Сходство и различия в жанровой системе фольклора народов Крыма (русского, украинского, крымско-татарского, армянского, немецкого, еврейского и др.). Основные обряды народов Крыма: свадебный обряд (драматургия, этапы свадебного обряда, музыкальное содержание обряда; свадебная игра как музыкально-драматическое действо), рождественские обряды у христиан, мусульманские обряды.
Практическое занятие №2.
Разучивание фрагментов обряда свадьбы русского, украинского, белорусского, крымско-татарского народов:
- изучение содержания обряда;
- инсценировка фрагмента обряда;
- работа над музыкой фрагмента обряда.
ЛИТЕРАТУРА
а) основная:
1. История Крыма с древнейших времен до наших дней (в очерках) [Ред. Л.В. Боброва]. – Симферополь: Атлас-компакт, 2009. – 420 с.
2. Крым. Соцветие национальных культур: традиции, обычаи, праздники, обряды. Вып. 1 [сост. Н. В. Малышева, Н.Н. Волощук]. – Симферополь, 2001. – 160 с., ил.
б) дополнительная:
1. Крым сквозь тысячелетия [Ред.кол. Г.М. Буров, А.Г. Герцен и др.]. – Симферополь, 2006. – 576 с., ил.
|
|
2. Нирко О. Кобзарство Криму та Кубані: навч. посіб. (хрестоматійне вид.) для студ. ВНЗ [Упор., ред., передм. Н. Сулій] / О.Нирко. – К.: вид. центр Просвіта, 2008. – 480 с., іл.
ТЕМА 7. Народное инструментальное исполнительство: классификация народных инструментов, особенность строения, эволюция.
Народные музыкальные инструменты. Древность истоков народного инструментального исполнительства. Виды народных инструментов: духовые, струнно-щипковые, смычковые, ударные. Характеристика групп инструментов, исполнительские возможности, устройство, техника игры, бытование.
Музыкальные инструменты городского быта в 17–19 вв.: клавишные, гитара, мандолина. Новый вариант музицирования: пение с аккордовым аккомпанементом.
Семинар №4.
Вопросы:
1. Народное инструментальное исполнительство: история, эволюция.
2. Классификация народных инструментов: особенность строения, эволюция.
3. Характеристика струнно-смычковых инструментов.
4. Характеристика струнно-щипчковых инструментов.
5. Характеристика группы ударных инструментов.
Практическое занятие №3.
1. Изучение характера аккомпанемента на народных инструментах и разновидностей конкретных видов инструментов.
2. Подбор аккомпанемента к изученным песням.
ЛИТЕРАТУРА
а) основная:
1. Степанов Н. И. Народное музыкально-инструментальное исполнительство: Теория и методика обучения / Н.И. Степанов. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 192 с.
б) дополнительная:
1. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты / К. Вертков. – М.: Музыка, 1975. – 126 с., ил.
2. Мациевский И. В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры / И.В. Мациевский. – Алматы, Дайк-Пресс, 2007. – 520 с.
|
|
3. Музыкальные инструменты мира [Пер. с англ. Т. Л. Лихач; xуд. обл. М. В. Драко]. – Минск: ООО Попурри, 2001. – 320 с., ил.
4. Петухов М. Народные музыкальные инструменты музея С.‑Петербургской консерватории / М. Петухов. – СПб, 1884. – 73 с., ил.
5. Привалов, Н. И. Тамбуровидные музыкальные инструменты русского народа. Очерк их происхождения, появления на Руси и существование (домра, балалайка, лютня, кобза, бандура, бандурка, торбан, мандолина, гитара) / Н.И. Привалов. – СПб., О‑ва музыкальных собраний, 1904/1905. – Вып. № 4.
6. Фаминцын А. С. Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского
народа: Балалайка. Кобза. Бандура. Торбан. Гитара / А.С.Фаминцын. – СПб., 1891. – 218 с., нот.
ТЕМА 8. Методология исследования фольклора.
Этапы развития фольклористики. Правила собирания фольклора. Из опыта фольклорной работы русских фольклористов: В. Перетца, Фаминцина, Сперанского. Этнографическая работа К. Квитки, Ф. Колессы, Н. Лысенко. Организация фольклорной экспедиции.
ЛИТЕРАТУРА
а) основная:
1. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до серебряного века, 2-е
изд.перераб. / Л.А. Рапацкая. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 176 с.
б) дополнительная:
1. Іваницький, А. І. Українська народна музична творчість: Посібник для вищ. та серед. учб. закладів / А.І. Іваницький. – К.: Муз. Україна, 1990. – 336 с., нот.
2. Квитка К. В. Профессиональные народные певцы и музыканты на Украине / К. Квитка // Избранные труды в двух томах. – Т. 2. – М.: Сов. композитор, 1973. – С. 279–315.
3. Квитка К. В. О критике записей произведений народного музыкального творчества / К. Квитка // Избранные труды в двух томах. – Т. 2. – М.: Сов. композитор, 1973. – С. 30–39
4. Перетц В. Малорусские вирши и песни в записях XVI–XVIII веков / В. Перетц // ИОРЯС. – СПБ., 1899. – Т. IV. – Кн. 3,4. – С. 869–938.
5. Пашина О. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / О. Пашина. – СПб.: Композитор, 2009. – 568 с.
6. Толмачев, Ю.А. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / Ю.А. Толмачев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 120 с.
7. Черная Л. А. История культуры Древней Руси / Л.А. Черная. – М.: Логос, 2007. – 288 с.: ил.
8. http://www.vantit.ru/library/item/731-o-princzipax-sistemnogo-issledovaniya-folklora-i-literatury.html Копылова Н. И. О принципах системного исследования фольклора.
9. http://etmus.ru/?attachment_id=1229 Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора
ТЕМА 9. Организация фольклорной экспедиции.
Этапы развития фольклористики. Этнографическая работа русских фольклористов: В. Перетца, Фаминцина, Сперанского. Этнографическая работа К. Квитки, Ф. Колессы, Н. Лысенко; в Крыму: Леси Украинки, А. Ф. Нырко. Правила собирания фольклора. Организация фольклорной экспедиции.
Семинар №5.
Вопросы:
1. Этапы развития фольклористики.
2. Этнографическая работа русских фольклористов: В. Перетца, Фаминцина,
Сперанского.
3. Этнографическая работа К. Квитки, Ф. Колессы, Н. Лысенко.
4. Этнографическая работа в Ялте: Леси Украинки, А. Ф. Нырко.
5. Правила собирания фольклора.
6. Организация фольклорной экспедиции.
7. Методика полевой работы.
Практическое занятие №3.
1. Работа с архивными материалами Музея Кобзарства Крыма и Кубани.
2. «Фольклорная разведка» по Крыму.
3. Расшифровка народных мелодий.
ЛИТЕРАТУРА
а) основная:
1. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до серебряного века, 2-е
изд.перераб. / Л.А. Рапацкая. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 176 с.
б) дополнительная:
1. Іваницький, А. І. Українська народна музична творчість: Посібник для вищ. та серед. учб. закладів / А.І. Іваницький. – К.: Муз. Україна, 1990. – 336 с., нот.
2. Квитка К. В. Профессиональные народные певцы и музыканты на Украине / К. Квитка // Избранные труды в двух томах. – Т. 2. – М.: Сов. композитор, 1973. – С. 279–315.
|
|
4. Квитка К. В. О критике записей произведений народного музыкального творчества / К. Квитка // Избранные труды в двух томах. – Т. 2. – М.: Сов. композитор, 1973. – С. 30–39
5. Перетц В. Малорусские вирши и песни в записях XVI–XVIII веков / В. Перетц // ИОРЯС. – СПБ., 1899. – Т. IV. – Кн. 3,4. – С. 869–938.
6. Пашина О. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / О. Пашина. – СПб.: Композитор, 2009. – 568 с.
7. Толмачев, Ю.А. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / Ю.А. Толмачев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 120 с.
8. Черная Л. А. История культуры Древней Руси / Л.А. Черная. – М.: Логос, 2007. – 288 с.: ил.
9. http://www.vantit.ru/library/item/731-o-princzipax-sistemnogo-issledovaniya-folklora-i-literatury.html Копылова Н. И. О принципах системного исследования фольклора.
10. http://etmus.ru/?attachment_id=1229 Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора