Психология как наука. Отличие научной психологии от житейской.
Психология - (“психо”-душа) (“логос”-наука) - наука о закономерностях возникновения, развития, и проявления психики человека.
Психика - сво-во высокоорганизованной материи отражать происходящее в реальной действительности для того чтобы адаптироваться
(Предмет - психика) (Объект - закономерностях возникновения,
развития, и проявления психики человека).
ЖИТЕЙСКАЯ | НАУЧНАЯ |
1) связанна с конкретными жизненными ситуациями | 1) стремление к обобщению знаний, выявление закономерностей |
2) носят интуитивный характер | 2) уникальный материал |
3) передача ограничена | 3) передача через систему |
4) получение через наблюдения, переживания, рассуждения | 4) рациональное объяснение явлений, прогнозирование |
5) знания ограничены | 5) получение через исследования, эксперимент |
они взаимодополняют друг друга
|
|
Задачи психологии.
(ОСНОВНАЯ) = Изучение объективных психологических закономерностей функционирования психических явлений и процессов, свойств личности и особенностей деятельности человека.(как отражение объективной действительности)
(ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ)
1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов , как отражений объективной действительности. (ТЕОРЕТИЧЕСКИ И ПРАКТИЧЕСКИ) 2. Исследование физических механизмов , лежащих в основе психологических явлений
3. Содействие и внедрение научных знаний в практику
Общая психология имеет большое теоретическое значение, так как она призвана раскрыть свойства, особенности и закономерности психики и человеческого сознания в соответствии с основными положениями диалектического и исторического материализма.
Вместе с тем, как и всякая истинная наука, психология имеет своей конечной целью не просто теоретическое изучение своего предмета, но обязательно приложение добытых научных знаний к практике. Задача советской психологии — содействие построению на научных основах методики обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах производства, а также и других видов деятельности людей.
Объект и предмет психологии. Место психологии в системе наук о человеке.
Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности
|
|
● Предметом психологии являются: психика, ее механизмы закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.
● В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности
Став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией , социологией, педагогикой, историей, с общественными и техническими науками, с биологическими и медицинскими науками.
● Современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии (антропология, анатомия, философия, социология).
Понятие психики: психические явления и факты. Понятие бессознательного.
Психика - свойство высокоорганизованной материи отражать происходящее реальной действительности субъективно. Также она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем
Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие), были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение)
Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики - ее свойств, функций, закономерностей.
Психические явления – это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия.
Бессознательное -- те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.
В область бессознательного входят также психические явления, возникающие во сне; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели; некоторые явления, вызванные болезненным состоянием: бред, галлюцинации.
Бессознательное же объединяет все те механизмы, которые обусловливают регуляцию поведения, не нуждающегося в непосредственном участии сознания
Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.
|
|
Следующее понятие, которое выделял Б. Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и как следствие – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.