Учебная дисциплина «Антропология» является дисциплиной профессионального цикла и входит в перечень нормативных дисциплин базовой (общепрофессиональной) части направления подготовки 37.03.01 Психология.
Дисциплина связана с такими дисциплинами, как: «История», «Философия», «Культурология», «Социология», «Религиоведение», «Общая психология», «Анатомия и эволюция нервной системы человека» и т.д.
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник программы бакалавриата должен обладать
общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью:
использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
компетенциями (ПК):
в практической деятельности:
способностью и готовностью к:
отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью к:
проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8).
Результаты обучения
Согласно требованиям образовательно-профессиональной программы студенты должны:
знать:
· место человека в системе органического мира;
· основные отличия семейств Понгид и Гоминид;
· основные этапы происхождения человека;
· роль биологических и социальных факторов антропогенеза;
· особенности индивидуального развития человека;
· факторы и критерии роста и развития человека;
· основные показатели «чистых» соматотипов человека;
· основные признаки полового диморфизма;
· биосоциальную структуру человеческих популяций (популяционный полиморфизм);
· происхождение рас у человека, доказательства единства человеческих рас;
· принципы экологической адаптации человека;
уметь:
· исследовать человека с помощью соматоскопии и антропометрии;
· находить антропометрические точки на теле;
· определять пропорции тела
· определять типы пальцевых узоров;
· обрабатывать соответствующую научную литературу.
владеть:
· системой понятий о фило- и онтогенетических закономерностях современного человека, а также понятийным аппаратом антропологии.