Задачи словарной работы определяют, исходя из особенностей словаря детей. Выделяют общие и специальные задачи. К числу общих задач относятся:
¾ обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, которые уже есть в лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
¾ закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
¾ активизация словаря, переход слов из пассивного словаря в активный. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.
|
|
¾ изъятие из речи детей нелитературных слов. Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
К специальным задачам относят: обогащение словаря детей народными образными выражениями, пословицами, поговорками, антонимами, синонимами, метафорами, эпитетами, эмоциональной лексикой, усвоения детьми обобщений, понятий, переносное значение слова, формирование навыков словообразования и тому подобное.
Содержание словарной работы предполагает постоянное расширение, углубление и обобщение знаний о предметном мире. Он определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей: это лексика, которая необходима ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования различных видов деятельности.
Прежде всего, это:
¾ бытовой словарь: названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов быта, пищи, помещений;
|
|
¾ естественный словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;
¾ обществоведческих словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни;
¾ эмоционально-оценочная лексика: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства, качественную оценку предметов, слова, эмоциональная значимость которых образуется с помощью словообразовательных средств, образование синонимов;
¾ лексика, которая обозначает время, пространство, количество.
В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств и качеств, слова, выражающие родовые (фрукты, посуду, игрушки) и абстрактные обобщающие понятия (добро, зло, красота и т.д.).
В зависимости от возраста и уровня развития речи детей содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях:
¾ расширение словаря на основе ознакомления с кругом предметов и явлений, которое постепенно увеличивается;
¾ усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
¾ введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Таким образом, содержание словарной работы предусматривает постепенное расширение, углубление и обобщение знаний о предметном мире.