Возможности формирования психологической

Структуры учебной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения

 

Во второй серии дополнительного исследования ставилась задача выяснить возможности формирования психологической структуры учебной деятельности в условиях дошкольного учреждения, т.е. до поступления ребенка в школу. Экспериментальную группу составили дети старшего дошкольного возраста, посещавшие подготовительные группы двух детских садов, принимавших активное участие в реализации муниципальной программы по обеспечению преемственности в работе дошкольных и школьных образовательных учреждений и подготовке детей к школе (г.Ярославль, 1997-2000 гг.). В обоих дошкольных учреждениях работают психологи, в задачи которых входит координация усилий педагогического коллектива ДОУ, школы и родителей по подготовке детей к школе, проведение диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми. При этом основное внимание специалистов направлено на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, максимальное использование возможностей образовательной программы (в одном детском саду применялась программа «Детство», в другом – «Развитие») и обеспечение преемственности образовательной работы дошкольного учреждения и школы. Объем экспериментальной выборки 78 человек, средний возраст на момент обследования 6,7 лет. Время обследования – за полгода до поступления в школу (март). Психодиагностическая процедура, методы обработки и интерпретации данных идентичны предыдущим сериям исследования. Структурограмма УВК представлена на рис. 4.

Рис. 4. Структурограмма индивидуальных качеств детей дошкольного возраста (вторая серия дополнительного исследования). В структурограмме отражены взаимосвязи уровня достоверности Р > 0,99.

 

Анализ матрицы интеркорреляций результатов психодиагностического обследования показал очевидное сходство структуры индивидуальных качеств детей второй экспериментальной группы с психологической структурой учебной деятельности учащихся первого класса (основная серия исследования) и значительное отличие от структуры, полученной в первой дополнительной серии (рис.1,3,4). Наиболее значимыми здесь оказались качества: вводные навыки (ВН), мотивы учения (М), принятие задачи (ПЗ), уровень обобщений (УО), произвольность деятельности (ПРД), обучаемость (Об), зрительный анализ (ЗА), графический навык (ГН). В рассматриваемой структуре на высоком уровне значимости (Р> 0,99) представлены все функциональные блоки психологической структуры учебной деятельности. Это позволяет сделать заключение о том, что у дошкольников, посещавших дошкольные учреждения с организованной системой работы по подготовке детей к школе, психологическая структура учебной деятельности оказывается более развитой, чем у дошкольников из ДОУ, где такая работа не проводилась. Полученные результаты позволяют сделать общий вывод о том, что формирование психологической структуры учебной деятельности возможно уже в дошкольный период при условии правильно организованной систематической образовательной работы.

 

Влияние разных образовательных программ

На формирование психологической структуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: