Прочитать, ответить на вопросы
Фото ответов вкинуть в ВК
Конспект занятия по экологии
Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
Цель урока:
· обучающая: познакомить обучающихсяс основными задачами и предметом экологии; рассмотреть основные этапы развития экологии как науки; показать, что экологические знания являются основой взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.
· развивающая: развить умение самостоятельной работы с учебником, научно-популярной литературой; развить общеучебные и интеллектуальные навыки, умение работы с табличным материалом; развить логическое мышление, познавательные интересы.
· воспитательная: формирование научного мировоззрения; формирование знания об экологии как области научной картины мира.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы: интерактивный, частично-поисковый.
Межпредметные связи: география, биология, физика
Оборудование: учебник, тетради, презентация занятия
|
|
Ход занятия
І. Сообщение темы, цели, задач и мотивация учебной деятельности.
Пришло время каждому осознать, что мы живем в призрачном озоновом пространстве, что наша Земля – уникальный небесный цветок. А мы уничтожаем этот цветок, разрушаем его оболочку, вырываем нежные ростки лепестков. Птицы и звери, цветы и деревья обращаются к человеку: «Сохрани то, где ты стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии протянутой руки». Необходимо ввести в нашу жизнь такие понятия, как «экологическое мышление», «экологическая деятельность», «экологическое воспитание», «экологическое сознание», «экологическая культура». Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей природной среде, которое строится на базе экологического сознания. Экологическое сознание - обязательный элемент экологической культуры. Оно вырастает на базе логической переработки знаний, но представляет качественно новую ступень, т.к. происходит превращение знаний в убеждения. Именно экологические знания, экологическая образованность, экологическая деятельность позволят научить экологически, мыслить молодое поколение.
ІІ. Изучение нового материала.
Экология как наука.
В 1866 г. молодой немецкий биолог, профессор Йенского университета Эрнест Геккель в своем фундаментальном труде «Всеобщая морфология организмов» впервые употребил этот термин, который был образован из двух греческих слов: ойкос (oikos) - дом, жилище; логос (logos) — слово, логика, наука.Дословный перевод означает «наука о доме (жилище)»
|
|
История развития экологии как науки
Для дальнейшей работы необходимо начертить таблицу и по мере рассказа ее заполнять:
Ученый | Вклад в науку |
В истории развития экологии можно выделить 3 основных этапа.
1 этап - зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. XIX в.)
На данном этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.
Ученые, внесшие вклад в развитии экологии в данный период:
Аристотель (384-322 до н. э.) описал свыше 500 видов известных ему животных и рассказал об их поведении: о миграциях, зимней спячке, строительной деятельности, способах самозащиты и т. п.
Ученик Аристотеля, «отец ботаники» Теофраст Эрезийский (371-280 до н.э.) привел сведения о зависимости формы и роста растений от разных условий, почвы и климата
Гиппократ высказал идею о влиянии факторов среды на здоровье человека.
Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия в отдаленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии.
Русские путешественники 17 – 18 вв. Крашенинников Степан Петрович, Лепехин Иван Иванович, Паллас Петр Симон: описание растительности и животного мира труднодоступных районов (Сибирь, Арктика), первые сведения об образе жизни различных видов, первые идеи о зависимости организмов от среды обитания.
Роберт Бойль (1627-1691) - первым осуществил экологический эксперимент. Изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных.
Жан Батист Ламарк (1744-1829) - автор первого эволюционного учения. «Философия зоологии» - дал представление о сущности взаимодействий в системе «организм – среда».
Английский священник и ученыйТомас Мальтус (1766 - 1834) доказал, что рост численности населения Земли идет в геометрической прогрессии, а рост материальных благ, а первую очередь, сельскохозяйственной продукции – в арифметической, то есть недостаток питания является регулирующим фактором численности населения планеты.
2 этап - Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний.
Чарлз Роберт Дарвин (1809 - 1882) - основатель учения об эволюции органического мира. Вывод Ч. Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.
Эрнест Геккель – автор термина экология. «Экология» - наука об отношениях организмов к окружающей среде, куда относятся все условия их существования.
Большой вклад в развитие экологии внесли такие ученые:
Артур Тенсли выдвинул понятие экосистемы (1935).
Владимир Николаевич Сукачев (1880 - 1967) – ввел в науку понятие «биогеоценоз» (1942). Разработал учение о растительных сообществах.
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - создатель учения о биосфере. Он вводит новое понятие - ноосфера, что означает мыслящая оболочка, то есть сфера разума. Определил глобальные функции живого вещества.
3 этап (50-е гг. XX – до настоящего времени) - превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды.
Из строго биологической науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики».
Юджин Одум в 1953 г. публикует один из лучших учебников по экологии «Основы экологии», который выдержал несколько изданий, в том числе и на русском языке.
Начало природоохранной деятельности Советского государства совпало с рядом первых декретов, начиная с «Декрета о земле» от 26 октября 1917 г., который заложил основы природопользования в стране.
В 30-40 годах в связи с ростом индустриализации страны в России возникает новый вид природоохранной деятельности - рациональное использование природных ресурсов.
|
|
В 70-80-е годы практически ежегодно принимались правительственные постановления об усилении охраны природы, издавались земельные, водные, лесные и иные кодексы, но губительное антропогенное воздействие на природу продолжалось.
Современная экология превратилась в широкий цикл знаний объединив в себе:
· все разделы биологии,
· географии,
· химии,
· геологии,
· физики,
· социологии,
· физиологии человека,
· математики,
· экономики и др.
Связь экологии с другими науками.
Наука | Пример | Практическое значение |
Физическая география | ||
Биогеография | ||
Химия | ||
Климатология | ||
Физиология | ||
Физика | ||
Математика |
Таблицу заполняют.
В XXI веке экология возведена в ранг обобщающей науки, которая включает в себя экологические направления самых различных наук. Так, например, на стыке экологии с другими науками получили развитие такие новые направления, как инженерная экология, геоэкология, математическая экология,сельскохозяйственная экология, промышленная экология, космическая экология и т. д.
Экологическими проблемами Земли как планеты занимается глобальная экология, объектом изучения которой является биосфера как глобальная экосистема (экосфера), а взаимоотношениями в системе «человеческое общество - природа» - социальная экология. Одним из новых самостоятельных ответвлений экологии человека становится быстро развивающаяся отрасль - здоровьесберегающие образовательные технологии в школе, рассматривающая вопросы приобретения человеком навыков здорового образа жизни.