Семейное законодательство

 

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 3 СК РФ, семейное законодательство состоит из Семейного кодекса РФ и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ним, а также из законов субъектов РФ.

Помимо Семейного кодекса, ряд норм семейного права содержится в ГК РФ. Примером может служить статья 256, регулирующая общую совместную собственность супругов.

Поскольку гражданское законодательство относится к федеральной компетенции, а семейное - к совместной, гражданское законодательство рассматривается как законодательство, более высокого уровня. Нормы, содержащиеся в СК, не могут ему противоречить и должны только развивать положения, включенные в ГК.

Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ, принятый государственной Думой РФ 8 декабря 1995г. и веденный в действие с 1 марта 1996г.

Кодекс состоит из следующих разделов: “Общие положения”, “Заключение и прекращение брака”, “Права и обязанности супругов”, Права и обязанности родителей и детей”, “Алиментные обязательства членов семьи”, “Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей” и “Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства”.

Нормы, содержащиеся в семейном кодексе РФ, конкретизируются в других федеральных законах. Например, Федеральным законом “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей”, принятым Госдумой РФ 4 декабря 1996г. и одобренным Советом Федерации 10 декабря 1996г., регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительных гарантий права на образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение и др.

С учетом того, что семейное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в Семейном кодексе большинство норм регулирует те отношения, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому Семейный кодекс в этой области выступает в качестве базового акта, на основе которого и в соответствии с которым должны приниматься как другие федеральные законы, так и законы субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе регулировать семейные отношения в двух случаях:

1. Если эти отношения прямо отнесены Семейным кодексом к их ведению;

2. Если эти отношения непосредственно Кодексом не урегулированы.

В соответствии с Конституцией международные договоры РФ являются частью правовой системы. В связи с этим в случае, если положения такого международного договора вступают в противоречие с положениями семейного кодекса или иного семейно-правового акта, применяются нормы международного договора. Прежде всего это относится к международным конвенциям, участницей которых является Россия, и к договорам о правовой помощи по гражданским и семейным делам.

В состав семейного законодательства входят также нормативно-правовые акты Правительства РФ. Правительство управомоченно издавать акты, регулирующие семейные отношения только в случаях, прямо предусмотренных Семейным кодексом, другими законами или указами Президента РФ.

В ст. 3 СК РФ в числе актов, содержащих нормы семейного права, не названы нормативно-правовые акты, которые принимают министерства и другие федеральные органы исполнительной власти (ведомственные акты).

По данному вопросу можно согласиться с высказанным в юридической литературе мнением о том, что после принятия семейного кодекса существование таких ведомственных актов в сфере семейных правоотношений должно быть крайне ограничено. Принятие их возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ либо постановлениями Правительства РФ.

Судебная практика по семейным делам, так же как и постановления Пленума Верховного Суда РФ, не относится к источникам семейного права. Тем не менее они играют важную роль при применении семейного законодательства. Пленум Верховного Суда может давать судебное толкование положений законодательства, которое, хотя и не является источником права, тем не менее подлежит применению всеми судами РФ. Таким образом, значение положений постановлений Пленума Верховного Суда на практике нередко оказывается не меньшим, чем значение норм права.

 

ГЛАВА 2. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: