Христианская живопись

Следует отметить, что изобразительное искусство, живопись занимала особое место в жизни христианина.Она выполняла не только традиционные эстетические функции, но одновременно просвещала, причем сила веры, христианского знания часто напрямую зависели от яркости и одухотворенности изображаемых образов. Так зримое Слово превратилось в своеобразный посох паломнику, с которым шел путник по дороге духовного совершенствования.

Развитие средневековой живописи связано с такими ее разновидностями как монументальная и станковая.

Монументальная живопись, живопись больших форм, украшавшая стены архитектурных сооружений существовала в виде мозаик и фресок. Дорогое мозаичное искусство известное в Древнем Риме, получило великолепное развитие в Византии. До наших дней сохранились прекрасные мозаики храма Св. Софии Константинопольской.

 

 

Однако для варварской Европы раннего средневековья такое искусство было «не по карману» и поэтому не получило большого распространения. Характерным видом монументальной живописи повсеместно в Европе стала фреска ( живопись водяными красками по сырой, иногда сухой, штукатурке). Хотя этот вид искусства, по сравнению с мозаикой, более экономичен, однако работа в этой технике требует развитого образного мышления, сноровки и определенной творческой смелости. Работа в технике фрески, как правило, не предполагает исправлений и требует быстрого (до высыхания штукатурки) завершения произведения.

Станковая живопись – род живописи, которая имеет самостоятельное значение и воспринимается независимо от окружения. Такие произведения часто делают на каком-либо приспособлении, станке, они могут переноситься. Характерными видами станковой живописи средневековья являются иконы и книжные миниатюры.

Возникновение христианской живописи связывают с традициями позднеэллинистической живописи. Наиболее ранние дошедшие до нас иконы датируются 4-6 веками. К этому времени относится зарождение византийской школы иконописи, которая в начале своего развития еще несла в себе дух античного наследия. В раннем изобразительном искусстве Византии мы видим образы, далекие от сурового культа "старчества".

Фрагмент иконы «Богоматерь Царица Небесная». Ранний VIII век. В изображении архангела видны черты античного портрета. 

 

Эти образы наделены возрастом, они юны, не лишены чувственности, их фигуры, почти в античных драпировках, располагаются на фоне сказочно красивых пейзажей с дивными животными, птицами, цветами. Такое искусство скорее обращено к родному античному прошлому, чем к средневековому христианскому будущему.

Фрагмент византийской мозаики VI века в Равенне. Гостеприимство Авраама.

Подобные изображения христианского мира казались апологетам христианства чересчур материальными, языческими. Именно поэтому возникло движение иконоборцев, развернувших острейшую борьбу против идолопоклонства. В течение целого века (VII-IX вв.) в Византии было запрещено изображать Бога и святых в человеческом облике, заменив знакомые образы символическими орнаментами и фигурами. Острейшая политическая борьба завершилась в IX веке возобновлением иконопочитания, однако в ходе вековой дискуссии был выработан своеобразный компромисс – изобразительное искусство стало более строгим, каноничным. Именно эти выработанные правила иконописи унаследовал весь христианский мир. Канон для изографа (художника икон) был своеобразной азбукой, без знания которой невозможно было заниматься иконописью.

Итак, средневековая живопись – это каноническое искусство. Но если творчество художника обставлено рядом жестких правил и не предполагает полной свободы, можно ли утверждать, что он занимается, собственно, творчеством? В этом смысле в некоторых исследованиях по иконописи существует точка зрения, что иконопись – это "не совсем живопись". Попробуем обозначить основные правила иконописного жанра:

1) Икона (от греч.εικοη – образ) воспроизводит круг сюжетов и образов, ограниченных христианской проблематикой;

2) Приемы и методы художественного исполнения иконы подчинены тому, чтобы впроизведении воссоздавался "божественный прообраз", "архетип". Иконописец должен был писать не с натуры, а по образцу, руководствуясь специальными сборниками, которые назывались иконописными подлинниками. Существовали лицевые (иллюстративные) и толковые (словесные) руководства, содержащие краткое  описание предметов изображения и технические рекомендации. Образцы-эталоны передавались от мастера к мастеру, из поколения в поколение. Иконы, воспроизводимые по образцу, назывались изводами. Заметим, что в результате такой работы возникали не вполне копии, скорее тщательные, порой очень талантливые повторения сюжета.

3) Создавая образ, христианский художник сознательно стремился уйти от принципов языческого жизнеподобия. Он творил икону для моления, а ведь верующий человек не нуждается в зримых подробностях– икона для него лишь духовный толчок, напоминание об образе, хранящемся в душе, для начала истинного общения с Богом. Вот почему в искусстве иконописи изображаемый мир утрачивает свою материальность, он становится более плоским, приближая, а не удаляя от зрителя божественную реальность, и, кажется абсолютно бесстрастным. Это достигается с помощью ряда художественных приемов. Так, например, краска на иконах накладывается своеобразными пятнами, художник как будто избегает работы со светотенью, предпочитая обозначать объем всего лишь несколькими светлыми штрихами (оживками, или движками). Безусловно, из античного наследия художники знали о линейной перспективе, при помощи которой можно было передать реальное зрительное восприятие окружающего мира. Однако, в иконописи осознанно используется принцип обратной перспективы1. Она не просто превращает пространство в плоское, ирреальное, а передает смысл видения божественного мира - великого и беспредельного.

4) Икона – это искусство живописного выражения божественного Слова, поэтому за изображением всегда стоит рассказ, литературная основа и живопись обязана проиллюстрировать Слово. Вот почему мы часто на одной иконе можем видеть разновременные события. Например, в иконах "Рождество Христово" в центре композиции – пещера с каноническим изображением Богоматери и младенца Христа, которого своим дыханием согревают вол и осел. И на той же иконе мы видим, как женщина уже омывает тельце новорожденного, и тут же скачут на свет Вифлиемской звезды волхвы, и Иосиф сидит в глубоких размышлениях о жизни, и т. д. Одним словом – живопись повествует. Такая "говорливость" со временем стала характерной особенностью иконописи.

Андрей Рублев.Рождество Христово.

 

5) Икона всегда полна символов, сюжеты, лики святых узнаются исключительно по каноническим атрибутам. "Внешность – это случайность", - отмечал Павел Флоренский характерную особенность иконописи. Символ призван разбудить в душе верующего размышления о Бытии земном и Божественном, Таким образом, символ – это толчок, начало.

Огромную символическую нагрузку в иконе несет цвет, который признан не отражать реальный мир, а подчеркивать духовное содержание сюжета. Заметим, что символика цвета существовала в искусстве разных народов с древнейших времен. Эти старые традиции нашли свое отражение и в средневековой христианской культуре. Например, золото всегда ассоциировалось с божественной непостижимостью и трактовалось как отблеск божественного света; красный – цвет любви; пурпур – цвет власти, царственный; зеленый - символ молодости, правда, употреблялся он ограниченно, так как христианство достижение духовного совершенства ценило выше физической молодости. Белый и черный цвет могли означать цвет жизни, с той разницей, что черный понимался как символ жизни, отданной Богу, то есть монашеской жизни. Следует понимать, что любая символика, в том числе и христианская, полна таинства, и поэтому не всегда уместна категоричность ее трактовки.

Мы попытались обозначить рамки канона, в которых развивалась христианская живопись. Формально можно было бы утверждать, что особенностью творчества художников средневековья являлся отход от традиций жизнеподобия и намеренное создание бестелесного, бесстрастного, вневозрастного образа, находящегося в ирреальном пространстве. Но, оказывается, этот условный язык искусства ушедших веков способен волновать душу современника высочайшей одухотворенностью и эмоциональным напряжением.

Следует отметить, что помимо живописи к X-XI векам в европейское искусство «робко» возвращается скульптура, но не как объемное, трехмерное языческое творчество, которое, как мы знаем, отрицается христианами, а как барельефные декоративные детали оформления, например, капителей колонн.

Заметим, что и в пластике как и в иконописи изображения людей теряет свое жизнеподобие, как-будто раздавливаясь под тяжестью романского камня.

В суровую эпоху раннего европейского средневековья декоративно-прикладное искусство приобрело характерные особенности. Жизнь в романских замках была полна опасностей и тревог. В собственном доме было холодно, темно, неуютно. Христиане особенно боялись темноту, таящей в своих глубинах неизвестность, дьявольские искушения и соблазны. Ситуацию можно было в определенной степени смягчить, благодаря шпалерам – тканным безворсовым коврам, которые вешались на стены. Искусство шпалер было известно и в Древнем мире, но именно в средневековье оно заявляет о себе прекрасными памятниками эпохи. Термин «шпалера», обозначающий ковер, распространялся по Европе с северных территорий. Наиболее ранним примером прообраза европейской шпалеры является ковер из Байё созданный в XI веке.

 Фрагмент ковра из Байё 

На нем изображены сцены похода норманнов во главе с Вильгельмом Завоевателем в Англию. Длинна ковра – около 70 метров! Сюжет и размеры этого произведении, которое ЮНЕСКО включило в список «Память мира», показывают, что в шпалерах видели функции своеобразного оберега с одной стороны (сюжет победоносного похода «грел душу», настраивал на оптимизм), а с другой стороны – функцию утепления, прикрепляя ковер по периметру помещения. Как мы заметили, ковер из Байё был прообразом шпалер, так как он был выполнен вышивкой по грубому льняному полотну. В дальнейшем ковры стали не вышивать, а ткать. Возможно, на становление такого производства оказала влияние культура Востока, точнее - арабская культура. Практика показала, что ткать ковры единым полотнищем, соответствующем помещению, слишком долго, поэтому со временем шпалеры ткались меньшего размера и развешивались на стенах впритык. Такими коврами стали и перегораживать жилые помещения замков. Заметим, что поначалу шпалеры ткались из грубой шерсти, были тяжелы и объемны, выполняя названные функции. На протяжении всего средневековья искусство шпалер было очень любимо и пользовалось спросом. В Европе возникло несколько авторитетных центров производства ковров, например, в Париже, в квартале, где работала семья Гобеленов. С тех пор синонимом слова шпалера является слово гобелен.

Декоративно-прикладное искусство раннего средневековья отличается ещё одной особенностью, которая в истории искусства в целом, превратилась в некую мерку, устоявшуюся формулировку – варварский вкус. Под этим понятием мы подразумеваем всё, что нарушает классические принципы меры, устоявшиеся в античном мире. Действительно, варвары, пришедшие в Европу, демонстрируют нам безмерную любовь к ярким краскам, блеску металла, переливам драгоценных камней. Ювелирные украшения, храмовая утварь, бытовые предметы в среде романской архитектуры почти лишенной цвет выглядят ещё более яркими. Но мы уже знаем, что в таком многоцветии можно разглядеть страх христианина перед мраком, жажду к свету божественному. Если вкусовые особенности людей раннего средневековья объяснимы, обусловлены временем, то демонстрация варварского вкуса сегодня – это или ностальгические игры моды, эпатаж, а, возможно, всего лишь, отсутствие вкуса.

В заключении следует иметь в виду, что в эпоху Средневековья производство и творчество носили исключительно «очеловеченный» характер. Что это значит? В те времена не существовало массового, фабричного, тиражированного производства, которое характерно для буржуазной эпохи. Поэтому каждый ремесленник, напрямую выполняя волю заказчика или работая на локальный, хорошо ему знакомый рынок, в результате своего труда оставлял теплоту своих рук, неповторимый собственный, единичный почерк, поэтому каждое произведение искусства средневековья отмечено уникальностью. В тоже время в отличие от античного, средневековое искусство анонимно. Христиане искренне полагали, что рукой творца водит Бог, поэтому дошедшие до нас немногочисленные имена изографов, резчиков, строителей скорее исключение, своеобразная народная метка их уникального таланта.

 

Вопросы для повторения:

1.Расскажите о принятой научной хронологии европейского средневековья.

2.В чем особенность хронологических рамок русского средневековья?

3. Как люди эпохи Возрождения относились к Средневековью?

4. Перечислите характерные черты раннего европейского средневековья (политика, экономика, культура).

5.Как возник термин Византия? Как называлось это государство в средневековье?

6. Какие обстоятельства вывели Византию в число самых развитых и богатых стран раннего европейского средневековья?

7.В чем выражена традиция взаимоотношений светской и церковной власти, сложившейся в Византии?

8.Когда окончательно пала Византия?

9.Почему Восточная Римская империя оказалась долговечнее Западной?

10. Каковы причины иконоборческого движения?

11.Каковы особенности формирования арабской культуры в древнем мире?

12. Как арабы оказались на Пиренейском полуострове?

13.Кого называют маврами?

14.В чем состояло влияние арабской культуры на европейскую культуру раннего средневековья?

15.В чем заключался смысл реформ Карла Великого в области культуры?

16. Что такое Аахенская Академия?

17.Почему культуру средневековья называют Культурой Слова?

18. Что такое Вульгата?

19.Что Вы знаете о становлении монашества как явления культуры?

20.Кого из великих просветителей раннего европейского средневековья Вы могли бы назвать?

21.Когда и в связи с чем произошел раскол единой христианской церкви?

22. Какие виды искусства характерны для раннего средневековья?

23. Какие виды античного искусства отрицались в раннем христианстве?

24. Какой тип храмовой постройки утвердился на католическом Западе?

25. Что такое апсила, неф? Почему апсида христианского храма ориентирована на Восток?

26. Что такое художественный стиль?

27. Перечислите характерные черты романской архитектуры.

28.Почему иконопись часто называют не совсем живописью?

29. Что Вы знаете о движении иконоборцев?

30. Какие каноны ограничивают живопись иконописца?

31. Почему средневековье знает так мало имен творцов своего времени (художников, скульпторов, строителей)?

31. В чем особенности декоративно-прикладного искусства раннего средневековья?

 

 

 

 


1 Обратная перспектива – условная система приема построения трехмерного пространства и объемных предметов. Параллельные, уходящие к горизонту линии, которые в линейной перспективе изображаются сходящимися, в обратной перспективе – расходящимися. В христианском искусстве обратная перспектива может рассматриваться как некий образ – распахнутого в Божественный Мир окна.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: