Метод изучение этнических стереотипов - методика «множественной идентификации» (В.Ф. Петренко), - сопоставление ролевых позиций и выявление стоящих за ними идентификаций через описание характерных поступков.
Апробация этой методики проводилась на материале русской и азербайджанской выборок (девушек-студенток от 20 до 30 лет), для которых было выделено 90 возможных поступков из семейно-бытовой сферы: «познакомиться с парнем на улице», «стремиться к высшему образованию», «распоряжаться семейным бюджетом», «курить сигареты», «изменить мужу в ответ на его измену» и т.д.
Поступки выделялись с учетом их типичности для сопоставляемых культур и естественности для исследуемой социальной группы.
Испытуемые оценивали значимость каждого поступка по шестибалльной шкале с 12 ролевых позиций: 1) я сама; 2) моя мать; 3) идеал женщины с моей точки зрения; 4) идеал женщины, принятый в обществе; 5) типичная женщина; 6) женщина 40 лет назад; 7) женщина через 20 лет; 8) женщина с неудавшейся личной жизнью; 9) презираемая мною женщина; 10) русская (для азербайджанок) и азербайджанка (для русских); 11) грузинка; 12) эстонка.
|
|
Формой обработки данных и одновременно формой их представления выступало построение семантических пространств с использованием факторного анализа, который позволил свести множество поступков к обобщенным «типичным» показателям, объединяющим сходные поступки в одно измерение.
Контент-анализ в этнопсихологических исследованиях (от англ. contents — содержание) — метод анализа и оценки информации (содержащейся в научных источниках, художественной и мемуарной литературе, в различных документах, архивных материалах, видеозаписях, радиопередачах, интервью и т.д.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц текста и замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности. Применительно к изучению национальной психологии он состоит в фиксировании частоты употребления и степени выраженности понятий, суждений, отражающих те или иные национальные особенности: специфику проявления национального сознания и самосознания, черт национального характера и темперамента, других национально-психологических особенностей людей.
Региональная картотека человеческих отношений (Human Relations Area Files — HRAF) — метод, применяющийся в основном зарубежными исследователями и заключающийся в обобщении, классификации и систематизации хранения этнографических и этнопсихологических данных.
Его автор — Д. Мердок — начал работу над картотекой в конце 30-х гг. XX в. Сейчас она представляет собой около полумиллиона страниц печатного текста, в которых содержатся разнообразные сведения о различных сторонах жизни, деятельности, поведения и национально-психологических особенностях многих этнических общностей мира, сгруппированные по двум признакам: территориально-культурному и предметному.
|
|
Тренинг кросскультурных умений — совокупность способов, приемов и методик для активного обучения людей навыкам познания и осмысления этнопсихологических и этнокультурных особенностей. В тренинге используются специальные социально-психологические средства самопознания, мониторинг и программирование межличностного поведения в иной культурной среде.
Проблема валидности методик. Дело в том, что каждая конкретная методика создается в определенной стране и предназначена для изучения представителей ее этноса. Приемлемо ли использование этой методики в других странах? Что нужно сделать, чтобы используемый экспериментальный материал был, с одной стороны, понятным и доступным представителям разных этнических групп, а с другой — максимально идентичным, ведь только в этом случае можно говорить о правомерности сравнительного анализа результатов?
Многочисленных попытки создания свободного от культуры теста (что приобретало особое значение при исследовании интеллектуальных способностей).
При этом исследователи столкнулись с проблемой отношения к процедуре эксперимента у представителей различных этнических групп.
Такой невербальный тест, как тест-лабиринт, считается свободным от влияния культуры, однако когда его предложили австралийским аборигенам, выяснилось, что они не хотят следовать инструкции: привыкшие к принятию решения (и тем более — к его реализации) только после коллективного обсуждения, они, во-первых, отказывались приступать к выполнению теста без предварительного выяснения мнений хотя бы старейшин племени, а во-вторых, не могли согласиться с тем, что сам экспериментатор, которого они недавно столь торжественно провозгласили почетным членом их общества, отказывается участвовать в обсуждении и помогать им. Именно подобного рода казусы и дали основание этнологам утверждать, что попытки создания подобных «свободных методов» обречены на неудачу.
Сможет ли исследователь объективно и беспристрастно сопоставлять особенности своей и чужой культуры, или же он имеет право изучать и сравнивать только культуры тех этнических групп, к которым сам не принадлежит.
Проблема коммуникации. Если предположить, что исследователь приехал изучать чужую для него культуру, то возникает вопрос о том, смогут ли испытуемые и исследователь адекватно понимать друг друга и будут ли полученные результаты избавлены от погрешностей, вносимых в коммуникацию представителями разных культур.
Надежность этнопсихологических исследований — фундаментальная характеристика этнических исследований, которая показывает, в какой степени представительны полученные научные результаты, насколько они устойчивы при повторных исследованиях.
Привлечения большого количества экспертов из разных этнических и социальных групп при оценке национально-психологических особенностей представителей конкретной нации.
Так, путешественники бессознательно выделяют в психологическом портрете любого этноса те черты, которые помогают в странствиях по свету,
коммерсанты в психологическом портрете того же этноса выделяют несколько иные черты — те, что связаны с успешностью проведения коммерческих операций,
военные чаще обращают внимание на моральный дух и боевые качества, которые являются составляющими морально-психологического состояния войск конкретного государства, и т.д.
У немцев путешественник обычно констатирует их сдержанность и малую общительность,
коммерсант отмечает их практичность, доходящую до высокой степени экономности,
военный — дисциплинированность, исполнительность, склонность к порядку.