Урок русского языка в 3 классе, тема урока: «Знакомство с понятием «сложные слова»

Урок как основная форма организации обучения в школе

 

Теоретическая часть

Из истории вопроса

Классно-урочную систему разработал Я.А. Коменский в 17 веке и описал в книге «Великая дидактика». Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на классы, поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами. Были выделены структурные части урока: начало, в течение которого учитель с помощью вопросов побуждал учащихся восстановить в памяти пройденный материал; продолжение, когда учитель разъяснял новый материал; окончание, когда учащиеся закрепляли пройденный материал, выполняли упражнения. Коменский был против домашних заданий. По его мнению, школа – это учебная мастерская, следовательно, в ней, а не дома, надо обеспечить успех в учении.

Классно-урочная система получила распространение во всех странах и в своих основных чертах остается неизменной уже на протяжении нескольких столетий. В нашей стране дальнейшее развитие классно-урочная система обучения получила у К.Д. Ушинского, он разработал типологию уроков.

 

- Каковы на ваш взгляд, плюсы и минусы классно-урочной системы обучения? Зафиксируйте свои ответы в таблице.

Классно-урочная система

Плюсы Минусы
   

 

Урок является основной формой организации обучения в школе и сегодня.

Урок – основная форма организации обучения в школе, при которой учитель в течение установленного времени руководит учебно-познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы обучения, создающие благоприятные условия для овладения знаниями, формирования умений и навыков и личностного развития всех учащихся.

Каждый урок складывается из определенных элементов (этапов), которые могут выступать в различных сочетаниях, определяя, таким образом, структуру урока.

Структура урока – определенная последовательность элементов урока в определенной взаимосвязи.

Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Типология уроков – общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет.

И.Н. Казанцев выделяет типы уроков по ведущему методу обучения:

- урок-лекция,

- урок-беседа,

- урок-экскурсия,

- киноурок,

- лабораторные и практические уроки.

Большинство других авторов С.В. Иванов, М.А. Данилов, Г.И. Щукина и др. в основу типологии кладут дидактическую цель и место урока в системе уроков:

1. урок-ознакомление с новым материалом,

2. урок- повторения и закрепления знаний,

3. урок-обобщение и систематизация изученного,

4. урок-выработки и закрепления умений и навыков,

5. урок-проверки знаний,

6. комбинированные или смешанные уроки.

 

Структура урока - ознакомления с новым материалом:

- повторение предыдущего материала,

- объяснение учителем нового материала и работа с учебником,

- проверка понимания и первичное закрепление знаний,

- задание на дом.

Структура урока - повторения и закрепления знаний:

- проверка домашнего задания,

- выполнение устных и письменных упражнений,

- проверка выполненных заданий,

- задание на дом.

Урок -обобщения и систематизации изученного:

Проводятся в конце изучения отдельных тем или разделов. Обязательным элементом является вступительное и заключительное слово учителя. Само повторение и обобщение может проводится в форме рассказа, кратких сообщений, чтения параграфов учебника или беседы учителя с учащимися.

Структура урока - выработки и закрепления умений и навыков:

- воспроизведение теоретических знаний,

- выполнение практических заданий и упражнений,

- проверка выполнения самостоятельных работ,

- задание на дом.

 

Структура комбинированного урока:

- проверка домашней работы и опрос учащихся,

- изучение нового материала,

- первичная проверка усвоения,

- закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений,

- повторение ранее изученного в виде беседы,

- проверка и оценка знаний учащихся,

- задание на дом.

 

Практическая часть

 

Ознакомьтесь с конспектом урока русского языка в 3 классе (Приложение 1). Определите тип урока. Докажите свое утверждение, указав все структурные элементы урока.

 


 

Приложение 1


Урок русского языка в 3 классе, тема урока: «Знакомство с понятием «сложные слова»

 

-Добрый день!

Ребятишки, вам тепло? (Да!)

В классе стало всем светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уж закончился урок? (Нет!)

Только начался урок? (Да!)

 А хотите вы учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

 

-Начинаем урок русского языка.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

-Откройте тетради, подготовьте их к работе.

 

1. Чистописание

Хх хХх Хо Хл хох оро оло

Хорошо учиться всегда пригодится.

-Обратите внимание, что у буквы «о» может быть и верхнее и нижнее соединение. В данном предложении используется верхнее соединение.

 

2. Вспомним изученные орфограммы.

 - Сегодня мы продолжаем путешествовать по просторам русского языка, где можно встретить множество орфограмм. Они очень любят играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось: БЕЗУДАРНЫЕ, ПАРНЫЕ, НЕПРОИЗНОСИМЫЕ, УДВОЕННЫЕ.

 

- Вспомните полные названия этих орфограмм.  

- В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?

- Что такое корень слова?

- Какие слова называются однокоренными? 

 

3. Постановка проблемного вопроса

-Прочитайте слова на доске (вода, водичка, падает, водный, падение, водопад)

-Как вы думаете, сколько групп однокоренных слов записано?

-Какие это группы? (с корнем -вод- и с корнем –пад-)

-Распределите их по столбикам (2 ученика у доски)

-Почему взял(а) эти слова в 1 группу? (с корнем –пад-)

-Почему взял(а) эти слова во 2 группу? (с корнем –вод-)

(Если не возьмут слово водопад)

Почему вы не взяли слово водопад?

-Вы считаете, что это слово лишнее?

-Объясните, что обозначает слово водопад. (Поток воды, который падает с высоты)

-Как вы считаете, куда его нужно отнести?

-Что вас удивило? (одно слово может быть однокоренным для двух разных групп)

-Какие вопросы возникают? (Какой корень в слове водопад? Может ли в слове быть два корня или всегда только один? Как это определить?)

-Как же на них ответить? (Мы пока не знаем)

-Знаний не хватает, поэтому мы начинаем новую тему, которая поможет нам решить проблемную ситуацию.

 

4. Работа по учебнику. Откройте учебник на стр.104, прочитайте тему.

-Употребляли мы раньше словосочетание «сложные слова» на уроках русского языка?

- Сформулируйте цель нашего урока… / узнать, какие слова называются сложными.

 

5. Открытие нового знания (поиск решения)

-Начнём с наблюдения. 

-Посмотрите на иллюстрацию. Это птичка называется горихвостка. Послушайте, как описывает её Е. Ильин в своём стихотворении (зачитывается стихотворение).

-Что особенного у этой птички?

-Понаблюдаем как образовалось слово горихвостка? (запись на доске горихвостка)

-Подберите однокоренные слова с корнями -гор- и –хвост-, запишите эти слова в 2 столбика

-Почему вы считаете, что эти слова однокоренные?

-Послушайте ещё раз слово ГОРИХВОСТКА.

-Что заметили? (в слове 2 корня).

 

Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами.

 

-Вернёмся к цели урока – узнать какие слова называются сложными.

Посмотрите на результат нашего наблюдения. Можно ли слово горихвостка считать сложным?

-Так какие же слова называются сложными? (дети дают определение)

-Сравните наш вывод с выводом в учебнике на стр.106.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: