Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте.
Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности (Н. Н. Обозов). В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество (И. С. Кон). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин - деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.
|
|
Процесс развития межличностных отношений включает в себя:
динамику;
механизм регулирования межперсональных отношений;
условия их развития.
Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться.
Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов:
ü знакомство;
ü приятельские;
ü товарищеские;
ü дружеские отношения.
Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества.
Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений.
На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят "поступить по-товарищески", "товарищ по оружию").
Дружеские отношения имеют общее предметное содержание - общность интересов, целей деятельности и т. Д.
Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу. Одним из механизмов развития межличностных отношений, как мы уже говорили ранее, является эмпатия - отклик одной личности на переживания другой.
Эмпатия имеет несколько уровней:
ü первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния);
ü второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию;
|
|
ü третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной.
Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные, иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.
Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных - спрессовано, динамично.
Психология межличностного воздействия
Психологическое воздействие сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом. Субъект психологического воздействия может выступать в роли:
организатора;
исполнителя (коммуникатора);
исследователя своего процесса воздействия.
Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.
Субъект межличностного воздействия:
ü изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;
ü выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;
ü считывает поступающие от объекта сигналы об успешности-неуспешности воздействия;
ü организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объекта на субъект) и т. д.
В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.
Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности. Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи, в свою очередь, многомерной системой, включает:
стратегию;
ü тактику;
ü средства;
ü методы;
ü формы;
аргументацию и критерии эффективности воздействия.
Стратегия - это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента.
Тактика - это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов.
В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействия относятся:
ü убеждение;
ü принуждение (на уровне сознания);
ü внушение;
|
|
ü заражение;
ü подражание (на неосознаваемом уровне психики).
Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия могут быть речевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации - доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.). Критерии эффективности воздействия делятся на:
ü стратегические (отсроченные в перспективе, например, мировоззренческие);
ü тактические (промежуточные), которыми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.).
В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, используя их различную интенсивность и частоту проявления. Условия воздействия включают место и время общения, а также количество участников, на которых оказывается воздействие.