Урок как основная форма организации обучения в школе
Теоретическая часть
Из истории вопроса
Классно-урочную систему разработал Я.А. Коменский в 17 веке и описал в книге «Великая дидактика». Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на классы, поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами. Были выделены структурные части урока: начало, в течение которого учитель с помощью вопросов побуждал учащихся восстановить в памяти пройденный материал; продолжение, когда учитель разъяснял новый материал; окончание, когда учащиеся закрепляли пройденный материал, выполняли упражнения. Коменский был против домашних заданий. По его мнению, школа – это учебная мастерская, следовательно, в ней, а не дома, надо обеспечить успех в учении.
Классно-урочная система получила распространение во всех странах и в своих основных чертах остается неизменной уже на протяжении нескольких столетий. В нашей стране дальнейшее развитие классно-урочная система обучения получила у К.Д. Ушинского, он разработал типологию уроков.
|
|
- Каковы на ваш взгляд, плюсы и минусы классно-урочной системы обучения? Зафиксируйте свои ответы в таблице.
Классно-урочная система
Плюсы | Минусы |
Урок является основной формой организации обучения в школе и сегодня.
Урок – основная форма организации обучения в школе, при которой учитель в течение установленного времени руководит учебно-познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы обучения, создающие благоприятные условия для овладения знаниями, формирования умений и навыков и личностного развития всех учащихся.
Каждый урок складывается из определенных элементов (этапов), которые могут выступать в различных сочетаниях, определяя, таким образом, структуру урока.
Структура урока – определенная последовательность элементов урока в определенной взаимосвязи.
Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.
Типология уроков – общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет.
И.Н. Казанцев выделяет типы уроков по ведущему методу обучения:
- урок-лекция,
- урок-беседа,
- урок-экскурсия,
- киноурок,
- лабораторные и практические уроки.
Большинство других авторов С.В. Иванов, М.А. Данилов, Г.И. Щукина и др. в основу типологии кладут дидактическую цель и место урока в системе уроков:
1. урок-ознакомление с новым материалом,
2. урок- повторения и закрепления знаний,
3. урок-обобщение и систематизация изученного,
|
|
4. урок-выработки и закрепления умений и навыков,
5. урок-проверки знаний,
6. комбинированные или смешанные уроки.
Структура урока - ознакомления с новым материалом:
- повторение предыдущего материала,
- объяснение учителем нового материала и работа с учебником,
- проверка понимания и первичное закрепление знаний,
- задание на дом.
Структура урока - повторения и закрепления знаний:
- проверка домашнего задания,
- выполнение устных и письменных упражнений,
- проверка выполненных заданий,
- задание на дом.
Урок -обобщения и систематизации изученного:
Проводятся в конце изучения отдельных тем или разделов. Обязательным элементом является вступительное и заключительное слово учителя. Само повторение и обобщение может проводится в форме рассказа, кратких сообщений, чтения параграфов учебника или беседы учителя с учащимися.
Структура урока - выработки и закрепления умений и навыков:
- воспроизведение теоретических знаний,
- выполнение практических заданий и упражнений,
- проверка выполнения самостоятельных работ,
- задание на дом.
Структура комбинированного урока:
- проверка домашней работы и опрос учащихся,
- изучение нового материала,
- первичная проверка усвоения,
- закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений,
- повторение ранее изученного в виде беседы,
- проверка и оценка знаний учащихся,
- задание на дом.
Практическая часть
Ознакомьтесь с конспектом урока русского языка в 3 классе (Приложение 1). Определите тип урока. Докажите свое утверждение, указав все структурные элементы урока.
Приложение 1
Урок русского языка в 3 классе, тема урока: «Знакомство с понятием «сложные слова»
-Добрый день!
Ребятишки, вам тепло? (Да!)
В классе стало всем светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уж закончился урок? (Нет!)
Только начался урок? (Да!)
А хотите вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
-Начинаем урок русского языка.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
-Откройте тетради, подготовьте их к работе.
1. Чистописание
Хх хХх Хо Хл хох оро оло
Хорошо учиться всегда пригодится.
-Обратите внимание, что у буквы «о» может быть и верхнее и нижнее соединение. В данном предложении используется верхнее соединение.
2. Вспомним изученные орфограммы.
- Сегодня мы продолжаем путешествовать по просторам русского языка, где можно встретить множество орфограмм. Они очень любят играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось: БЕЗУДАРНЫЕ, ПАРНЫЕ, НЕПРОИЗНОСИМЫЕ, УДВОЕННЫЕ.
- Вспомните полные названия этих орфограмм.
- В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?
- Что такое корень слова?
- Какие слова называются однокоренными?
3. Постановка проблемного вопроса
-Прочитайте слова на доске (вода, водичка, падает, водный, падение, водопад)
-Как вы думаете, сколько групп однокоренных слов записано?
-Какие это группы? (с корнем -вод- и с корнем –пад-)
-Распределите их по столбикам (2 ученика у доски)
-Почему взял(а) эти слова в 1 группу? (с корнем –пад-)
-Почему взял(а) эти слова во 2 группу? (с корнем –вод-)
(Если не возьмут слово водопад)
Почему вы не взяли слово водопад?
-Вы считаете, что это слово лишнее?
-Объясните, что обозначает слово водопад. (Поток воды, который падает с высоты)
-Как вы считаете, куда его нужно отнести?
-Что вас удивило? (одно слово может быть однокоренным для двух разных групп)
-Какие вопросы возникают? (Какой корень в слове водопад? Может ли в слове быть два корня или всегда только один? Как это определить?)
-Как же на них ответить? (Мы пока не знаем)
|
|
-Знаний не хватает, поэтому мы начинаем новую тему, которая поможет нам решить проблемную ситуацию.
4. Работа по учебнику. Откройте учебник на стр.104, прочитайте тему.
-Употребляли мы раньше словосочетание «сложные слова» на уроках русского языка?
- Сформулируйте цель нашего урока… / узнать, какие слова называются сложными.
5. Открытие нового знания (поиск решения)
-Начнём с наблюдения.
-Посмотрите на иллюстрацию. Это птичка называется горихвостка. Послушайте, как описывает её Е. Ильин в своём стихотворении (зачитывается стихотворение).
-Что особенного у этой птички?
-Понаблюдаем как образовалось слово горихвостка? (запись на доске горихвостка)
-Подберите однокоренные слова с корнями -гор- и –хвост-, запишите эти слова в 2 столбика
-Почему вы считаете, что эти слова однокоренные?
-Послушайте ещё раз слово ГОРИХВОСТКА.
-Что заметили? (в слове 2 корня).
Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами.
-Вернёмся к цели урока – узнать какие слова называются сложными.
Посмотрите на результат нашего наблюдения. Можно ли слово горихвостка считать сложным?
-Так какие же слова называются сложными? (дети дают определение)
-Сравните наш вывод с выводом в учебнике на стр.106.