А чтобы выиграть в какой-либо игре, надо знать ее правила и желать участвовать в этой игре. Узнать их можно, только начав обучение, со временем все больше вовлекаясь в процесс самообразования, чтобы в итоге подойти к формированию философии развития собственной семьи.

Поняв необходимость получить необходимые знания и начать освоение всех основных компетенций супруга и родителя, потенциальному молодожену нужно принять позицию ученика. Она заключается в его готовности внимательно изучить минимум необходимой теории семейных отношений, неукоснительно и точно выполнять практические задания, чтобы личностно освоить самые жизненные законы, правила, технологии и методики построения и развития счастливой семьи.

В по-настоящему счастливой семье каждый супруг-родитель обязательно последовательно проходит основные этапы семейных отношений, которые следует назвать проектами становления счастливой семьи:

 

1. НАЙТИ СВОЮ ПАРУ

2. ЗАБОТЛИВЫЙ МОЛОДОЖЕН

3. ОТВЕТСТВЕННЫЙ СУПРУГ

4. УМНЫЙ РОДИТЕЛЬ

МУДРЫЙ ГЛАВА СЕМЬИ

 

Практически это выражается в заполнении исходной матрицы личностной программы распределения компетенций по пяти основным строкам таблицы, представляющим собой главные этапы – проекты становления семьи: «Найти свою пару» (НСП), «Заботливый молодожен» (ЗМ), «Ответственный супруг» (ОС), «Умный родитель» (УР) и «Мудрый глава семьи» (МГС). 10 столбцов в этой таблице – 10 блоков по 10 необходимых компетенций супруга и родителя.

Таким образом, каждый разработчик собственной программы, исходя из личного образного видения своей семьи, самостоятельно определяет приоритеты очередности изучения и освоении всех 100 необходимых компетенций. Сначала вы распределяете по пяти проектам 10 компетенций первого блока «Любовь и качества, которые проявляют любящие супруги» (примерно, по две компетенции в каждый проект). Далее, по такому же принципу, распределяете среди пяти проектов 10 компетенций блока «Качества хорошего отца», затем «Качества хорошей матери», и, так далее. В последнюю очередь по пяти проектам распределяются компетенции из блока «Философия развития семьи», см. пример №1.

 

Пример №1 заполнения исходной матрицы личностной программы распределения компетенций по первому блоку.

 

Проект Блок 1 Блок 2 Блок 3 Блок 4 Блок 5 Блок 6 Блок 7 Блок 8 Блок 9 Блок 10
I. НСП 1.1. 1.4.                  
II. ЗМ 1.3. 1.10.                  
III. ОС 1.8. 1.2. 1.9.                  
IV.УР 1.5.                  
V.МГС 1.6. 1.7.                  

 

Желательно чтобы компетенции по проектам были распределены примерно равномерно - 20 +/- 4 компетенции. При этом, важно, чтобы одна и та же компетенция не может записываться дважды и более в разные этапы-проекты программы. Логика этого в том, что если один раз компетенция уже сформирована, то нет смысла и необходимости осваивать ее повторно. Так же, что ни одна из компетенций не может быть пропущена и не записана в каком-либо из пяти этапов-проектов программы. Отсутствие одной или нескольких компетенций в программе образно означает, что в цельной картинке – фундаменте, рассчитанном на 100 пазлов (10 х 10), будет «дыра» или несколько «дыр», через которые и будет уходить счастье, как песок из дома своей семьи, который вы строите для себя. Вот в этом образе и заключается авторское понимание аксиомы про счастливую и несчастные семьи, сформулированную в романе «Анна Каренина» великим русским писателем Львом Толстым.

Процессу распределения всех компетенций по пяти этапам, как их ранжированию для личностного понимания очередности их освоения, следует уделить достаточно времени и внимания. Можно и нужно снова и снова обращаться к своей матрице компетенций, с тем, чтобы как можно точнее и максимально равномернее, с вашей точки зрения, распределить 100 компетенций по этапам-проектам.

«Семья – не ячейка государства. Семья – это государство и есть» - Сергей Довлатов, русский писатель. Трудно не согласиться с такой глубокой, философской позицией. А значит, воспитание на правильных семейных традициях и умение руководить семьей в нестабильных условиях экономики есть важнейшая государственная задача, которую следует решать системно и поэтапно.

Образовательная программа «Менеджмент счастливой семьи» – это не привычный учебный курс в вузе, по типу обязательных предметов, состоящий из набора академических лекций с семинарами и лабораторными занятиями, для формально обязательной сдачи зачета или экзамена. Таких, например, как высшая математика, отечественная история и физическая культура. Это ваша личная образовательная программа длиною в жизнь, у которой есть начало, но нет конца. При этом, в первую очередь, это самообразование на основе практического освоения и преобразования лучшего опыта семейных отношений для реалий своей семьи. Полученные знания будут востребованы ежедневно, и от того насколько правильно вы их усвоили и качественно применяете, настолько поистине счастливой будет ваша семья.  

Шаг третий. Основной шаг в написании собственной программы заключается в разработке пяти проектов – этапов практического освоения формирования отобранных компетенций. При этом срок выполнения проекта – 21 день (или 1 месяц). Таким образом, максимально на всю реализацию программы вы отводите себе 105 дней (4-5 месяцев или 1 учебный семестр). Структура таблицы освоения компетенций по проекту состоит из следующих позиций, см. Пример №2.

В колонку матрицы «Компетенции» вписываются все компетенции, выбранные для данного проекта путем заполнения исходной матрицы №1. При этом необходимо руководствоваться общим привычным правилом обучения: «от простого – к сложному». Например, для реализации первого проекта «Найти свою пару» вам предстоит решить комплексную задачу по освоению 21 компетенции. Поэтому заполнять матрицу необходимо по следующему принципу: сначала, первыми в таблицу вы записываете уже максимально освоенные вами компетенции, как самые небольшие и несложные задачи, достижение которых не вызовет для вас больших затруднений. А далее, в раздел «Компетенции» вы вписываете более сложные компетенции проекта, требующие для их формирования и освоения большего внимания и усилий.

Такой подход, с точки зрения психологии, более правильный, потому что обеспечивает нам уверенность в своих силах для эффективного выполнения своего проекта. Каждая маленькая победа в решении задач проекта становится отличным мотиватором для постепенного решения всех поставленных вами задач.

 

Пример №2. Матрица освоения компетенций по проекту «Найти свою пару»

№ п.п. Компетенции Срок Результат
1 Постоянная забота, желание помочь и доставить удовольствие друг другу 01.11-05.11 ПРИМЕР! Во всех отношениях с супругом у меня на первом месте стоит любовь, личное внимание и доброе отношение к нему, как к самому лучшему для меня человеку
2      
...      
20      
21      

 

При оформлении и заполнении ячеек всех пяти проектов собственной программы вы исходите из осознания, что счастливо живете в своей семье уже более 25 лет с любимым супругом(ой) и талантливыми детьми. И поэтому текст предложений во всех ячейках столбца «Результаты» оформляется не в форме будущего («буду стараться», «научимся» и т.д.), а в форме настоящего времени. Таким образом, в ячейку «Результаты» по каждой компетенции вы включаете описание конкретного или придуманного, но желаемого примера личной практики и опыта умелого и эффективного владения уже сформированной у вас соответствующей компетенции для позитивного решения конкретной семейной проблемы или родительской помощи детям в процессе их воспитания и развития.

Шаг четвертый. Практическую реализацию собственной программы следует начать с освоения принципа непрерывности действий и в сохранении такта (скорости) формирования необходимых компетенций в точном соответствии с собственным планом. То есть, при движении к поставленной цели нельзя останавливаться. Для понимания значимости такого подхода можно воспользоваться спортивной аналогией. Так, если вам предстоит бежать длинную дистанцию, например, марафон, каждый спортсмен уже в своей голове представил весь долгий бег на 42 км 195 м. Он уже четко распределил свои силы, сформировал необходимый темп бега. Неизвестно, что кому-то из спортсменов удалось успешно преодолеть марафон, выстроив свой бег, как спринт на 211 пробежек по 200 м с остановками на восстановление сил для последующего рывка на новые 200 м.

Надо для себя самого определить, что реализация программы своей семейной жизни – это по аналогии, такой же бег на марафонскую дистанцию. Поэтому, начав движение по освоению 100 необходимых компетенций, нельзя останавливаться после изучения и освоения первых нескольких компетенций. Многочисленные исследования эффективности реализации людьми методик, рассчитанных на длительное (многомесячное) освоение совершенно новых программ и непривычных проектов, взамен ваших подсознательных привычек, показывают, что главное в такой практике – последовательно, настойчиво и точно в одно и тоже время суток выполнять соответствующие методики, в среднем, в течение первых 21 дней. Ровно три недели требуется нашему мозгу, чтобы разрушить старые и создать на их месте новые нейронные связи для формирования новой или другой деятельности, взамен привычной старой, которую вы признали для себя неправильной.

Разработанная вами целевая программа – это документ долгосрочной стратегии создания, становления и развития всей вашей жизни в семье. Но и вашу программу, как и любую стратегию, следует время от времени корректировать в соответствие с происходящими внешними изменениями и различными форс-мажорными обстоятельствами. Что под этим следует понимать? А то, что задачи по практическому освоению вами некоторых компетенций могут измениться, в основном, в части отнесения к времени освоения, взаимосвязи с другими компетенциями проекта и силе их звучания.

Участие в разработке и реализации личной программы счастливой семьи помогает человеку осознанно занять проактивную жизненную позицию. Тем самым мы показываем, в первую очередь, для себя, что готовы выстраивать жизнь по своему желанию, активно влияя на события и внешние обстоятельства. Но даже хорошо разработанная и правильно оформленная собственная программа «Менеджмент моей счастливой семьи» («Семья в моей жизни») может остаться лишь благим пожеланием, если ее не реализовать.

Приучите себя ежедневно уделять лучшее время дня, рано утром, пока вы еще не погрузились в повседневные бытовые заботы и проблемы, связанные с вашей работой, мыслям по постоянному развитию себя для счастья вашей семьи через совершенствование всех 100 необходимых и достаточных компетенций-качеств ответственного супруга и родителя. Так, чтобы применение их в повседневной семейной жизни было для вас естественным, не требовало эмоциональных усилий и приносило радость от осознания силы вашей любви в искреннем служении самым близким для вас людям.

                                 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: