Слуховая память - образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: речи, музыки, шумов и т.д. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Слуховую память развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. И эффект начинает проявляться гораздо быстрее. Развитие памяти в младшем школьном возрасте характеризуется Р.С. Немовым постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Господствующим видом памяти младшего школьного возраста, остается память непроизвольная. В зависимости от речевого дефекта различают уровни речевого развития, выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы. Дети уже пользуются развёрнутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчётливо они проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин. Исследования памяти позволяют заключить, что у данной категории детей снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.
|
|
Глава 2. Экспериментальные изучения слухоречевой памяти у детей с фонетико фонематическим нарушением