Конспект занятия по эстрадному вокалу

Цель занятия – освоение приемов певческого дыхания в практической певческой деятельности учащихся.

 

Задачи:

Образовательные:

ü Раскрыть актуальность значения дыхания в жизни человека;

ü Обеспечить усвоение учащимися знаний по формированию и применению правильного певческого дыхания;

ü Показать практическую значимость упражнений.

Развивающие:

ü Обучить методике выполнения упражнений, способствующих профилактике и укреплению здоровья.

ü Создать условия для развития у учащихся вокально-исполнительских

навыков: активность артикуляционного аппарата, нижнереберное

диафрагменное дыхание, музыкальный и гармонический слух, память,

эмоциональную выразительность, навыки двухголосного пения.

Воспитательные:

ü Воспитание художественного вкуса через освоение

ü Воспитание сознательного подхода к обучению.

Личностные:

ü Научить использовать возможности своего организма для укрепления и

сохранения здоровья;

ü Повышения уровня самооценки, стремления к творческой самореализации.

 

Тип занятия: комбинированное занятие с использованием мультимедийной

презентации.

 

Методы:

Словесные – комментарии, объяснения, беседа.

Наглядные – показ, показ-исполнение, объяснительно-иллюстративный.

Практические – творческая работа, вокальные упражнения, проблемно-

поисковый, репродуктивный, элементы исследовательского метода,

сравнительный анализ.

 

Технологии: личностно-ориентированная, развивающего обучения,

межпредметных связей, здоровьесбережения, элементы проблемного

обучения, ИКТ.

 

 

Планируемые результаты: усвоение учащимися знаний по формированию и

применению правильного певческого дыхания и опоры звука; освоение

навыков точного интонирования, двухголосного пения, правильной

артикуляции, четкой дикции, художественно-образного исполнения

произведения.

 

1. Организационный момент

 

Цель: создать условия для эмоционального настроя и плодотворной деятельности.

 

Приёмы мотивации: создание атмосферы психологического комфорта.

 

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,

организация совместной деятельности.

 

 

Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия – «Формирование навыков певческого дыхания».

 

Сегодня мы поговорим о роли дыхания в жизни человека, о том, как правильно дышать, и о том, как правильное дыхание влияет на

наш голос и здоровье.

 

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека.

Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье.

Пение положительно влияет на работу дыхательной системы, почек, гортани, щитовидной железы, сердца.

Пение – отличное средство самовыражения и снятия внутреннего напряжения. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается

дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует формированию хорошей осанки.

Пение – один из факторов улучшения речи, оно благотворно

влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.

 

Пение положительно влияет на общее состояние здоровья.

 

2. Актуализация знаний для изучения нового материала

 

Педагогическая цель: подготовить детей к изучению нового материала,

создать ситуацию выбора приоритета жизненных ценностей, определить

понятия «здоровье».

 

Приём мотивации: занимательность материала, создание ситуации для

самомотивации детей.

 

Педагог: Предлагаю отправиться в путешествие на воздушном шаре.

 

Нарисуйте на листах бумаги воздушный шар, который летит над землей. В корзине воздушного шара нарисуйте человечка.

Представьте, что это вы летите на воздушном шаре. Вокруг голубое

небо, светит солнце. Напишите 9 жизненных ценностей, важных для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, дружба, любовь, семья, богатство, здоровье...). Представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и может скоро упасть. Чтобы подняться вверх, необходимо

срочно избавиться от лишнего балласта. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в 4

списке?

 

Учащиеся перечисляют свои жизненные ценности.

Педагог записывает их в столбик.

Если жизненные ценности повторяются, педагог ставит плюсы. Затем по количеству плюсов и по важности для учащихся определяется рейтинг

жизненных ценностей. Например,

1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.

Приходят к общему выводу о том, что главная жизненная ценность для человека - его здоровье.

 

Что же такое здоровье?  Здоровье – это не просто отсутствие болезней,

это состояние полного физического, психического, социального благополучия.

 

Чем вас лечат, когда вы болеете?

 

Дети обычно отвечают: «Лекарствами».

 

А можно быть здоровым без лекарства?”

 

- «Нет!»

 

Можно, но как?

 

Приходят к выводу о том, что нужно следить за своим здоровьем,

вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, учиться правильно дышать.

 

3. Изучение нового материала

 

Педагогическая цель: формировать знания о роли дыхания в жизни

человека, навыки правильного певческого дыхания, развивать

музыкальный и гармонический слух, память, навыки двухголосного пения.

 

Приём мотивации: эмоциональность изложения, наглядность,

Объяснение материала с использованием компьютерной презентации.

 

 

Беседа «Роль дыхания в жизни человека», объяснение нового материала.

 

Выполнение упражнений.

 

Дыхание – одна из главных загадок человека. Это ключ к множеству

тайн: тайне здоровья, тайне продолжительности жизни, тайне

сверхъестественных способностей.

Только дыхание отличает живое от неживого, нашу планету от всех других в Солнечной системе, камни от цветов, жизнь от смерти.

 

Человек может прожить неделю без воды, 5 дней без сна, месяц – без еды, но его жизнь остановится через несколько минут, если он перестанет дышать.

Еще тысячи лет назад древние целители знали: дыхание позволяет человеку лучше познать себя, восстановить энергетические запасы организма. Это

подтверждается и сейчас.

Дыхание – это основа жизни, это получение жизненной энергии из окружающего пространства.

 

Именно дыхательные упражнения позволяют человеку уйти от

медикаментов.

 

Дыхание уравновешенного человека отличается от дыхания человека в

состоянии стресса. Дыхательные упражнения помогают справиться

с целым рядом проблем современного мира: синдромом

хронической усталости, депрессией, перепадами

настроения. Установлено, что если дышать в радостном темпе,

через некоторое время почувствуешь радость. Также можно вызвать печаль, тревогу и даже страх. Каждой эмоции соответствует свой дыхательный

ритм. Дыхательный ритм имеет большое значение для спортсменов.

Высочайшие достижения в спорте невозможны, если ты не умеешь

правильно дышать. Благодаря дыхательным практикам заметно

омолаживается весь организм.

В нашем организме, как в костре, сгорают питательные вещества и проходят реакции окисления. Чем быстрее и больше поступает в организм кислорода, тем быстрее этот костер прогорит.

Таким образом, можно рассуждать о связи дыхания и продолжительности жизни.

Собака, например, делает 40 вдохов в минуту, ее продолжительность жизни 15-20 лет. Человек делает примерно 17 вдохов в минуту, живет 70-80 лет.

Черепаха делает 1-3 вдоха в минуту, живет 150-200 лет, есть

виды, которые живут до 500 лет.

Какой вывод можно из этого сделать?

Дети приходят к выводу: чем медленнее дышишь, тем дольше

живешь.

 

В легких здорового человека должен быть постоянный уровень CO2 = 6,5%, и значение только этого важнейшего параметра отличает больного человека от здорового. Содержание углекислого газа в организме

можно регулировать тренировками дыхания, и сделать это человек способен в любом возрасте.

Человек – единственное существо на планете, которое способно сознательно управлять своим дыханием, поэтому необходимо работать над собой, контролировать свое дыхание, наслаждаясь долгой и счастливой жизнью.

 

На занятиях мы уделяем большое значение дыханию, т.к. правильное

певческое дыхание – это основа пения.

 

Комплекс здоровьесберегающих упражнений, который сегодня мы

освоим, является профилактикой заболеваний, в первую очередь, заболеваний органов дыхания.

 

Начнем с упражнений на формирование и сохранение правильной осанки и укрепление позвоночника.

 

Упражнение «Замок»

 

Для начала проверим состояние осанки и позвоночника. Заведём правую руку за спину сверху, а левую снизу и сцепим в замок. А теперь поменяем руки. Получилось легко – значит, у вас хорошая осанка и нет особых проблем с позвоночником.

 

А как сформировать осанку?

 

«Книга на голове» - самое эффективное упражнение на сохранение осанки.

Можно постараться выполнить обычные поручения: принеси ручку,

сядь на стул, посмотри в окно, и делать всё это с книгой на голове.

 

Расслабление

 

Во время пения тело должно быть расслаблено, не должно ощущаться напряжение каких- либо мышц. В первую очередь, это относится к мышцам живота и груди: живот должен быть расслабленным, мягким. Грудь

нельзя держать после вдоха «колесом», т.е. выпячивать вперед и в стороны, мышцы шеи не должны быть зажаты. Необходимо также, чтобы гортань во время пения находилась в свободном, естественном положении. Вредна какая-то постоянная маска на лице, искусственная улыбка, широко раскрытые глаза и т.п. Т.е. тело должно находиться в свободном, естественном положении.

Физическое расслабление мышц тела необходимо не только для свободы гортани, но и для правильной работы дыхания.

 

Предлагаю выполнить несколько упражнений на расслабление.

 

Упражнение «Пол - потолок»

 

Задание: Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки над головой и представьте, что вас активно сжимает пол и потолок. Вы – пружина, которая стремится разжаться.

 

Упражнение «Крест»

 

Задание: Встаньте прямо, ноги вместе, руки в стороны. Представьте, что вас

растягивают вертикально (за ноги – вниз, за макушку – вверх), и одновременно – горизонтально (за левую руку – влево, за правую –

вправо).

 

Упражнение «Грим»

 

Накладываем воображаемый грим на лицо, лоб, щеки, подбородок.

Похлопываем, поглаживаем. Можно посмотреться в воображаемое зеркальце и мысленно произнести – «Ах, какая красота!»

Советую выполнять это упражнение перед любым выступлением, оно раскрепощает мышцы лица, снимает внутреннее напряжение, поднимает

настроение, создает чувство уверенности в себе.

 

Упражнение «Самомассаж»

 

Самомассаж улучшает кровообращение, обмен веществ, работу всех органов и систем, повышает тонус организма, помогает противостоять простудам и поднимает настроение.

Исходное положение — стоя. Для выполнения этого упражнения активно прогреваем ладони — трем одну о другую («добываем огонь»). Когда ладони стали горячими, начинаем круговыми движениями растирать поочередно суставы в следующем порядке: запястье, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени.

Соответственно в ходе выполнения упражнения постепенно сгибаемся до нижней точки наклона. После выполнения упражнения медленно поднимаемся, «выстраивая» позвоночник от копчика до шеи.

 

Дыхание – это топливо для вокалистов. От правильно взятого дыхания зависит качество звука в пении.

Следующий комплекс дыхательных упражнений поможет вам лучше ощутить свою диафрагму и правильное певческое дыхание.

 

Мы с вами уже знаем, что дыхание состоит из трех моментов – вдох,

задержка и выдох.

 

Упражнения на дыхание

 

«Вдох-выдох»

 

Вдох и выдох необходимо контролировать диафрагмой – это мощная мышца, которая находится под грудной клеткой.

При вдохе она опускается, при выдохе поднимается. Чтобы проще понять, представим себя в форме шарика или гармошки.

Например, если я, например, гармошка, то, чтобы меня начать растягивать, то при вдохе у меня передняя и задняя стенка, как бы, раздвигают друг друга. Показ.

Во время вдоха представьте, что вдыхаете аромат любимого цветка, при этом следите, чтобы плечи и грудь не поднимались, работала диафрагма и мышцы

поясницы. Чтобы чувствовать диафрагму, покашляйте, положив кулачок под

грудную клетку. Теперь обхватите себя - одна рука на животе, другая

а пояснице. Делаем плавный вдох и плавный выдох на звук «Ф».

Следите, чтобы не поднимались грудь и плечи. Выдыхать воздух

нужно до конца. Попробуем?

Выполнение. Если вы правильно выполняете упражнение, то у вас автоматически пропускается воздух в диафрагму.

Не волнуйтесь, не у всех это получается сразу, нужно долго тренироваться. Желательно выполнять это упражнение дома перед зеркалом.

 

Упражнение на плавном вдохе

«Холодное дыхание» («Свеча»)

 

Нужно поставить перед собой ладошку и подуть на нее.

Свободную руку для контроля положим на живот. Дуем на ладошку, чтобы почувствовать холод на ладони. Выдыхать воздух нужно до конца, чтобы ладошка была всегда холодной. Следим за диафрагмой – живот «убегает», как бы «прилипает» к спине. Показ – выполнение.

 

«Раздувание огня»

Также холодный, только теперь прерывистый выдох. Прикладывайте усилия к тому, чтобы выдох был ощущаем, как будто стоит свеча, и вам нужно

ее задуть.

Упражнение «Вертолет»

 

Без голоса, только вибрацией кончика языка о небо, произносить букву «р». Некоторым трудно произнести звук «р», но все же, постарайтесь предельно

расслабить кончик языка. Нужно делать это предельно долго на одном выдохе и предельно ровно, чтобы звук не прерывался, не переходил в какое-то шипение, а был такой, как маленький вертолет. Нужно быстро и коротко вдохнуть, желательно и ртом, и носом одновременно, причем не в легкие, а сразу в живот. Т.е. грудь не поднимается.

Это упражнение можно где угодно, но, поскольку рычание достаточно громко слышно, то, когда вы уже отработаете это упражнение, поймаете ощущение, можно перейти на тихий свист, на букву «с». Здесь у нас уже получится не вертолет, а воздушный шарик.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: