Раздел 3. Лексико-фразеологические нормы
П.р.№ 3. Лексико-фразеологические нормы русского языка
Цели занятия: закрепить знание лексико-фразеологических норм русского языка; познакомить с особенностями экономической терминологии; научить определять и исправлять речевые ошибки; сформировать навыки работы с толковыми словарями; привить навыки самостоятельной работы с учебным материалом и словарями; развить самостоятельность при анализе речевого материала; привести студентов к осознанию необходимости пользования словарями и соблюдения языковых норм.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
|
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Студент должен уметь:
- анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
- выявлять лексико-фразеологические ошибки и недочёты в речи;
- пользоваться толковыми, семонимическими, фразеологическими словарями русского языка, словарями иностранных слов.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: словари; комплект инструкционно-технологических карт; посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.
Средства обучения: папка для практических занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи»; толковые словари русского языка, справочный материал «Лексико-фразеологические ошибки»; семонимические, фразеологические словари русского языка, словари иностранных слов, словари трудностей русского языка:
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2001.
- Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка.- М.: Русский язык, 1994.
- Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М.: Эксмо, 2008.
- Кристофер Пасс, Брайен Лоуз, Лесли Дэвис. Словарь по экономике. – СПб.: Экономическая школа, 1998.
- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов. - М., 2002 г.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Любое изд.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ РАН.Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: ООО «ИТИ Технология», 2008.
- Словарь иностранных слов. – 15-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988.
- Толковый словарь русского языка. – Спб.: ООО «Виктория плюс», 2009.
- Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: Альта-Принт: Дом XXI век, 2010.
- Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.
- Школьный словарик крылатых слов русского языка / Авт.-сост. Е.Е.Марголинская. – М.: Вахмурка, 2006.
- Фелицына В.П., Мокиенко В.М. Русские фразеологизмы: Лингвострановедческий словарь/ Под ред. Е.М.Верещагина и В.Г.Костомарова. – М.: Рус. яз., 1990.
- Фразеологический словарь русского языка. – изд. 2-е, испр. и доп. – Спб.: ООО «Виктория плюс, 2009.»
- Словари.Ру
Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.
|
|
Задания:
Вариант – 1
1. Подобрать синонимы и антонимы к выделенным словам:
Твердый карандаш, изможденный вид, крепкое здоровье, покупать, случайность.
О б р а з е ц: весёлый – радостный, грустный.
Выписать из глоссария экономики строительства 3 термина, соответствующих именно этой отрасли экономики.
3. Определить, пользуясь словарями, значение иноязычных слов (устно) и подбрать к ним русские синонимы:
О б р а з е ц: мемуары – воспоминания.
Акция, дисконт, пунктуальный, менеджер, превалировать, аудит, кризис.
4. Найти среди неологизмов иностранного происхождения последних 20-30 лет экономические термины и выпиcать их:
Блоггер, гаджет, дилер, импичмент, кикбоксинг, лизинг, менеджер, парламент, холдинг.
5. Доказать, что данные слова являются не только общеупотребительными словами, но и экономическими терминами:
Афера, рынок, предложение.
О б р а з е ц: товар лицом показать, товары широкого потребления.
6. Перечислить фразеологизмы со словом платить; с 1 фразеологизмом (по выбору) составить предложение.
7. Определить, пользуясь словарем экономических терминов, какие из данных слов и словосочетаний являются экономическими терминами, и выписать их:
«Золотое рукопожатие», «грязное плавание», «чистые деньги», «бык», «корова», точечная эластичность, «зеленые потребители» «принцип паровоза», «заплатил и неси».
8. Составить и записать словосочетания с паронимами ледовый – ледяной, практичный – практический.
О б р а з е ц: эффектный выход, эффективные меры.
9. Определить, какое из перечисленных слов имеет значение человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле?
а) националист б) шовинист в) пацифист г) милитарист
10. Записать предложения, исправив речевые ошибки:
- Войска получили значительный урон.
- Мне безапелляционно не нравится эта галерея.
- У Базарова нет сообщников.
- Нерадивый студент молчал у доски как рыба об лед.
- Печорин получил путёвку на Кавказ.
- Разговор его был однотонным и приторным.
Вариант – 2
1. Подобрать синонимы и антонимы к выделенным словам:
Интересный фильм, смелый человек, свежий хлеб, принять на работу, бледные краски, сочувствие.
О б р а з е ц: весёлый человек – радостный, грустный.