Субъекты государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:
Органы общей компетенции
Органы специальной компетенции
Все государственные органы функционируют в соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» о 21.05.2012
Органы общей компетенции:
- Для органов общей компетенции решение вопросов экологопользования и охраны окружающей среды не является их специальной функцией, решения данных органов имеют определенные территориальные пределы действия и распространяются на физических и юридических лиц в пределах территории всей страны, субъекта РФ или территории местного самоуправления
1.Президент РФ(издает указы и распоряжения по вопросам экологопользования и охраны окружающей среды)
2. Правительство(обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии, издает постановления и распоряжения по вопросам использования природных ресов)
3. Федеральное собрание
4. Прокуратура
5. Министерство юстиции
6. Министерство внутренних дел
7. Министерство по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
К органам специальной компетенции относятся специально уполномоченные государственные органы исполнительной власти, на которые возложены конкретные функции по управлению в сфере охраны и рационального природопользования — Минприроды, Минсельхоз, Минэкономразвития России, Росрыболовство и др.
|
|
Минприроды России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы но надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию.
Росрыболовство осуществляет свои полномочия в установленных законодательством РФ случаях на территории РФ, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ, а также в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств и в открытых районах Мирового океана.
Министерство экономического развития Российской Федерации - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, лицензирования, безопасности процессов производства, саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, оценочной деятельности, земельных отношений
|
|
IV) Экологический мониторинг, нормирование и стандартизация
Нормирование в области охраны окружающей среды – это установление системы нормативов качества окружающей среды, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Виды нормативов:
1) Нормативы качества окружающей среды - Устанавливаются в соответствии с химическими,физическим и биологическими показателями
2) Нормативы допустимого воздействия:
1. допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
2. образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
3. допустимых физических воздействий (тепло, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и др.);
4. допустимого изъятия компонентов природной среды;
5. допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду
Мониторинг окружающей среды – система наблюдений за состоянием окружающей среды.
Основной документ - Положение «О государственном экологическом мониторинге», утверждено Постановлением Правительства РФ от 09.08.201
Мониторинг бывает:
1. федеральный,
2. региональный,
3. локальный
4. На международном уровне выделяется Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС)
Экологическая стандартизация представляет собой комплекс научно обоснованных нормативов и правил, которые регламентируют предельно допустимые значения влияния хозяйственной деятельности предприятия на состояние окружающей среды
Объектами экологической стандартизации становятся земельные, водные, биологические ресурсы, воздух и озоновый слой, плодородная почва, земля и ее недра, животные особи и растительный мир, заповедники, лесные массивы и т.д. Исходя из разнообразия объектов, стандартизация природоохранной деятельности направлена на решение нескольких ключевых задач: сохранение природных экопарков и заповедных фондов, поддержка естественной флоры и фауны; рациональное применение природных и биологических ресурсов; обеспечение равновесия между технологическим прогрессом и качественными показателями состояния окружающей среды; разработка правил освоения земли и акваторий, которые не нарушают естественных условий функционирования экообъектов; совершенствование экоменеджмента в соответствии с нуждами социума.