Мифологема умирающих и воскрешающих богов

СИМПАТИЧЕСКАЯ МАГИЯ

Согласно Фрэзеру, магия в своей основе носит чисто интеллектуальный характер - в ней нет ничего мистического. Отправной точкой для исследований Фрэзера послужила идея о том, что первобытные люди уже постигают регулярность природы - порядок вещей, возобновляющийся в неизменной последовательности, без какого-либо вмешательства со стороны иных факторов. Этот порядок понимается таким образом, что вещи оказывают воздействие друг на друга на расстоянии в силу симпатии. Эта симпатия не имеет никакого отношения к эмоциональности и лишь обозначает связь между существами и вещами через прямое сродство. В этом смысле любая магия является магией симпатической. Но следует различать два вида магии в зависимости оттого, лежит ли в ее основании закон подобия или закон соприкосновения, заражения. Мы получаем, таким образом, с одной стороны, «подражательную магию», с другой стороны - «симпатическую магию в строгом смысле слова», или «магию через сходство». Подражательная магия была позднее определена Фрэзером как «гомеопатическая», а магия собственно симпатическая - как «контагиозная магия», причем эти термины имеют более широкий смысл, поскольку включают в себя даже магические отношения между растениями и неодушевленными предметами.

Эти две разновидности магии являются лишь ошибочным развитием ассоциации идей через сходство. «Магия есть систематическая фальсификация закона природы, в то же самое время она - ошибочное руководство для поведения, лживая наука, бесполезное, бесплодное искусство», «она - незаконнорожденная сестра науки». В этом смысле магия есть «суеверие, часто используемое более хитрыми и более умными для того, чтобы доминировать над себе подобными». Однако это суеверие имело целый ряд позитивных последствий, которые наш автор берется перечислить. Прежде всего, магия стала источником возникновения, с одной стороны, науки и техники, с другой стороны - религии; она способствовала зарождению и укреплению целого ряда социальных институтов первостепенной важности - таких, как монархическая власть и власть государственная, частная собственность, брак, уважение к человеческой жизни, - этих «столпов цивилизованной жизни».

 

РАСТИТЕЛЬНЫЕ КУЛЬТЫ

Растения всегда играли в жизни человека немаловажную роль. Древнего человека окружали страхи перед мощью дикой природы и боязнь остаться без урожая.

Первые страхи рождены богатой фантазией: большая часть суши была покрыта таинственными, неизведанными лесами, манящими и одновременно отпугивающими, населенными различными существами.

Мир в целом представлялся древнему человеку одушевленным; деревья и растения не составляют исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно обращается с ними.

Из представления о деревьях и растениях как об одушевленных существах естественным образом вытекает их деление на деревья мужского и женского пола, которые могут сочетаться между собой браком в реальном, а не просто в метафорическом или поэтическом смысле слова. Но в то время, как у высших видов животных половые органы обычно распределены между различными особями, у большинства растений они сосуществуют в каждой особи. Правило это, однако, никоим образом не является всеобщим; у многих видов растений растение мужского пола отличается от растения женского пола. Это, видимо, было подмечено некоторыми первобытными народами.

Боязнь остаться без урожая – второй страх человека перед растительным миром - заставлял людей прибегать к магии для стимуляции роста культурных растений.

Верование в симпатическое воздействие полов на растительность побуждало одни народы предаваться необузданным страстям, а другие – попытаться достичь той же цели посредством воздержания.

Ответ на вопрос о том, почему сходные верования логически приводят разные народы к таким противоположным способам поведения, как строгое целомудрие и неприкрытый разгул, не заставит себя искать слишком долго, если стать на точку зрения дикаря. Дикарь, отождествляющий себя с природой, не может отделить собственные побудительные мотивы от способов, которыми природа пользуется для воспроизведения, он может прийти к одному из двух заключений: во-первых, он может сделать вывод, что, отдаваясь своим вожделениям, он принимает участие в размножении растений и животных; во-вторых, он может вообразить, что энергия, которую он не израсходует на воспроизведение собственного потомства, образует запас энергии, который другие представители растительного и животного царства смогут использовать для размножения.

Так что из одной и той же грубой философии, из одних и тех же примитивных представлений о природе и жизни дикарь может прийти к разным формам поведения.

 

МИФОЛОГЕМА УМИРАЮЩИХ И ВОСКРЕШАЮЩИХ БОГОВ

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: