Виды занятий по развитию словаря, характеристика словарной работы с детьми вне занятий

 

Обучение родному языку - планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.

Занятия по развитию словаря могут быть классифицированы следующим образом:

1. В зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия:

¾ занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);

¾ занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая игра «Угадай, чего не стало»;

¾ занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);

¾ занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания),

¾ занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),

¾ занятия по ознакомлению с художественной литературой.

2. В зависимости от применения наглядного материала:

¾ занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);

¾ занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);

¾ занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

3. По дидактическим целям (по типу школьных уроков):

¾ занятия по сообщению нового материала;

¾ занятия по закреплению знаний, умений и навыков;

¾ занятия по обобщению и систематизации знаний;

¾ итоговые, или учетно-проверочные, занятия;

¾ комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

В методике словарной работы выделяют две группы методов: методы окружающей содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

К первой группе методов относятся:

¾ непосредственное ознакомление с окружающим, формирование и обогащение словаря: рассмотрение и обследование предметов, наблюдения, обзоры, целевые прогулки и экскурсии;

¾ опосредованное знакомство с окружающим, формирование и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием в сопровождении беседы, чтение художественных произведений, показ кино-, видеофильмов, просмотр телепередач, показ различного рода театров, дидактические игры с игрушками, предметами, картинками.

Ко второй группе методов относятся: рассмотрение и описание знакомых предметов, игрушек, рассматривание картин со знакомым содержанием, чтение стихов и рассказов познавательного содержания, устное народное творчество, дидактические игры и, особенно, словесные дидактические игры и упражнения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: